Ещё теплится, но угасает с каждым годом жизнь традиционной русской деревни. Стоят за поседевшими от мха заборами яблони, полные удивительно вкусных сочных яблок, уже тронутых первым морозцем. Не падают яблочки, не хотят в землю, а убирать некому. В кои-то веки уродилось так много калины, что не охватить взглядом! В конце октября – ах, какая она сладкая и сочная! Ничья калина… Как ничья бывает красивая и зрелая женщина: всем нравится, а замуж никто не берет… Не помню времени, чтобы столько бесхозной калины — этой целебнейшей и полезнейшей ягоды — было посреди оставленных домов…
«Калина красная, калина вызрела.
Я у залёточки характер вызнала»…
Не знаю, каким чудом вернётся жизнь в русскую деревню, но точно знаю, что без своей деревни Россия выродится и уже вырождается в свою противоположность, в какую-то Антироссию.
Жизнь городов, в частности, московская, настолько далека от подлинного Русского Мира, что, кажется уже, ничего в них русского, кроме языка, и нету… Да и сам этот «городской русский» уже не живой язык души, а средство обмена души на деньги и товары…
Вот и мэр этой «сияющей бездны» под названием «Москва» на «голубом глазу» призывает народ оставить землю, как есть, плюнуть на деревенскую Россию и строить счастье в каких-то «агломерациях» и бесконечно повышать «производительность труда»… Это я почти дословно привожу слова Собянина. И нету суда над таким «врагом народа», потому, что нет и самого этого народа, который осознал бы всю низость и преступность таких заявлений и всю их губительность для будущего России.
Как смертельно голодный, собираю, словно крохи со стола, встречи с остающимися на селе энтузиастами, не замкнувшимися на одном выживании, а горящими свечками на ветру продолжающими утверждать дух деревенского человека, любящего Русскую Землю и Русскую Реку… И в этих встречах — моё личное укрепление и моя личная надежда, что Россия вернёт себе разум и снова полюбит деревню. И этой любви достанет, чтобы пожалеть деревню и не дать реке жизни засохнуть.
Тут не могу не вспомнить свой последний разговор с Вячеславом Николаевичем Щукиным, не старым ещё печальником о России из далёкого Верховажья, отстоящего на север от Вологды почти на 200 вёрст. «Не надо уж так печалиться, Николаевич, о деревне», — утешал он меня в нашу последнюю встречу в деревне Чушевицы. «Вот будет настоящий голод в России, — побежит весь народ снова к своей матушке-землице, кинется ласкать деревню снова и отдавать ей свои долги и любовь. Вот помяни мое слово — только голод повернёт русский народ к деревне. Иначе никак»…
С этой мыслью и ушёл недавно Вячеслав Николаевич туда, где истина его слов и печаль об этом грешном мире, возможно, помогли ему, наконец, обрести окончательный и вечный покой… Царствия Небесного хорошему человеку…
Но мы ещё живы, и жива ещё наша надежда, что до того, как наступит голод, возможно, включится в русском человеке элементарный инстинкт самосохранения и заставит увидеть московскую спесь во всём её безобразии. И этот же вечный инстинкт жизни заставит увидеть и всю спасительную красоту и силу Русской Деревни.
А пока стою на ростанях былых и вспоминаю стихи Николая Мельникова, что читал мне, почти плача, красивый вологодский мужик Константин Михалыч Советов посреди умирающей деревни Яруново:
«Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве,
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве.
И покосившаяся хата
С крыльцом, рассыпавшимся в прах,
И мать убитого солдата
С позорной пенсией в руках.
И два горшка на частоколе,
И пядь невспаханной земли,
Как символ брошенного поля,
Давно лежащего в пыли.
И пусть поёт в тоске от боли
Непротрезвевший гармонист
О непонятной «русской доле»
Под тихий плач и ветра свист.
Пусть рядом робко встанут дети,
Что в деревнях ещё растут,
Наследство их на белом свете —
Все тот же чёрный, рабский труд.
