Татьяна Воеводина. Сколько ни тверди «халва».

Из всех искусств для нас важнейшим является… ну, разумеется, – телевизионная реклама. Наверное, любой знает ходовые рекламные слоганы. Ведь они «всегда с тобой». Хочешь не хочешь, ТВ-реклама – наш почти что учитель и воспитатель. Вам она ни к чему? Отворачиваетесь (затыкаете уши, бежите в другую комнату)? Но спрятаться трудно. Если человек что-то сознательно воспринял – он может отнестись к этому критически. А если слушал вполуха и глядел вполглаза (как обычно мы и поступаем) – он критически отнестись не сможет, т.к. не осознал, ЧТО ему сказали. И информация прямёхонько идёт в подсознание.

А оно, как учил Фрейд, именно и управляет нашим поведением. Кстати, русский психиатр Бехтерев установил в 20–30 е годы ХХ века, что бормочущее вполголоса радио, которое человек как бы не слышит, обладает мощным потенциалом внушения.

Так чему же учит современная реклама? Перво-наперво она помещает человека в прекрасный сказочный мир, где красивые люди живут в красивых интерьерах: тут хочется поселиться! Давно открыт закон рекламы: обстановка и персонажи должны быть лучше тех, которые привычны адресатам товара. Положим, если рекламируется дешёвый автомобиль, он должен подъезжать к богатому особняку, реальные обитатели которого никогда на таких не ездят. Но это в жизни. А в сказке зритель надеется: вдруг въеду в такой терем? Или реклама мази от радикулита для старушек: показывают сексапильную грацию с идеальными зубами и свежей укладкой волос. Таков закон рекламы.

Сейчас больше всего рекламируются банковские услуги. И тут создаётся дивный новый мир. В нём не действуют нудные законы вроде закона сохранения материи и энергии, по которому нельзя получить что-то из ничего. И что прежде чем что-то приобрести, надо изрядно потрудиться. В дивном рекламном мире богатство – предмет современного культа – происходит НЕ от труда. Это унылые совки вслед за допотопным политэкономом Петти учили: труд – отец богатства. Те времена ушли. Сегодня, учит простого человека телевизор, всё не так. Трудятся разве что унылые лохи. А отец богатства – банк. Или даже просто – карта Халява, пардон – «Халва». Обратись в банк – и он всё, буквально всё разрулит, развеет все недоумения и решит проблемы личной и общественной жизни.

Банк не дарит деньги, а лишь даёт в кредит, который потом возвращать? На детали внимание не концентрируют, и обывателю начинает казаться, что возвращать ничего не надо (так Зеленскому кажется, что миллиарды на войну ему подарили). Ведь пока: «Платёж далёк, кэшбек огромен с кредитной картой ВТБ». А жить надо здесь и сейчас!..

Банк – счастье, учат нас. «Был бы тогда ВТБ банк» – все были бы счастливы: Онегин женился бы на Татьяне, Чацкий – на Софье, а Герасиму не было бы нужды топить несчастную собачку.

У тебя долги по кредитке? Ну и что? Переведи их на карту «Халва», как учит золотая рыбка, и всё будет тип-топ. Так понемногу обывателя приучают к мысли, что иметь долги – это норма жизни, раз даже такие красивые и успешные в долгах как в шелках. И человек поселяется в сказке, где всё возможно и нет никаких ограничений.

Мы надеемся провести индустриализацию? Увеличить общий объём народного труда? С воспитанниками телевизионной рекламы и прилежными учениками золотой рыбки – не получится. Придётся формировать трудовую этику и реалистическую картину мира. Без золотой рыбки.

«Литературная газета»

Поделиться:


Татьяна Воеводина. Сколько ни тверди «халва».: 1 комментарий

  1. «Пелевинские разбойники хотят захватить нашу речь, наш язык, наш хлеб. Они хотят восстановить в нашей стране власть иррациональности и симулякров, деструктурировать филологические спецкурсы и превратить их в инструмент бессвязной игровой поэтики постмодернизма. Не бывать этому. Смерть постмодернистской гадине. Наше дело правое! Враг будет разбит»

    Из рассказа «Машина Боттичелли».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *