Валерия Салтанова. Об «аморализме» Чехова и Толстого и не только, или Русский мир глазами Дмитрия Быкова.

Дмитрий Быков – деятель, наглость которого просто зашкаливает. Тот факт, что я с ним немного даже лично знакома, и когда-то он казался мне весьма интересным журналистом и начинающим поэтом со своим голосом, говорит лишь о том, как все мы можем заблуждаться в молодости. А ещё о том, чтó с некоторыми индивидами иногда делает время, неуёмная жадность и звёздная болезнь – ведь когда-то Быков действительно подавал надежды и казался одарённым, оригинально мыслящим журналистом с большим будущим.

Впрочем, уже первые передачи проекта «Гражданин поэт», а потом и «Поэт и гражданин» на каналах «Дождь» и «Эхо Москвы» показали, куда скатывается этот «талант» – и как журналист, и как поэт. А средних способностей актёр Михаил Ефремов с большим воодушевлением (ну ещё бы!) исполнял быковские малоцензурные воззвания «на злобу дня» и похабные образцы так называемой политической сатиры, явно не очень-то задумываясь об их содержании. На баснословные денежки, которые им платили загранзаказчики за пасквили на Россию, один достиг бегемотских габаритов, а другой допился до того, что убил человека и отбывает теперь заслуженное наказание в местах не столь отдалённых…
В своём материале буду ссылаться на выдержки из лекций и произведений Быкова, которые с 2004 года собирала журналистка Ольга Насонова, а также на комментарии к ним Анны Карамазовой.
Многие сегодня спорят со мной, пытаясь утверждать, что Дмитрий Быков вовсе не русофоб и к тому же отличный писатель. Но с этим крайне трудно согласиться. По словам Насоновой, «в своих филологических штудиях Быков демонстрирует чудовищный салат из пошлости, передёргивания и извращения смыслов русской литературы.
Вот его суждение о Достоевском, например: «Достоевский выдумывал образ русской души – души истеричной, преступной, одержимой маниями, необразованной, неблагородной».
О Пушкине: «Сказать, что Пушкин «национальный поэт», это значит – в огромной степени принизить его. Это очень сомнительный комплимент».
О Толстом: «Толстому так и не удалось вогнать свой буйный дар в прокрустово ложе морали».
О Чехове и его рассказах: «Омерзительной пошлостью веет от интеллигентского служения народу и даже от самого этого народа. «Злоумышленник» – как раз про народ, не дотягивающий даже до того, чтобы быть полноценно преступным… В чеховской системе праздность – прекрасная вещь, а труд – проклятье… Аморализм Чехова не чувствует только безнадёжно глухой читатель».
Комментирует Анна Карамазова: «Псевдо-филологическая эквилибристика Быкова всегда посвящена одной теме – России и её непоправимой ущербности. Наизнанку вывернуты абсолютно все концепты русской классики. Подчёркиваю – все! Чтобы такую грандиозную подмену осуществил интеллектуал, каковым, безусловно, является Быков, нужно быть или психически неадекватным, или лжецом. И лгать филигранно, упоительно, прекрасно сознавая, что лжёт. Или – третий вариант – впасть в Иудин грех тридцати сребреников. Посмотрите, сколько стоят лекции Быкова, в том числе – для школьников. Так что здесь ещё есть и «меркантильный интерес».
А вот – слова одного из быковских учеников: «Идея Русского мира, проповедовавшаяся Достоевским, – реваншистская идеология войны, расширения границ и насилия».
Карен Шахназаров, пытаясь как-то оправдать Быкова, выразился в том смысле, что тот ошибся, не то имел в виду и, конечно, уже понял свою ошибку, ведь он опытный и умный, к тому же талантливый… Быков, безусловно, опытный и умный. И действительно талантлив. Но это как раз тот случай, о котором сказал политолог и телеведущий Сергей Михеев: «Талантливый человек может быть конченым негодяем». «В его произведениях нет ничего такого», – говорит Шахназаров. Есть! И именно «такого».
Ещё из Быкова: «Умеренный застой до перехода в маразм лучше всего соответствует русскому национальному характеру».
«Россия – вообще очень телесна, груба; утончённому в ней неуютно, зато грубому и животному – раздолье».
«Сегодня в России быть свиньёй очень престижно. Люди они нормальные, но их приучили получать абсолютно фашистское наслаждение от мерзости».
«Недеяние – важный жизненный принцип русского человека».
«Россия – тормоз, вечный «лежачий полицейский» на пути к любому прогрессу».
«Что такое, господа, русский мальчик? Это инфантильное, воинственное, неряшливое существо. Я его терпеть не могу – хотя бы потому, что он отказывает всем живым в праве на честь и совесть».