Присядут бабы на скамейку,
И всё в них будет как всегда —
И сапоги, и телогрейки,
И взгляд потухший… в никуда.
Поставьте памятник деревне,
Чтоб показать хотя бы раз
То, как покорно, как безгневно
Деревня ждёт свой смертный час.
Ломали кости, рвали жилы,
Но ни протестов, ни борьбы,
Одно лишь «Господи помилуй!»
И вера в праведность судьбы»…
Человек в мегаполисах отчуждается от природы и от человеческих отношений как таковых. Именно поэтому в больших городах люди обособляются и становятся более агрессивными. Индустриализация, видимо, как объективный процесс не могла происходить без образования больших городов и смены жизненного уклада. Однако в будущем постиндустриальном обществе, где создание большинства материальных благ и услуг будут обеспечивать роботы, а информационные технологии и средства связи позволят людям работать дистанционно, люди снова вернуться к природе и общению близкого круга, свойственное ранее деревенскому образу жизни.
ошибаетесь…грядёт беспощадная мировая индустриализация, превращая деревни, сельское хозяйство в инкубационно-технические фермы…природа будет выглядеть как дефицитный продукт…как вроде оазиса на Земле(типа кислородных автоматов, как в Японии)…люди будут неотвратимо стремиться к обособлению и обществу роботов…и будет повсюду царить бездушье и математический холодный расчёт
*бездушие
Неля, когда мы говорим о будущем, которое для человека всегда имеет некоторую степень неопределённости, то начинать дискуссию со слов «ошибаетесь и т.д.» звучит чересчур самоуверенно. Предпочтительнее начинать так: извините, что я вмешиваюсь в ваш диспут, но я хочу высказать своё личное мнение по этой проблеме. Мне кажется, что … и т.д. Чтобы подкрепить своё мнение, привожу следующие аргументы….
ах, да! достопочтенный мэтр, забыла ещё вам реверансы отвесить
Реверансы, Неля, это уже лишнее:)
У нас почему-то ассоциируются две крайности мегаполис и глухая деревня. Но ведь есть и пригороды, когда мегаполис находится на стыке с природой, но не является началом деревни. Зачастую таковыми являются рабочие посёлки, промышленные зоны и прочие структурные образования. где превалирует промышленное или какое иное производство, уживающееся с малоэтажным жилым фондом. Хотя, на современном этапе этот самый жилой фонд зачастую идёт по снос по причине своей ветхости, либо по причине банального удорожания земли, когда на месте нескольких частных домовладений, или дома с коммунальными квартирами, выгодней отгрохать небоскрёб, в котором будут проживать не только семьи из снесённых домов, но и другие граждане страны, в том числе те, кто работает на близлежащих предприятиях.
Но я сейчас не об этом. Человеческая натура устроена таковым образом, что где бы индивидуум не трудился, рано или поздно он вынужден часть своей жизни посвятить отдыху. А вот он как раз бывает разным. Для одних достаточно полежать на горячем песочке где-нибудь в Тайланде, и он получает «заряд» на ближайший год своей жизни. Для других такая форма отдыха не совсем подходит, хотя бы по медицинским показаниям, и они стремятся провести свой отпуск более активно. Особенно это относится к людям умственного труда, когда на своём рабочем месте они просиживают штаны и наращивают жирок. Таких людей тянет на природу не столько за тем чтобы насладиться её красотами, а скорее всего изгнать их своего жиреющего и дряхлеющего тела лишние килокалории. Именно по этой причине москвичи скупают дачи и земельные участки в ближайшем Подмосковье, и не только там. где проводят всё своё свободное время копаясь в земле либо занимаясь иным физическим трудом. А некоторые так вообще перебираются туда на постоянное жительство.
И главная задача наших властей должна заключатся не в том как расширить границы мегаполиса, а в том, как обеспечить нормальную жизнедеятельность таких поселений. А вот этого как раз и не происходит.
