Владимир Шемшученко. Пока мы едины – мы непобедимы. 4 ноября – День народного единства.

Русский человек не может жить без мечты. Он от века пребывает в ожидании Божественного царства, где царят справедливость, любовь к ближнему своему. Русская мечта – это симфония народов, вер, языков, это Родина – единая и нераздельная. Бывало, что эта мечта слабела и угасала, и тогда Россия оказывалась на краю пропасти и, казалось, ничто не может её спасти от окончательной гибели, которая могла бы стать концом народа русского и других народов, связавших с ним свои судьбы. Так бы оно и случилось, если бы наша Россия – Святая Русь – издревле не имела великое и славное имя: «Дом Пресвятой Богородицы», или иначе: «Необоримое Богородицы состояние (достояние)».

И, как свидетельствует вся русская история на протяжении целого ряда столетий, это возвышенное наименование не было лишено самого глубокого смысла. Все важнейшие события исторической жизни русского народа так тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, которая в трудные моменты тотчас приходила ему на помощь, избавляя его от врагов сильнейших, что действительно Родина наша была как бы Домом Её, в котором она постоянно обитала. И это своё незримое, но тем не менее всегда реально ощутимое присутствие на русской земле Она являла через многочисленные Чудотворные Иконы, которые благоговейно православными людьми как видимые знаки, символы Её невидимого присутствия и покровительства русскому народу и другим населяющим нашу страну народам всегда будут понятны и почитаемы.

По вере от икон этих источались бесчисленные чудеса, а в критические моменты, угрожавшие самому историческому бытию русского народа, по усердной молитве перед этими иконами Пресвятая Богородица воистину чудесно спасала русскую землю от страшного разорения, а народ православный – от погибели. 

Невозможно перечесть отдельные случаи чудесной помощи Божьей Матери верующим людям. Укажем здесь лишь один пример дивного заступничества Пресвятой Богородицы за всю русскую землю.

После смерти царя Ивана Грозного на русский престол взошёл его сын Фёдор I Иоаннович. Однако потомков он не оставил, и династия Рюриковичей пресеклась. Однако все помнили про младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего при загадочных обстоятельствах ещё при жизни Фёдора.

В народе стали поговаривать, что он, может быть, вовсе и не умер… С этого момента в России начинается период, вошедший в историю как Смутное время.

На русском престоле началась настоящая чехарда. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Семибоярщина, польский королевич Владислав, Лжедмитрий II, а за ним и Лжедмитрий III. Вместе с ними пришли польские захватчики. Они грабили, убивали людей, жгли храмы и глумились над православными святынями… Русские люди пребывали в унынии, но, как набатный колокол, звучал голос воина Христова – патриарха Гермогена. Он рассылал грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией по городам и селам, призывал русский народ к освобождению Москвы от врагов.  И его глагол был народом услышан.

В стране возникло ополчение под предводительством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Им удалось собрать войско невиданных размеров, в состав которого входили представители всех сословий и народностей, проживавших на территории России. Воистину это было народное воинство, вставшее на защиту своей земли и веры Христовой.

В 1611 году ополчение подошло к стенам Кремля.

Осаждённые в Кремле поляки не раз посылали к заключённому в узилище Патриарху Гермогену послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твёрдо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдёте из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру».

Поляки жестоко пытали Патриарха и в конце концов уморили его голодом, но не сломили. Гермоген мученически умер 17 февраля 1612 года. Весть о его подвижнической смерти стала мощным стимулом для укрепления народного духа.

Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, всё войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трёхдневный пост.

Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об Отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им свою милость.

22 октября ополченцы взяли штурмом Китай-город и изгнали поляков из Москвы. К тому времени обретённая икона Казанской Божией Матери успела стать своеобразным духовным символом ополчения.

После взятия Кремля Русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни.

После избавления Москвы от иноземных захватчиков князь Дмитрий Пожарский построил в самом центре столицы Казанский собор, в который в 1636 году был помещён чудотворный Образ, а день 22 октября (4 ноября по новому стилю) стал почитаться как День народного единства.

Удивительна история и второго чудотворного списка с Казанской иконы. Император Пётр I перенёс его в новую северную столицу, где в честь иконы возвели кафедральный Казанский собор. Именно перед этим списком молился, собираясь выезжать в действующие войска, Михаил Илларионович Кутузов в 1812-м. Здесь же, в соборе, неподалеку от чудотворного образа, упокоился и прах великого полководца… Особую роль в истории города на Неве сыграл этот Образ и в Великую Отечественную войну – уже во время блокады верующие жители пронесли Казанскую крестным ходом, исполняясь решимости выстоять до конца. Петербургский список Казанской иконы чудом сохранился в советское время и, пробыв некоторое время в Князь-Владимирском соборе, вернулся в Казанский собор…

Сам же явленный в Казани первообраз был в 1904 году похищен из Казанского монастыря ворами, охотившимися за драгоценной ризой иконы, – и уничтожен ими. Но списки икон Казанской Божией Матери прославились по всей России чудесами исцелений и милости к людям.

Но вернёмся ко Дню народного единства, отмечаемому в ноябре, поскольку с ноябрьскими праздниками у многих из нас случилась большая путаница. Это вполне объяснимо: десятилетиями народ ходил на парады 7 ноября. Потом День Октябрьской революции сделали просто памятной датой и переименовали в День примирения и согласия. А потом в России ввели ещё один праздник – День народного единства. Он отмечается 4 ноября и считается нерабочим днём.

Попытки сделать этот день праздничным предпринимались ещё в 1649 году. Почти пятьсот лет назад! Тогда царь Алексей Михайлович объявил 22 октября (4 ноября по новому стилю) – день Казанской иконы Божией Матери – государственным праздником. Однако после революции 1917 года традиция отмечать праздник пресеклась.

Но не пресеклась память народная, «родившаяся», по моему мнению, в 863 году, когда «учителя словенские», святые Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык богослужебные книги: Евангелие, Апостол и Псалтирь и стали учить Богослужению на славянском языке. Именно церковные книги и церковное Богослужение стало альфой и омегой привнесения просвещения на земле русской.

Возник язык, на котором изъяснялись народы России, что само по себе стало скрепой, удерживающей империю от разрушения. Ибо в Евангелии от Иоанна сказано: «В начале было Слово. Слово было у Бога. И слово было – Бог».

И в наше время люди, проживающие на территории Российской Федерации в пределах 11 часовых зон, понимают друг друга, имеют единый календарь, в котором летосчисление ведётся от Рождества Христова.

10 заповедей Божьих вошли в плоть и кровь людей, населяющих страну. Даже при явном отрицании Бога, Советская власть в той или иной мере включила эти заповеди, пусть и перефразировав их, в Моральный кодекс строителя коммунизма, не говоря уже о том, что, ведая или не ведая, даже самые закоренелые атеисты воспитывали своих детей по правилам, уставленным когда-то Богом, стремясь избегать того, что может привести их к гибели физической и духовной.

Ещё одной скрепой, соединяющей наших людей независимо от их вероисповедания и национальности, безусловно, является наше государство, которое, если образно выразиться, как обруч, стягивает в единое целое наши необъятные территории.

Да, государство в разные времена вело себя по-разному применительно к Русской православной церкви, но в настоящее время оно отнюдь не препятствует утверждению Веры Православной.

И примером тому служит принятие в декабре 2004 года Государственной Думой РФ поправок в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из них было введение нового праздника – Дня народного единства. Государственный выходной день с 7 ноября перенесли на четвёртое, что совпадает с Днём прославления Казанской иконы Божией Матери.

Историческая память была восстановлена. Связь времён не прервалась. А, значит, и не сгинула, то еле тлеющая под пеплом нестроений, то ярко разгорающаяся вековечная мечта нашего многонационального народа на высшую, Божественную справедливость. И подтверждением тому являются строчки нынешнего Государственного гимна России:

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

И потому в День народного единства важно помнить, что россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям, вероисповеданиям, – это единый народ с общей исторической судьбой и одним будущим, а главные героические свершения предков всегда будут служить нам примером солидарности и патриотизма. Согласие народа, гражданская солидарность – залог благополучия нашего общего Отечества.

Поделиться:


Владимир Шемшученко. Пока мы едины – мы непобедимы. 4 ноября – День народного единства.: 1 комментарий

  1. Цитата:»Государственный выходной день с 7 ноября перенесли на четвёртое, что совпадает с Днём прославления Казанской иконы Божией Матери». Я желаю России и её народу только процветания и мира, но я не согласен с отменой праздника 7 ноября, что произошло без ведома тех, кто этот праздник почитает. Этот праздник как раз ассоциируется с народной борьбой за справедливость, которая у народа в России всегда имела бесспорный приоритет. Россияне принадлежащие к разным социальным группам не могут быть во всём едины, так как интересы у разных социальных групп кардинально отличаются. Например, простые люди из народа никогда не присваивали народное достояние, не вывозили капитал из России и не состояли в «пятой колонне».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *