3-6 июня 2022 года в Москве состоялся восьмой книжный фестиваль «Красная площадь». Традиционно на главной площади России, брусчатка которой не так давно принимала парад в честь Великой Победы, развернулись павильоны с книжной продукцией и главная сцена. Уверенно можно сказать, что лучшего места для проведения такого фестиваля, чем наша Красная площадь, найти в России и в мире невозможно. Нельзя без волнения смотреть на кремлёвские башни, любоваться куполами храма Василия Блаженного. Нельзя без волнения под бой курантов брать в руки новую, только что изданную книгу! Здесь сердце Родины, и потому здесь особо остро воспринимаются слова великого Ивана Бунина, что все процессы в России начинаются в литературе и заканчиваются тоже. То есть, написанное сегодня формирует день завтрашний, и будущее Русского мира зависит от того, о чём рассказывают писатели в книгах, так красочно, так празднично и щедро предлагаемых на фестивале съехавшимся со всех краёв читателям.
Надо признать, что фестивальная программа, заявленная устроителями в 2022 году обширна и разнообразна, как обычно в ней не только литература, но и музыка, и театрализованные представления. С главной сцены звучал Академический оркестр имени Силантьева, исполняя сочинения Исаака Дунаевского, Георгия Свиридова, Дмитрия Шостаковича, Александра Цфасмана. На этой же сцене известный литературный критик Павел Басинский презентовал книгу «Подлинная история Анны Карениной», знаменитая Светлана Крючкова читала «Приношения Марине Цветаевой». Прошёл спектакль-концерт «Оттепель» и музыкально-поэтическая программа «Евгений Евтушенко. Больше, чем поэт». Прошли награждения победителей конкурса «История России в стихах» и суперфинал конкурса юных чтецов «Живая классика».
А ещё на главной сцене делились воспоминаниями об ушедших современниках: Владимире Маканине, Валентине Распутине, Андрее Битове, Эдуарде Успенском и Роберте Рождественском. Сергей Лукьяненко представил трилогию «Измененные», звучал «Театральный роман» Михаила Булгакова и музыкально-литературная композиция «Стихотворения чудный театр» к 85-летию со дня рождения Беллы Ахмадулиной. Подводил итоги «Тотальный диктант», Авангард Леонтьев с молодыми актёрами выступил в спектакле «Наше всё… Ваш А.Солженицын»…
Кроме главной сцены, в шатрах проводились лектории, фестиваль национальных литератур народов России, презентации книг и встречи с читателями, издателями и даже литературным критиком Михаилом Визелем и режиссёром Александром Тителем. Было награждение победителей одной из главных российских премий для молодых писателей и поэтов «Лицей». Было… Боюсь утомить перечислением событий, уже понятно, думаю, насколько масштабное событие прошло на Красной площади и какие огромные средства были в него вложены. Дорогой праздник получился.
Но чей праздник?
Что за вопрос? Хочу напомнить вслед за Буниным, что литература давно перестала быть изысканно-утончённым искусством для услаждения изощрённого слуха. Особенно в наши дни литература, как средство управления массами, несомненно, является ареной невидимой войны. Доказательством тому является, к моему сожалению, и восьмой книжный фестиваль «Красная площадь», впрочем, как и предыдущие.
Все фестивали изначально наполнялись крайне либеральной начинкой. Современные писатели России, выражающие своим творчеством незыблемость главных ценностей, воспевающие чистоту и красоту нашей великой Родины, сопереживающие своему народу в его бедах и скорбях, принципиально отрицающие всякую несправедливость, если и впускались на этот праздник, то лишь на самый край. И в 2022 году ничего не изменилось.
Я не стану перечислять имена русофобов и ненавистников моей страны, проявивших себя после 24 февраля, но именно им всегда и в этот раз предоставлялись основные трибуны. Назову только одно имя из этого списка – Линор Горалик (Юлия Горалик, уроженка Днепропетровска) прозаик, поэт, переводчик. Гражданка Израиля, жившая в Москве, автор фэнтези-ужастиков для детей и потому лауреат многих российских денежных литературных премий. Горалик, являясь раскручиваемым антироссийскими силами блогером, с начала военных действий на Украине выступила с призывом физического уничтожения главы нашего государства В.В. Путина и предания международному трибуналу тех, кто задействован в спецоперации. Однако до 1 июня Горалик рекламировалась на сайте фестиваля.