Разрекламированная в этом году повсеместная газификация подобных поселений и дачных участков, так и осталась на бумаге. А как дело доходит до её реализации, у чиновников находится масса отговорок, чтобы этого не делать. Говорю это лишь потому, что сам столкнулся с данной проблемой.
Анатолий, зачем в постиндустриальном обществе жить в мегаполисе или его пригороде? Проблемы транспорта, экологии, психического, физического и духовного здоровья населения в условиях мегаполиса и его окрестностей полностью не решаются. Почему же люди всё-таки едут жить в город? Очевидно, что люди желают приобрести высокооплачиваемую работу и они готовы принять на себя все муки проживания в большом городе. Они едут от нищеты и неустроенности быта в глубинке. Когда властные структуры и практически все деньги сконцентрированы исключительно в мегаполисах, глубинка никому не нужна. Это буржуазная парадигма жизни урбанизированного общества, где процветает культ золотого тельца и потребительства. Однако проблема развития экономики и демографическая проблема не решается без развития общества вглубь по всей территории страны, что станет возможным после смены буржуазной мировоззренческой парадигмы в экономике, политике и духовной жизни общества.
Для того чтобы общество развивалось вглубь территории, надо создать соответствующие условия для его жизнедеятельности. А они начинаются как раз со строительства качественных дорог, газификации, электрификации и созданием новых рабочих мест. Не поедут люди туда, где ничего этого нет. И бегут из деревень как раз по той же самой причине, а не просто за одним длинным рублём, который, при определённых благоприятных условиях жизни, можно и в деревне заработать.
Вы пишете: «Для того чтобы общество развивалось вглубь территории, надо создать соответствующие условия для его жизнедеятельности». Так ведь для создания соответствующих условий для жизнедеятельности уже надо посылать людей-первопроходцев на освоение пространства. Я поэтому и утверждаю, что в буржуазном обществе у народа нет доброй воли для освоения своего пространства. Более того, если говорить общо, то все знают, что хорошо и что плохо. Для выбора добра, а не зла, нужна добрая воля, а вот её-то в буржуазном обществе и нет. Значит, для обладания оной необходимо изменение общественной жизни.
Для того чтобы построить дороги в глубинку, провести газ, водопровод и электричество, достаточно будет тех организаций что сконцентрировались в центре. Да и вахтовый метод работы у нас ещё никто не отменял.
Именно таким образом осваивались ранее всевозможные всесоюзные стройки, покорялась Сибирь и Дальний Восток. Что сейчас мешает идти по проторенной дорожке? Отменили комсомол, исчезли и комсомольские стройки, а ведь не секрет, что именно молодёжь была легка на подъём и срываясь с насиженных мест ехала осваивать новые территории, создавала там свои семьи, рожала детей. Был установлен порядок при котором молодой специалист обязан был отработать положенный срок по распределению. Где всё это сейчас? А сейчас главная задача молодёжи — получить диплом об образовании, а потом хоть трава не расти. Он лучше в бизнес ударится в родном городе, нежели пойдёт учительствовать в сельскую школу.
Реальная экономика разрушена, вместо этого торгуем ресурсами за рубежом. Победные реляции правительства не имеют ничего общего с действительностью. Такая огромная страна должна создавать по одному крупному объекту народного хозяйства в день, как в СССР в период индустриализации или в Китае последние 30 лет, чтобы иметь успех внутри страны и на мировой арене. Вместо этого процветают блогеры, инфоцыгане, поп-элита, банкиры, курьеры и прочая шушера. В упадке находится образование, наука и воспитание новых поколений в духовном плане. Ныне в почёте работа на каком-нибудь государственном посту или на худой конец — курьером какого-нибудь маркетплейса. А ехать в Сибирь страну поднимать при капитализме желающих очень мало.
Полностью с Вами согласен. Но мы несколько ушли от темы обсуждения данного очерка.