А вот какие быковские высказывания о России я сама нашла на просторах интернета:

«…сегодняшние времена ещё войдут в пословицу как пример подлости и постыдного идиотизма. И мы это ещё увидим, клянусь вам. Так случится при жизни моего поколения. Торжество сегодняшних ценностей, то есть русской идеи, заключающейся в умении только угрожать и давить, Лосевым названо с беспрецедентной точностью».

«Вся ничтожность, вся идейная нищета так называемой русской идеи, вся компилятивность её источников, преимущественно иностранных, давно раскрыты Ключевским, Яновым, да и множеством других публицистов, и всем очевидно, что эта идея проходит сегодня свой последний круг, позорясь и компрометируясь окончательно».

«И вот я думаю: что же мешает нам скинуть с шеи эту удавку? Под скидыванием удавки я разумею, конечно, не обязательный отъезд, но именно жажду принадлежать большинству. Это большинство сейчас настолько оболванено, грубо, нагло, оно так распоясалось и так презирает всё остальное человечество, что находиться рядом с ним, в его рядах – позорно и зловонно».

«Гипноз страшного слова «родина» пора бы уже, кажется, развеять. Человек не выбирает место рождения и ничем не отвечает за него. Всем известна фраза о том, что когда государству надо провернуть очередные тёмные делишки, оно предпочитает называть себя родиной. Но место рождения – не более чем область трогательных воспоминаний. Родина не бывает вечно права. Гипноз родины пора сбросить. Огромное количество людей мыслящих, порядочных, честных и свободных не связывает с этой территорией ничего… Слишком интимная близость родины и даже само отождествление с ней опасны – можно заразиться безвкусием, апологией масштабов, как это случилось с многими большими поэтами, не станем называть их».

«Мир велик, есть в нём океаны, пустыни, горы – и обидно всю жизнь просидеть в болоте, наслаждаясь уникальностью его фауны. Надо сделать этот внутренний мысленный шаг, а там пойдёт. К свободе, даже внутренней, быстро привыкаешь. Сбросьте же этот ошейник, сколько можно. Нельзя же всегда зависеть от врождённых вещей. Нельзя гордиться ни тем, что ты русский, ни тем, что ты москвич, ни тем, что ты американец… И есть у меня сильное подозрение, что всё, что мы слышим сегодня, это вопли разъярённой мачехи, а истинная мать нас ещё где-то дожидается. И нам её ещё только предстоит обрести. Чем скорее мы сделаем к ней первый шаг – тем больше она обрадуется».

Нужны ли ещё какие-то слова? Как говорится, комментарии излишни. Извращённый ум этого интеллектуала без чести и совести ведёт его по пути всё большего нравственного падения. Однако всё же приведу ещё один комментарий Анны Карамазовой: «Когда же станет понятно, что это не только голый король и провокатор, но и мерзавец, делающий деньги на фальсификации русской истории и русской классики, и изощрённый манипулятор, пользующийся своей абсолютной безнаказанностью?
Этакий интеллектуальный Смердяков. Бердяев сказал о Смердякове: он «предъявил право на бесчестье». Быков это сомнительное право подхватил. Смердяков: «Я всю Россию ненавижу… Хорошо, кабы умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе». Быков: «Я абсолютно уверен, что Гитлер добился бы популярности в России»… для тех «кто собирался жить в свободной России, освобождённой гитлеровцами. Сегодня быть патриотом – значит, быть русофобом».
Как закончили Смердяков и Иуда, Быков как «настоящий литератор», конечно, помнит, но это его проблема. Но и нам нельзя впадать в прелесть, оставляя безнаказанными скандальные провокации «талантливых писателей».

И вот тут уже действительно практически нечего добавить. Только повторю: давайте не впадать в прелесть и давайте будем видеть истинное лицо тех, кто мечтает разрушить и нашу культуру, и наши идеалы, и нашу жизнь. Давайте держать оборону. Как? Включать разум, учиться отделять зёрна от плевел, не покупаться на яркие обёртки и не поддаваться на провокации. Не приобретать быковских книг. Не слушать его лекций. Не записываться на безумно дорогостоящие курсы, конкурсы и пр. изобретательные конвейеры по выкачиванию Быковым денег из русских свиней, коими он нас определил. Давайте же будем иметь гордость, не терять достоинства и не пускать слюни перед «талантом» и «эрудицией» того, кто считает нас «болотом» и «грубыми животными в маразме», в чьих рядах ему находиться «позорно и зловонно».


Поделиться:


Валерия Салтанова. Об «аморализме» Чехова и Толстого и не только, или Русский мир глазами Дмитрия Быкова.: 1 комментарий

  1. Есть такая работа — Родину грязью поливать. Лекции, кстати, у него местами очень классные, но не покидает ощущение, что меня хотят обмануть, правда, стараются сделать это мягко… Лекции его слушать надо, чтобы уметь отвечать также гладко и красиво, развенчивая тот стройный культурный миф, на котором стоит автор, как большой профессионал. Это наш идеологический противник, при том талантливый и умный. С Уважением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *