Валерий Кириллов. Мятеж Пригожина и «гражданское общество».

Несколько месяцев назад руководитель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин провёл в окрестностях Артемовска совещание командиров, где заявил, что в ближайшее время «Вагнер», очевидно, перейдёт в новую стадию, будет «перезагружаться». Задача – превратиться из частной армии в армию, способную защитить государство «на основе идеологии справедливости». Прочёл я об этом в «Пятой газете». Между тем никакой официальной реакции не последовало. Помалкивали и вездесущие политологи. Их не смутило: с чего это вдруг олигарх заговорил о справедливости? Уж не на выборы ль в Госдуму собрался? У нас же, как только кто из миллиардеров соберётся в «избранники народа», так первым делом о справедливости и начинает толковать. Или какие иные задумки у Пригожина были, чтобы завлечь народ?

Несколько месяцев назад руководитель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин провёл в окрестностях Артемовска совещание командиров, где заявил, что в ближайшее время «Вагнер», очевидно, перейдёт в новую стадию, будет «перезагружаться». Задача – превратиться из частной армии в армию, способную защитить государство «на основе идеологии справедливости». Прочёл я об этом в «Пятой газете». Между тем никакой официальной реакции не последовало. Помалкивали и вездесущие политологи. Их не смутило: с чего это вдруг олигарх заговорил о справедливости? Уж не на выборы ль в Госдуму собрался? У нас же, как только кто из миллиардеров соберётся в «избранники народа», так первым делом о справедливости и начинает толковать. Или какие иные задумки у Пригожина были, чтобы завлечь народ? И вот последовал до сего дня окружённый слухами, недомолвками и странностями мятеж «Вагнера», который сам Пригожин нарёк «маршем справедливости». Правда, этой взаимосвязи никто из перепугавшихся чиновников постарался не заметить. Перепугавшиеся олигархи стали мазать пятки скипидаром (кто в Турцию, кто в Баку). Чиновники стали твердить о «единстве власти и народа», заверять президента в своей верности. Тверской губернатор Игорь Руденя отличился тем, что посоветовал Пригожину застрелиться по примеру «такого же предателя страны, участника ГКЧП Бориса Пуго». Явно неуместное сравнение. Во-первых, в гибели Пуго много неясностей. Не исключено, что он и его супруга были убиты. Во-вторых, Борис Карлович был человеком чести и долга, а не предателем. Он защищал свою законную родину Советский Союз, которому изменила «пятая колонна» в верхушке КПСС. Если кто и изменники, то это, скорее, Горбачёв, Яковлев, Шеварднадзе, Ельцин… Впрочем, не будем ворошить старое, продолжим разговор о странностях мятежа. В средствах массовой информации приводятся свидетельства того, что «Вагнер» – проект ГРУ. Создавался он не в коммерческих целях, а для защиты государственных интересов, Государство и финансировало его в солидных размерах. ГРУ наверняка владело информацией о настроениях Пригожина. Тогда почему не упредило мятеж? Почему Владимир Владимирович Путин, зная (вся страна об этом знала) о затяжном конфликте Пригожина с Шойгу, не пригласил их к себе для разрешения ситуации в «мягком варианте»? Возможно, я рассуждаю по-дилетантски, неведомы провинциалу замысловатые порой тайны «кремлёвских башен», но всё же нужно и можно было не допустить развития событий по сценарию, нанёсшему ущерб престижу России, личному авторитету президента, приведшему к гибели военных лётчиков, И возлагать вину за случившееся на одного Пригожина, как мне думается, неверно. Согласен с теми, кто считает: в государстве не должно быть частных армий. Они – мина замедленного действия, которая рано или поздно может быть приведена в действие против государства. Отдадим должное Владимиру Путину, Он проявил выдержку и самообладание. «Батька» Лукашенко, понимая, чем грозит Беларуси смута в России, мудро и своевременно вмешался. Ситуация, что ни говори, могла выйти из-под контроля Кремля и обернуться проявлениями сепаратизма и другими неприятностями. Президент, выступая перед военнослужащими, прямо отметил: «Как всегда бывает в таких случаях – всегда и везде происходит одно и то же: после вооружённых мятежей наступает полный хаос и гражданская война». Этого, к счастью, не случилось. Народ вздохнул с облегчением, верующие увидели в этом проявление спасительной Божьей воли. Не оправдались прогнозы западных «партнёров», сникли доморощенные злопыхатели и подстрекатели. Запрятались в свои уютные «норки» проснувшиеся было «спящие». Теперь не последовавший совету Игоря Рудени Евгений Пригожин то ли в Беларуси, то ли в Санкт-Петербурге или в Москве. Обвинения в организации мятежа с него сняты. Заслуживший уважение за героизм на Донбассе «Вагнер», восемь тысяч бойцов которого якобы  собираются сменить Россию на Беларусь, что вселяет испуг в поляков и литовцев, служа для них сдерживающим фактором. Время провести «разбор полётов». Что-то уже делается. Готовится закон о частных военных компаниях, «вагнеровцам» предложение заключить контракты с Российской Армией. Одним словом, власть, хотя и с опозданием, разруливает ситуацию. Но будет ли брошен взгляд околовластных аналитиков в корень, в суть российских проблем? Боюсь, этого не произойдёт, отчего и хочется высказать некоторые соображения. Да, люди в России, безусловно, поддержали и поддерживают президента Путина. И не только за его положительные деяния. Поддержали ещё и потому, что боятся потерять вместе с государством свою историческую родину и себя как народ. Сужу об этом по настроениям в провинции. Она живёт трудно, обделена вниманием, но люди от земли, как правило, отличаются благоразумием. Разговаривая с земляками в день мятежа, не встретил ни одного высказывания в поддержку Пригожина. Все были против смуты, хотя власть и поругивали. Это не должно убаюкивать: причины для взрыва народного недовольства никуда не исчезли. Основная из их — вопиющее социальное неравенство и отчуждение «элиты» от народа. По данным Forbes и открытых источников, среди 117 миллиардеров РФ  на начало 2022 года 46 имели иностранное гражданство, 65, помимо России, проживали за границей, у 78 там жили члены семьи, а более 88 (или 3/4) имели за рубежом недвижимость. Общее богатство тех, кто частично или полностью связывал личную жизнь с заграницей, – 462 миллиарда долларов. Наживались они, разумеется, за счёт России. Всё это налагается на бесправие рядовых граждан. Пребывая почти постоянно в своём маленьком городе, центре вымирающего дотационного района, не понаслышке зная положение в ряде других районов родной области, я вижу, насколько углубилось за годы российского либерализма обособление верхушки местной власти от народа. Отдельные главы, в силу длительной несменяемости, превратились в удельных князьков и напоминают криминальных авторитетов. «Коррупция пожирает Россию! Она — как самолёт. Пока не сядет, не остановится, — с грустью говорил мне умудрённый опытом ветеран полиции. – Но сажать себе дороже. Своих клан не даст в обиду, а тебе, честно исполняющему долг, не простит». Чтобы облегчить себе жизнь, «новые феодалы» охотно ликвидировали остатки местного самоуправления и с легкостью воспроизводят себя во власти посредством «честных и прозрачных» выборов». У народа не осталось никаких действенных сдерживающих феодальщину инструментов. Его жалобы, взывания к справедливости, как правило, – крики в зияющую пустоту. Об этом свидетельствует и мой личный опыт. Ни на одну из публикаций в центральной и областной печати на тему феодальщины («Кто укротит феодальщину?», «О чём грустит моя родина», «Дурная трава» феодальщины», «Кувшиновская «малина» и ряд других власть не прореагировала никак. Мне словно бы давали понять: пиши не пиши: феодальщина, превращающая народ в безсловесное и безправное стадо, нас устраивает. Видимо, слово «справедливость» окончательно изъято из лексикона чиновников и заменено «ценой вопроса» как «ценностью» непонятного народу и насаждаемого три десятка лет «гражданского общества». Но пора бы нам всем миром задуматься над тем, что философия этого самого «гражданского общества» находится в противоречии с исторически сложившимися нравственными установками нашего народа, нашедшим своё выражение в словах «прежде думай о Родине, потом – о себе», «один – за всех, все – за одного», «вместе – за одно» (лозунг Минина и Пожарского). «В гражданском обществе каждый для себя – цель, — отмечал Гегель. – Всё остальное для него ничто». Однако вскоре после мятежа «Вагнера» не кто-нибудь, а сам президент Владимир Путин назвал «сильное, ответственное гражданское общество» «силой страны». Небесспорное применительно к России, вызывающее вопросы утверждение. Тем более, что неоднократно президентом произносились слова в поддержку «наших  традиционных ценностей» и «умеренного консерватизма». То, что российские граждане объединились в стремлении помочь нашим бойцам и жителям Донбасса, можно, конечно, при желании, представить как приверженность «гражданскому обществу» Но фактически – это проявление никуда не исчезнувшего русского коллективистского традиционализма, стремления к «общему делу», свойственного ранее и жителям царской России, и советским гражданам. И православие – это тоже наша традиционная ценность, а не ценность «гражданского общества». Разве мы не видим, что сделал с православием на Украине Запад, привнеся туда свои «ценности»? Для пущей убедительности, приведу высказывание современного  русского мыслителя  Сергея Кара-Мурзы: «В России всегда была сильна идея «общего дела», скрепляющего личности в общество… Принципиальное различие традиционного общества от западного в том, что в нём всегда есть ядро этических ценностей, признаваемых общими для всех членов общества… Само западное общество возникло через расчленение… этой общей этики… В большой мере очистив отношения людей от внерациональных сил (заменив ценности ценой) гражданское общество… стало нечувствительным к потрясениям в сфере идеалов. Так оно стало полностью равнодушным к проблеме признания социального порядка справедливым или несправедливым – критерий справедливости исключён из процесса легитимизации общественного строя… Напротив, для традиционного общества идеал справедливости играет огромную роль в обретении или утрате легитимности». Какой напрашивается вывод? Поскольку неистребимая тяга к справедливости является неотъемлемой частью русского национального характера, то «гражданское общество», исключающее идеал справедливости, вполне можно рассматривать как русофобское. Что есть мерило справедливости в нашем народе? Совесть. Следовательно, отказываясь от идеала справедливости, «гражданское общество» отказывается и от понятия совести. Собственно, на Западе такого понятия не существует. Идеал справедливости необходим, ценен и на войне. Материальное и наградное стимулирование за геройство, понятно, играет свою роль. Мой родственник, командир танкового взвода А.И. Федоров, рассказывал, как охотился на Курской дуге за немецким «тигром»: «Одного подкараулили, подбили из моего Т-34, выстрелом в уязвимый бок, за что я был отмечен орденом Отечественный война первой степени, за два «тигра» давали Героя, но не получилось. Немцы тоже воевать умели, но мы были сильнее духом…» Сильнее духом мы и сейчас. Для русского воина, участника СВО, важна духовная убеждённость в том, что он сражается за справедливость, по зову совести. И такая убеждённость у него есть. А это качество воспитывается не «гражданским обществом», а обществом традиционным, Однако следовало бы обратить внимание на одну странность, если не сказать абсурдность. Провозгласив лозунг «защиты русского мира», российская власть (по крайней мере, её часть) остаётся, подобно украинской, приверженной антисоветизму. Но антисоветчик – тот же русофоб. Убедительно доказал это в своем политическом заявлении в Госдуме депутат Дмитрий Новиков. Почему же так противится традиционному обществу либеральная российская буржуазия? Один из наиболее известных философов современного либерализма Ф. фон Хайек в книге «Дорога к рабству» недвусмысленно ответил на это: возникновение в обществе общих этических идеалов означает его сдвиг к социализму. Вот оно в чём дело! Ох, как переполошились наши либеральные буржуа, когда, выступая на международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге, руководитель Следственного комитета России Александр Иванович Бастрыкин предложил национализировать основные отрасли экономики страны. Он выразил мнение тех здоровых сил, которые понимают, что утрачивая контроль над финансами и основными фондами, государство утрачивает свою сущность, оказывается в подчинении у корпораций с их СМИ, частными армиями и зависимыми от них чиновниками, депутатами, правоохранителями. Этот процесс, действительно, не может не вызывать тревоги. По данным Росстата, на 2021 год, частному капталу в России принадлежало уже 85 процентов основных фондов страны. Перед лицом грозных испытаний, когда речь идёт о судьбе России, пожалуй, особенно видно, что взятое отечественными либералами напрокат у Запада «гражданское общество» не в состоянии эффективно  разрешить внешние и внутренние проблемы и противоречия  страны. В таком обществе не может быть ни коллективистской морали, ни социальной справедливости, ни прироста населении из-за кризиса семьи. Минимальная зарплата в России в два раза меньше, чем в Китае, в три раза меньше, чем в Польше. В то же время, состояние приверженных западным «ценностям» миллиардеров, управляющих экономикой России из находящихся под контролем англосаксов оффшоров,  постоянно растёт. Тот же банкстер-глобалист Греф, именем которого был осенён подтвердивший приверженность либеральному курсу Санкт-Петербургский экономический форум, получает, как отмечалось в «Аргументах недели», полтора миллиона долларов в месяц (уму непостижимо!). И тверской губернатор Игорь Руденя отнюдь не советует ему застрелиться от отсутствия совести. Не посоветует он сделать это и сбежавшим в Израиль бывшим вице-премьерам (почти все орденоносцы) российского правительства Клебанову, Кудрину, Хлопонину, Уринсону, в Германию – Коху, в Италию – получившему недавно израильский паспорт – Чубайсу, в США – Дворковичу. Все они, между прочим, носители государственных тайн. Очевидно, что без принудительной зачистки коррумпированной «элиты», без опоры на традиционные ценности, среди которых справедливость – одна из наиглавнейших, мы не застрахованы от новых распрей и смут. Дельную мысль в адрес российской власти высказал на ТВ несколько дней назад политический аналитик Алексей Чадаев: они хотят победить, ничего не меняя внутри России и сохранив себя во власти. Но если, сохраняя всё, как есть, победить невозможно, то надо менять курс и проводить изменения во власти. Вопрос, замечу, более чем актуальный, ибо политический класс, культурная информационная, образовательная «элита» в России не народна, она создавались не под суверенный, а под полуколониальный статус страны, свидетельство чему российско-американский меморандум от 2 сентября 1998 года. Прошлой осенью министр иностранных дел Сергей Лавров от имени правительства скороговоркой сообщил, что Россия не будет его исполнять. Но слова не больно-то подкреплены практическими шагами. Либеральная «элита» и «партнёры», похоже, продолжают оказывать на Владимира Путина сильнейшее давление. Патриотическую общественность тревожит, что, при сохранении существующего положения вещей, Россия может пойти на уступки Западу и украинским националистам, и народные жертвы окажутся напрасными. Множатся разговоры о скорых переговорах, мелькнуло упоминание о непринятых украинской стороной стамбульских договорённостях, о которых Лукашенко заметил: если б народ России знал, что это за договорённости, он был бы в шоке. Круги по воде мятежа Пригожина пойдут ещё долго.  Не поддержав смуту и поддерживая президента, не теряя веры в то, что в противостоянии с Западом на Украине победа будет за нами, народ надеется, что в России начнётся, наконец, откат от либерального курса, произойдёт очищение от олигархизма, феодальщины, коррупционной заразы и будут сделаны конкретные шаги на пути к социальной справедливости. Однако время народных ожиданий небезпредельно.
«Российский писатель»




Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *