
Скоро, если Небеса будут благосклонны к нашему новому Проекту, я расскажу Вам о нём. В ноябре всё и решится. Скажу только, что незаметно вместе с чувством братской дружбы и причастности к своему народу и вместе с личным отношением советского человека к своей Родине, у нас «тихой сапой» украли из жизни любимую народную песню. Не фольклорную и этническую (хотя и она нередко бывала всенародно любимой), а именно общую Песню всей страны… Ну, такую, например, как «Пусть всегда будет солнце» в исполнении Майи Кристалинской, «Течёт река Волга» — Людмилы Зыкиной…
Что там ещё? Да, целый кладезь песен, невероятных по силе текста, мелодии и вокалу! «Я люблю тебя жизнь» в исполнении Марка Бернеса, его же «С чего начинается Родина», «Журавли» (поэт Расул Гамзатов разрешил знаменитому Бернесу и переводчику на русский Н.Гребневу заменить слово «джигиты» на «солдаты»)… Или ставшая поистине народной песня Молчанова и Доризо «Огней так много золотых» в исполнении Екатерины Семёнкиной… «Мгновения» Иосифа Кобзона… «Мой адрес Советский союз», «Идёт солдат по городу», «Пусть бегут неуклюже»… Самые разные…
Весь народ страны на любом праздничном застолье пел «Ой, мороз, мороз! Не морозь меня!»
Я лично считал и считаю неповторимым совершенством мелодию и стихи, передающие всю любовь и нежность нашего поколения к родной школе, к Учителю и к Родине, — «Журавлиную песню» на музыку Кирилла Молчанова из кинофильма «Доживём до понедельника». Помните?
«Может быть, пора угомониться,
Но я грешным делом не люблю
Поговорку, что иметь синицу
Лучше, чем грустить по журавлю «…
…Эти и другие замечательные песни нашей большой страны остались лишь в нашей памяти. Что поём мы сегодня всей страной?
Как таковая, Песня Жизни у нас украдена. Шоу-бизнес песню измельчил, примитивизировал и разложил на «два притопа, три прихлопа». Пугачёвщина и Крутовщина, как явления, производные от фамилий Пугачёвой и Крутого, монополизировали право определять, какой песне жить и появляться на экране. Песенная мафия почти на три десятилетия остановила живую жизнь и живое творчество талантливых поэтов-песенников, композиторов и вокалистов. «Голубой огонёк» вместо праздника-сказки, праздника открытия, праздника талантов и героев превратился на наших глазах в «праздник» пошлости, похабени и самодовольства друзей Пугачёвой…
Дело кончилось тем, чем и должно было кончиться, — откровенным «песенным» бесовством в исполнении Мангерштернов, Милохиных, Бузовых и Монеточек с их матами, прославлением наркоты и смерти и примитивнейшим набором слов… По сравнению со всей этой попсотой даже тихо помешанный на любви к себе певец ртом Киркоров кажется «классиком» песенного жанра.
Вырождение песни стало фактом жизни. Поэтому любой из молодых, кто запоёт что-то в духе «Любэ» или раннего Газманова о родине, берёзках, маме, хлебе, солдате… и т.д. может рассчитывать, как минимум, на внимание истосковавшейся по талантливой песне публике.
Я хотел бы обратить Ваше внимание на Проект-Песню семилетней давности «Жить!» Игоря Матвиенко. У этой композиции, имеющей глубокий жизнеутверждающий смысл, и исполненной разными известными и неизвестными певцами, — несколько десятков миллионов просмотров на одной популярной иностранной (читай «враждебной») платформе на букву «Ю» . Но у этой песни почти нет телевизионной и радио судьбы в России. Видимо, «неформат». Этим идиотическим приговором воротилы шоу-бизнеса и фактические хозяева всего российского эфирного пространства обрекли и продолжают обрекать талантливую русскую песню на вымирание.
С другой стороны, многомиллионная аудитория голосует за любой прорыв Песни Жизни из тоннеля с колючей проволокой, с ценниками, ужасающе тупыми текстами, обнажёнкой, пирсингом, татухами и обязательными сексуальными деменциями… Попса, как плесень и слизь, распространилась по эфиру, по местам обитания людей, в их ушах и душах…
Думаю, что не мне одному в голову приходила неизбежность Великой Спецоперации в Культуре и в СМИ. На просторах того, что почти полностью сожрал и подмял под себя шоу-бизнес и попса.
Для меня, выросшего под звуки хороших и любимых в народе песен, так же очевидна необходимость организации нормального музыкально-песенного пространства в России.
Знаете, для чего?
Для того, чтобы народ, почувствовав свою общность в судьбе и смыслах, снова запел.