Да, вроде бы устроители фестиваля не отвечают за то, что выставляют на своих полках издательства. Но почему-то из года в год издательским монополистом ЭКСМО и КО, книги тех, кто сейчас поливает грязью Россию из зарубежья, навязчиво предлагались читателям, активно продвигались, в том числе и с главной сцены. Не были убраны они с торговых витрин и в этот раз.
А ведь устроителям фестиваля предлагались для наполнения программы и другие имена. От имени Союза писателей России это делалось ежегодно – поэты и прозаики классического направления русской литературы могли действительно представить современность Отечества. Но, видимо, хозяева форума хорошо понимали, что нельзя творчество настоящего писателя выставлять на одной площадке с поделками шоуменов-русофобов.
В 2022 году из двенадцати проектов Союза писателей России в программу включили только один, самый нейтральный: «Современный писатель на пути к широкому читателю». В корзине отвергнутого организаторами фестиваля остались предложения мероприятий, посвящённых и 100-летию юбилея журнала «Молодая гвардия» (уникального издания, созданного Троцким, но со временем ставшего символом защиты Русского мира), и встреча с лучшим молодым писателем России по версии СПР Игорем Корниенко, и презентации книг издательства «Российский писатель», и «Литературное братство. Москва-Донецк-Луганск». А главное, в этой самой «корзине» оказалась презентация серии «Zа Победу!» из уникальных поэтических сборников «Позывной—Победа!», «Порохом пропахшие слова», «Стихи из огня» в поддержку Донбасса и нашей Армии. Да-да, за время спецоперации русские писатели, единственные из творческих союзов, в самые первые дни публично выступили с поддержкой решения Президента, а затем подготовили к изданию стихи, собранные со всех краёв и областей необъятной России. В презентации «поэзии Победы» было отказано даже на площадке лектория!
А что же читали «молодые поэты» на главной сцене фестиваля? Лауреат премии «Лицей-2022» некто Оля Скорлупкина:
чего ты хочешь от меня аптека озерки
тогда как в голове снуют прозрачные зверьки
о предложения услуг вы цифровой недуг
там договор видений полн и можно я пойду
Это не случайный набор слов, лишённый знаков препинания, набранный обезьяной на клавиатуре, это первая строфа «стихотворения» лауреатки из её книги «В стране победившего сюрреализма». Вы догадываетесь, какая это страна…
Стихи в поддержку Донбасса и наших поэтов всё же прозвучали на книжном фестивале. Издательство «Вече», соавтор проекта, предоставило свою площадку, лекторий №1, и своё «программное» время для наших авторов.
Из Костромы и Курска,
Из Астрахани и Казани,
Наш позывной – РУССКИЙ.
Поэтому Бог с нами.
Из Донецка, Иркутска,
Луганска и Волновахи…
Наш позывной – РУССКИЙ.
А русский не знает страха!
Не прячемся за «тунгуски»,
Не бьём по домам из «градов».
При позывном «РУССКИЙ»
По щелям прячётся гады…
Об авторе этих строчек Михаиле Душине из Костромы рассказал в своём выступлении председатель СПР Николай Иванов. Михаил первым прислал своё стихотворение, и именно оно открывает первый сборник. А если б прозвучали эти строки громогласно с большой сцены и полетели над Красной площадью к памятнику Жукову, к могиле Неизвестному солдату? Куда возлагала цветы делегация Союза писателей России и участники семинара молодых литераторов Химки-22. Если б услышали эти слова те самые девочки, что отвечая на вопросы журналиста с канала «Культура», наивно признались: мол, одна любит читать про вампиров и нашла для себя здесь много интересного, а вторая набрала новые фэнтези, тогда может другие ответы были б отобранны в эфир?… А самое главное, – другие бы книги взяли в руки те самые девочки!
