ВИКТОР МАМЦЕВ
КРЕЩЕНИЕ
Завораживающее зрелище: на белой поверхности заснеженной реки в виде креста прорубь — чёрная, ледяная, вязкая, медленно текущая плазма, затягивающая взор в круговорот воды…
Сколько раз, ёжась от мороза, стоял чёрной ночью на краю этой пропасти и не мог понять, почему так страшно, и душа сжимается за пазухой в комочек? Ведь как празднично и ярко проходит крещение по ТВ в Израиле… Солнце! Заходишь во всём белом по пояс в Иорданскую лужицу, окунаешься, тебе на голову доливают из миски остатки ещё более взбаламученной соседями воды, ты троекратно крестишься, довольный фотографируешься на фоне тамошних камышей и с высохшей на рубахе солью и грязью счастливый возвращаешься домой!
Вспоминаешь народные сказки, где героев проверяли на верность и веру в кипящих котлах, только для доверия нужен был верный друг — конёк Горбунок, или везли в дремучий зимний лес, откуда выручал влюблённый Иванушка, семь простодушных богатырей или добрый дед Мороз.
А самым страшным казалось очутиться на краю леса, перед кривой избушкой на курьих ножках и выдавить из себя: «Стань к лесу задом, ко мне передом!», зажмуриться и войти в переходное пространство Царства мёртвых, чтобы получить дельный совет бабы Яги по изысканию яйца и его «кулинарным» изыскам.
Когда-то у нас на Руси был свой праздник крещения и не в январскую стужу, через две недели после рождения Иисуса, а летом — на день рождения Иоанна Предтечи, которого у нас звали Иван Купала. У них Ваня «тёк», «окунал», «омывал», «очищал» водой грехи человеческие перед приходом Иисуса, а у нас «купал».
Точно также, как Бог в чёрной бездне до создания Тверди небесной — «Купола»: «Земля же была безвидна и пуста. И тьма над бездною. И Дух Божий носился над водою… Да будет Твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды…»
Человек, окунаясь в воду, расслабляется, разводит в стороны руки, как крылья, закрывает глаза, отталкивается от дна и блаженно зависает в полёте, во тьме космической невесомости, возвращается в божественное подобие первозданного состояния: щемящей тишины, спокойствия, безмолвия, бездействия, несуществования.
В любой деревне в день перед Иваном Купалой нужно было решить вопрос с подбором второй половинки: помыться, красиво одеться, поухаживать, понравиться, посвататься, подарить, посмешить, покуролесить, поплясать, договориться о свадьбе на «Покрова»!
К вечеру поводить хороводы, покататься на качелях, попрыгать через костёр (очиститься огнём), проверить подружку на взаимопонимание и твёрдость принятого решения.
В ночном лесу можно поискать цветущий папоротник, который принесёт удачу и богатство, или погонять, напоследок, девок. Почувствовать вожделение, желание, удовольствие, нежность, ласку, любовь — радость жизни!
Но ближе к рассвету вернись домой, сними праздничные одежды, одень на голое тело белую в пол рубаху — символ отрешённости, смирения, покорности Богу — «погребальный саван», и всем двором на Матушку-реку. Взявшись за руки заходили в реку, пели гимны, славили Бога, одновременно окунались в воду, растворяясь в природе, умирая всем Миром.
И с первым лучом восходящего солнца, выныривая и делая первый глоток чистого утреннего воздуха, возвращались к жизни, возрождались, воскресали.
Стоп… Воскресали!
И вот теперь, стоя у чёрного круговорота, черты Крещенской проруби, понимаю, почему трепещет душа. Боится, бедная, находясь в человеческом теле, смотрит вниз креста, где незримо лежит адамова голова, где в черноте ждёт её бездна адского небытия.
И ты, как Иисус, должен войти во Ад… окунуться с головой, расслабиться, закрыть глаза, развести в стороны руки, как на кресте, оттолкнуться от дна этого мира и блаженно… УМЕРЕТЬ!
Довериться Богу, его всемогуществу, всепрощению, всемилости и вынырнуть со слезами радости из животворящей воды в жизнь вечную — верхней части креста, где тебя ждут достойные, облака, Ангелы, Любовь и Бог!
Виктор, как здорово написано!
С Крещением Господним!
Светлого творчества!
С Крещением Господним! Здоровья и благодати!