Песня Жизни — неотъемлемая часть народа. Без песен народа не бывает. Мы поём от рождения и до смерти. Мы поём, работая, и воюя, готовя еду и укачивая деток. И даже, когда мы умираем, над нами, уже мёртвыми, поют, отпевая нас… Есть такое выражение: «Народы — это мысли Бога». А песни народов — это чувства и смыслы Бога.
А теперь — о грустном, но поправимом.
Попса делает из людей примитивных существ, в одиночку или стайками ищущих звуки и слова, о которые можно зацепиться и хоть чуть-чуть согреться в стынущем Космосе одиночества.
Певец с псевдонимом «Шаман» и с его нехитрым ходом хитрых промоутеров, обращенным к коллективному бессознательному в виде надрывной песни «Встанем» и особенно «Я русский», попал в ожидание.
Нетрудно сорвать «банк», когда за столом один играющий.
На замёрзшем озере у единственной полыньи будет самый высокий рейтинг среди рыб.
В народе по такому поводу говорят ещё грубее: «На безптичье и попа соловей»…
Это при всём при том, что «Встанем» в контексте СВО действительно цепляет любого нормального человека, не разучившегося со-переживать. Потому что молодой парень, возраста воюющих и погибающих на СВО парней, обращается к беспечному обывателю с такой искренней и естественной, но давно забытой просьбой — чтить и уважать солдатский подвиг и труд во имя родины.
До сих пор мы видели только блёстки, перья и татухи.
До сих пор мы слышали только манерные завывания о том, что «она (он) ушла (ушёл), и жизнь потеряла смысл, но он (она) вернулась (вернулся), и мы «опять кайфуем»…
Ей-Богу, у наших мам и пап, и, тем более, у их родителей, выбор Песен Жизни, песен о труде, доблести, любви, дружбе и совести был гораздо богаче.
Коллективное бессознательное предсказуемо и сломя голову потянулось на «огонёк»: «О России парень поёт». «Русских славит». «Русью запахло»… Забывший, что такое хороший вокал и сильный текст, недолюбленный властью и олигархами, миллиардерами с банкирами, презираемый дутыми телевизионными «звёздами», народ потянулся к… единственной полынье…
Коллективное бессознательное, забывшее, что такое «русская душевная песня», что такое вокальное мастерство, сценический образ и костюм, прорвалось в виде всенародной любви к довольно средней по тексту и мелодике песне. Дреды и кожаные штаны исполнителя пошли в ту же корзину авансов и ожиданий «настоящего» народного хита.
Хорошо уж и то, что «Шаман» не обколот синими мастями от шеи до пяток. Хорошо и то, что эту песню наполнили новым смыслом авторы клипа, сделанного из фрагментов исполнения её разными вокалистами и вокальными коллективами из всех уголков страны. В таком виде песня «Я русский» оправдала и свою плакатную «злободневность» и сиюминутный вызов предполагаемому врагу, мол, я не просто русский, а тебе, гад, назло… «Вот, понимаешь, как тебе не повезло!»…
Если серьёзно, то и до сих пор идут споры, отчего и почему человек поёт — от великой ли любви, или от непреходящей злобы на врага?
Конечно, врага надо иметь в виду… Помните?
«Дрожи, буржуй, твой смертный час настал!
Против тебя весь бедный класс поднялси…
Он улыбнулси, засмеялся и цепи разорвал,
И за свободу бьётся, как герой»…
И всё же стихи, как и песни, как и дети, между прочим, рождаются от любви. Иначе — не в радость, иначе до чужой души не дойдёт.
Иначе выгода победит любовь, и мы превратим суррогатное материнство в норму и поставим его на поток, торгуя тем, что не продается. А песню и жизнь превратим в вечную мобилизацию на решение народно-хозяйственных и военных задач… Проходили уже — знаем!
Хуже этого может быть только патриотическая попса для подтверждения лояльности «курсу партии» и во имя извлечения прибыли…
После успеха Шамана и ряда певцов на тему СВО и Донбасса, такой гигант шоу-бизнеса, как Максим Фадеев, уловив чутким носом конъюнктуру, тоже что-то попытался изобразить в жанре «солдатской правды жизни»… Но получилось фальшиво не столько в мелодике, сколько в пошлом наборе слов, за которыми угадывается желание продюсера понравиться публике и выжать из неё пару слезинок на хлеб с маслом:
«Я вернусь к тебе живой,
Вернусь, раздавленный судьбой,
Вернусь свечой на алтаре,
Застывшим солнцем в декабре.
Я вернусь
И дочке в глазки загляну,
Я вернусь
И сердцем сына обниму»…
Тот случай, когда сочиняли, аранжировали и пели другие, а стыдно тебе. Сколь бы дорого ни стоил клип на песню с таким текстом, это всегда будет дешёво.
Кланяюсь всем нынешним и будущим создателям Песен Жизни, о которых ещё не знает страна и мир. Надеюсь и уверен, мы Вас ещё найдём и услышим!