Печалью душу
Не трави.
Банальность
Противопоказана.
Об осени,
Как о любви,
Давно всё сказано.
В поэтическом смысле Осень всегда давала приличную фору другим временам года. Кажется, что в её образе на землю с расстеленным для такого случая золото-багряным ковром ступает сама Муза, склонная больше к светлой печали, чем к лёгкой радости.
Но тема осени такова, что трудно не вляпаться в тривиальность, как в осеннюю лужу. Надо обладать незаурядным талантом, чтобы поведать именно о СВОЕЙ осени. Казалось бы, опробованы все краски, метафоры, образы, исхожены все художественные ТРОПЫ.
Что остаётся нынешним поэтам? Либо саму банальность сделать темой иронического размышления, либо влить свежей крови в «осень первоначальную».
И совсем сложная задача повернуть новой смысловой гранью образ, который уже испытан другим поэтом и прочно закрепился в его собственном художественном арсенале.
Например, есенинская строчка «Увяданья золотом охваченный» мало кого сразу натолкнёт на воспоминание о другой, тоже хрестоматийной, пушкинской: «Люблю я пышное природы увяданье».
Причём Есенин, как и Пушкин, создаёт свой образ на основе оксюморона. Но, несмотря на то, что у обоих поэтов слово УВЯДАНЬЕ рождается в контексте осени, смыслы пушкинского «пышного увяданья» и есенинского «золота
Оценили 3 человека увяданья» разведены по разным поэтическим мирам.
У Пушкина, обожающего осень, доминирующий эпитет «пышное» своей торжественностью подавляет гнетущее «увяданье». А у Есенина, наоборот, это самое «увяданье» заглушает весь блеск «золота»: это собственно есенинское «увяданье» – «все мы, все мы в этом мире тленны». У поэта акцент чаще всего на бренности человеческой жизни, что и придаёт ей особую ценность: «Будь же ты вовек благославенно, что пришло процвесть и умереть». А Пушкин, как протеист, в этом смысле менее драматичен, он чаще принимает всякую закономерность бытия спокойно, и потому, как поэт, даже в «бренности» обнаруживает «прощальную красу», а «унылую пору» называет «очарованием очей».
Свой «оксюморон» со словом УВЯДАНЬЕ находит и Тютчев, наблюдая в осени
«Ущерб, изнеможенье — и на всём
Та кроткая УЛЫБКА УВЯДАНЬЯ…»
Если для Пушкина осень прежде всего — время года, которую он, как и зиму, предпочитал лету, для Есенина осень — иносказательная аналогия завершения краткого жизненного пути, то для Тютчева — это образ диалектики — его излюбленная тема: в самой жизни заложено напоминание о её кратковременности, этим она и дороже, и прекрасней. Картина тютчевской осени ярко обнажает эту суть — как время порога между бытием и инобытием:
«Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья» — это про «улыбку увяданья».
Поэтому Тютчев любуется осенью абсолютно по-своему:
«Как увядающее мило!
Какая прелесть в нём для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнётся раз!..»
Показать список поделившихся
Замечательный разбор оттенков осени, их значение, которые воспринимаются через поэтические образы
гениальных поэтов!
Нынешним стихотворцам надо читать и перечитывать это послание!
Я думаю, что у этого автора можно читать и издавать всё, вплоть до записки на холодильнике. Современники через много лет будут гордится личным знакомством с ним.
Спасибо большое! Очень интересный разбор!