Скромный стенд Союза писателей России издевательски соседствовал с книгами Интернационального Союза писателей. Почему издевательски? Устроители фестиваля прекрасно осведомлены что СПР является единственно полноценным творческо-профессиональным объединением, продолжающим все традиции Союза писателей РСФСР. А ИСП – коммерческая пирамида, построенная на амбициях графоманов. Приведу название только одной из предлагаемых нашими соседями сборников: «Смех+Грех=Успех». Вот такое руководство к действию подрастающему поколению.
…При всей широте материальных затрат и рекламной помпезности отшумевшего книжного фестиваля, который посетили 200 000 человек, «Красная площадь-2022» не стала ни символом объявленного Президентом года Культурного наследия, не отразила ни главного в современной литературе, не задала нового вектора творчеству молодых, не помогла нашей Победе. Такой фестиваль вполне мог состояться и в нулевых, и даже в 90-х годах. С одним и тем же набором фамилий из той эпохи. А где сегодняшние символы? Где военная проза? Где портреты солдат-героев? Которые сейчас отдают свои жизни за нас…
По-прежнему стеллажи забиты гламуром, спиритизмом, вампирами и фэнтези. По-прежнему у микрофонов вместо писателей – шоумены. И опять на главной сцене очередная фигура «Тотального диктанта» – нынче это Марина Степнова-Ровнер, чья книга «Сад» вышла в издательстве Елены Шубиной. Вот что пишет о «героине» критик Александр Кузьменков: «Высоковольтная ненависть к русским – это у Степновой распивочно и навынос, оптом и в розницу: «Держись от московитов подальше, сынок, дикий народишко, дикий и трусливый» … «Москва гомонила, визжала санями и девками, ухала, колыхалась внутри Кремля тёмной, весёлой жижей и то закручивала люд гулким водоворотом, то застывала, вылупив нахальные глаза и раззявив рот». Это уже про Степнову-стилиста, как и «мозглые ноги», «сытная грязь», «черносливовые тараканы» и «бесстыдно задравшая оглобли телега»… Вся её книга «Сад» построена не на русской мифологии, а на антирусской. Как говорится, хотелось бы больше, да некуда.
Фестивальная тенденция отрицания всего русского, привела к тому, что право на читателя имеют только западные или ангажированные на Запад авторы. Например, в одной из краснодарских городских газет в рубрике «Книжку под мышку», где даются еженедельные советы, что почитать на выходных, из пяти рекомендованных авторов – четверо англоязычные. Со счётом 5:1 мы проигрываем катастрофически. Проигрываем своих детей, своих внуков. Не могу не вспомнить и недавний разговор с хорошей русской поэтессой, жаловавшейся, что дочь-десятиклассница категорически отказывается читать русскую литературу…
В заключении о книге, которую я сама принесла с фестиваля. Называется она «Ваня Француз». В книгу вошли рассказы о простых деревенских людях, о жизни в российской глубинке. Читаешь, и оказываешься среди друзей и родственников, погружаешься в их мысли и заботы. Слышишь дорогие голоса, видишь свою родину. И будто новая жизнь начинается-налаживается. Вот, решите вы, значит не зря прошёл фестиваль, коль одарил хорошей книгой. Только не фестиваль, а сам автор одарил, талантливый прозаик, член нашего Союза писателей Артём Попов из Северодвинска, привёз в столицу и подарил. Книгу невозможно купить ни в одном книжном магазине.
Ведь там по-прежнему, как и двадцать лет назад, центровое место занимают детективы Бориса Акунина, недавно выслужившего английское гражданство. Оголтелый русофоб открыто заявлял, что его дом на Западе, где, кстати, он организовал фонд в помощь украинцам, страдающим от агрессии России, куда поступают деньги от продаж его книг в России.
Опять хочется вспомнить Бунина – все процессы в России начинаются в литературе и заканчиваются тоже. Так что есть надежда, что в результатом нашего национального очищения, начавшегося 24 февраля, на «Красной площади-2023» состоятся торжественные презентации книг писателей-патриотов, на всю страну прозвучат стихи о любови к Отечеству, созидающие и расширяющие Русский мир.
«Российский писатель»
С такой тенденцией скоро на Красной площади будет проходить не парад Победы, а гей- парад, с перьями, пирсингом и стразами. «Радуйся» Россия!
И страшно, и горько, и противно…
«И страшно, и горько, и противно…» Действительно, именно такие чувства возникают после прочтения этой статьи.