Недавно мы рассказывали о X Евразийском научно-краеведческом форуме-2024 «Татары Волго-Урало-Прикаспийской историко-культурной зоны: история и современность». Маршрут этого форума-марафона начался в Казани, продолжился в Пензенской области, в Саратове, Волгограде, Астрахани, Казахстане и Самаре и завершился в Казани. В этом крупнейшем общественном, научном и культурном движении приняли участие десятки учёных, исследователей, историков, педагогов, краеведов из разных регионов России, Татарстана и Казахстана, а также журналисты и писатели. Два дня участники форума работали в Астрахани. Здесь прошла Всероссийская научно-краеведческая конференция по теме: «Татарская культура в Нижнем Поволжье и Астраханском регионе. Средневековье, новое время и современность». Её работой руководил начальник комитета по работе с краеведами Исполкома Всемирного конгресса татар, академик Альберт Бурханов (Татарстан)*.
— Почему для основания городов были выбраны эти места? Почему ханы выбрали наши земли, именно здесь решили основать столицу Золотой Орды?
— Это удобные территории, — здесь плодородные земли, полноводные реки. Можно развивать судоходство, рыболовство, садоводство и овощеводство, животноводство. Земли просторные, — можно свободно кочевать. Хорошие пастбища, обильные корма. В тёплый сезон использовали местные пастбища, с наступлением холодов делали отгоны на Кавказ, в Среднюю Азию, потом возвращались. Вот это было основой для жизни! Кроме того, наличие торговых путей, урбанизированных центров, которые были основаны ещё до Золотой Орды. Благодаря этим факторам, Золотая Орда постепенно становилась мощнейшим государством, с развитой земледельческой культурой, политическими и торговыми связями. Были основаны свои стабильные центры, выросла многочисленная и сильная армия. Противники не нападали, — боялись и уважали. Поэтому здесь даже не строили стен, укреплений вокруг городов, — в этом не было необходимости! В отличие, например, от Европы, где какой-нибудь феодал строил усадьбу, замок, обносил его стенами, вокруг них появлялись торговые точки, мастерские ремесленников. Золотая Орда развивалась по-своему.
В Золотой Орде было более трёхсот городов, из них более восьмидесяти – крупные, столичные центры. Они тоже развивались и менялись. Например, до сих пор идёт спор о том, что из себя представлял Гюлистан*, в котором был монетный двор, чеканились деньги.
Находка большого количества монет говорит о развитых торговых связях со Средней Азией, Кавказом, Поволжскими территориями, с Крымом, Уралом, Скандинавией и другими странами Европы, с Китаем. Монеты мелкого достоинства чеканили в Золотой Орде, серебро и золото привозили, потом серебряные монеты тоже стали чеканить самостоятельно. Золотоордынская монетная система заменила арабскую дирхемную систему*, которая была в странах Востока, в Восточной и в Центральной Европе.
Объединение русских княжеств шло под знаком объединения золотоордынских земель. Кто хозяин, тот и командует! Москва оказалась умнее, хитрее и сильнее, — она сумела объединить славянские государства и ряд других территорий, на которых жили, так называемые, туземные народы.
— Что Вы, как учёный и историк, можете сказать о территории Астраханского края?
— Я считаю, что территория Золотой Орды изучена пока всего лишь на пять процентов. Что касается территории Астраханского края, эта территория – уникальная, интерес к ней, конечно, растёт. Но исторический музей-заповедник как таковой до сих пор реально не создан. Могу привести пример настоящих заповедников – во Владимире, Суздале, в Татарстане. Много заповедных зон в Средней Азии. В Туркмении я был участником создания шести музеев-заповедников, которые вошли в Список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. На окраинах, в отличие от Центральной России, почему-то прохладное отношение к археологическим памятникам. В Сибири так же. Например, город Тюмень был одним из центров Золотой Орды, но сейчас этот исторический объект там фактически разрушен.
— Как оцениваете роль и значение татарского народа в истории, развитии российского государства, объединения земель, урбанизации?
— Могу сказать, что эта роль очень велика! К сожалению, у какой-то незначительной части населения мы пока ещё можем наблюдать негативные межнациональные отношения, но в основном у нас люди спокойно относятся друг к другу. Я не люблю слово «толерантность» и никогда его не употребляю. Толерантность подразумевает терпение, а мы живём как добрые соседи. Фактически все межнациональные конфликты инициируются, когда отдельные клановые группы ссорятся между собой, делят сферы влияния или деньги. Так было в Чечне, в Дагестане. Сосед — он даже ближе, чем родственник! Родственники, как правило, встречаются в основном на свадьбах, похоронах, или вспоминают про вас, когда нужны деньги. А мы, соседи, живём бок о бок, работаем, встречаемся, общаемся, улыбаемся, порой ругаемся, — и так бывает, но сосед всегда ближе!
Российское государство создавали три основные группы. Традиционно мы считаем, что Россия — славянский этнос, создана на базе двух групп: в первую очередь, славянского православного населения и тюркского, мусульманского, преимущественно, татар. Это повлияло на русскую культуру, взаимно и русское влияние на татарскую культуру. Третья группа — это фино-угорские народы: мордва, ижорцы, коми, марийцы. Часть татарских территорий была завоевана: это Астраханское ханство, Сибирское ханство, Крымское ханство, Казанское ханство и другие. Но часть поволжских татар, например, нижегородские, касимовские, темниковские* группы сами участвовали в этих завоевательных походах.
Они впоследствии оказывались частью Российского дворянства, стояли и у руля государства. Иван Грозный был наполовину татарин. Пётр Первый был наполовину татарского происхождения, — мать у него была Нарышкина. Татары поддержали царевну Софью в её стремлении завоевать трон. Но, как мы знаем, завоевать трон Софье не удалось! Татары из-за этого сильно пострадали: Пётр начал изгонять их со своих земель. До этого они были свободны.
Так называемые, западные татары – это рязанские, нижегородские, пензенские группы Поволжско-Уральских татар. Поэтому они были вынуждены бежать и заселиться на Урале, в Сибири, степях Казахстана и Средней Азии. Кто-то бежал от крещения, кто-то торговал, кто-то занимался миссионерством.
Когда Россия завоевывала в XVII-XIX вв. Казахстан, Среднюю Азию, Сибирь, татары активно участвовали в этих походах. Например, в Сибири они выступали вместе с казаками как воины, в Средней Азии – как религиозные миссионеры, дипломаты, переводчики. Строили мечети, медресе, театры. Сначала высшие чины российского государства дали добро на всё это, а потом как будто испугались: вдруг татары начнут влиять на казахов или на другое коренное население! Между тем шло строительство городов, развивались торговля, культура.
Если говорить про урбанизацию, надо отметить, что Золотая Орда была многонациональным имперским государством. В то время лидерами были татары, — так сложилось исторически. Но там жили и русские – православные, и евреи, а ислам как основная религия был официально принят в четырнадцатом веке, при Узбек-хане*.
Следующий этап можно назвать мусульманским ренессансом. Развивалось строительство и архитектура, шла торговля, печатались книги, в том числе и Коран. Во время царствования Петра Первого, Елизаветы Петровны особенно активно начали осваивать многие отдалённые торговые точки — города-фактории (слободы). Например, это Татарская Каргала в Оренбургской области. В 1730-м году здесь, в двенадцати километрах от Оренбурга, основали татарскую слободу. Оттуда шла торговля с Бухарой, Хорезмом, Китаем. Татарские купцы получили разрешение на торговлю. Потом были Троицк Челябинской области, Звериноголовка (Звериная головка)* в Курганской области, Тара Омской области, Чита, Павлодар, Семипалатинск в Казахстане. Было много таких географических точек, осваивать которые начали татары. В основном они возникали в 1680-м, 1730-м, 1800-х годах.
В Томске сохранилось более трёхсот добротных деревянных двух-трёхэтажных домов, построенных татарским купцом Хамитовым. Он выходец из Пензенской области. Торговал по всей территории Российской империи. В годы Первой мировой войны поставлял армии лошадей. Поэтому на гербе города Томска изображена лошадь. Вообще, к татарам там относятся как к коренному населению. Я много раз там бывал, встречался с руководителями, выступал на форуме.
В Москве такая слобода существовала с XIV века. Там собирали ясак. Приходили баскаки, — они жили в самом центре Москвы, и собирали ясак – налог.
— Во многих российских городах, в том числе и в Москве, некоторые районы, улицы до сих пор сохранили исторические названия, в которых – тюркские, татарские корни.
— Совершенно верно. Например, Балчуг. «Балчык» – по-татарски это «глина», — отсюда и Неглинка. По другой — производное от слова «балчук» — «рыбный торг, привоз, базар». Знаменитый Арбат, который называют главной улицей Москвы, по-татарски «арба» (телега) или по-арабски «рабад» — «пригород», «предместье» (торгово-ремесленный квартал). Вероятно, название было занесено в Москву торговцами с Востока. Не зря названия Руза, Шаболовка, Останкино тоже имеют татарские корни. В Татарстане есть посёлок Чита, на самом деле это название – производное, искажённое от «читтә» — поселение у дороги. В Свердловской области есть город Качканар. Туда отправляли каторжан. Среди них было много татар, они строили заводы, рудники. Происхождение топонима связано с татарским «качкын» — «беглец», а «качканнар» — множественное число «качканнар — сбежали».
Естественно, многие названия со временем менялись, — сказывались особенности местного произношения, фонетики. Люди называли так, как им удобно, — на свой, местный или национальный манер. Такие, отошедшие от оригинала, названия встречаются и в Астраханской области, и в Башкирии, Татарстане. В Башкирии праздник Сабантуй называют Хабантуй. В Татарстане есть село Сорочьи горы*, а в Казани – район Козья слобода*. Эти названия произвольно трансформировались от татарских слов, которые никакого отношения не имели ни к сорокам, ни к козам. Однако народ под них даже сочинил легенды: про обилие сорок, про разведение и продажу коз в этих местах…
— Альберт Ахметжанович, что Вы можете сказать о краеведческом форуме — от Казани до Астрахани и Самары? Как оцениваете такие масштабные мероприятия? Какова их роль в изучении нашей общей истории, в укреплении национальных традиций?
— Это уже десятый краеведческий форум. Их география обширна. Первый и третий проходили в Казани, второй и пятый — в Уфе. Потом в Томске, в Омской и в Свердловской областях. Специально проводили Уральский форум. В Казани и в Пермской области — Дни науки и культуры. В Челябинской области, в Мордовии и Нижегородской области. Восьмой проходил на территории Поволжья.
В прошлом году был интересный проект: мы поехали из Казани в деревню Шаймуратово в Башкирии. Деревня названа в честь её уроженца — народного героя, Героя России, генерал-майора Минигали Шаймуратова, прославившегося в годы Великой Отечественной войны. Оттуда поехали в город Магнитогорск. В Магнитогорске живёт много татар. В своё время это были раскулаченные, высланные с родных мест. Они и их потомки, наряду с добровольцами, работали на Всесоюзных комсомольских стройках.
Из Магнитогорска поехали в Оренбургскую область, где пробыли четыре дня. Посетили село Чёрный Отрог – родину бывшего Председателя Правительства России Виктора Степановича Черномырдина. В доме-музее, который он создал, провели конференцию. Потом в Оренбурге. Затем на родине татарского поэта, Героя Советского Союза Мусы Джалиля в Мустафино Оренбургской области. В мероприятии приняла участие 86-летняя дочь поэта Люция Джалилова. Она прекрасно знает родной язык, совершает намаз, ходит в мечеть. Были в Уральске, провели конференцию, посвящённую сёлам Сурского бассейна.
В Саратове у нас готовится специальный проект, в рамках которого собираем татарские древности, наносим на карту памятные места, — где находился интересный археологический или исторический памятник, мечеть, захоронение, жил выдающийся человек, и так далее.
Одна из задач – выяснить и зафиксировать, сколько у нас реальных сёл, деревень, люди каких национальностей в них проживают. Перепись населения не всегда показывает достоверные результаты. Например, в Туркмении практически всех приписывают к туркменам, в Башкирии, где проживает девяносто процентов татар, есть деревни полностью татарские, большинство населения переписью обозначены как башкиры.
— Вы — руководитель конференции. Как считаете, какой след она оставила в Астрахани, у астраханцев, какую пользу принесла?
— Такие мероприятия оставляют позитивный след. Мы решаем несколько задач. Во-первых, приезжаем, рассказываем о своих вопросах и проблемах. Они аналогичны вашим, но у вас что-то решают по-другому, — делимся опытом. Это сплачивает краеведов всех регионов и национальностей. Мы говорим «татарские краеведы», но это не значит, что только татары занимаются изучением истории нашего народа. Учёный, историк, нумизмат Олег Степанов – русский. Ваш астраханец учёный Сергей Котеньков – тоже русский, занимается изучением истории Золотой Орды, хазар.
Такие форумы дают возможность глубже раскрыть, объяснить какие-то исторические факты, какие-то исторические промахи, ошибки, — их тоже было немало. Такой диалог помогает мирить народы, укреплять дружбу, — ведь мы живём в одном государстве, и нам делить нечего. Внутри государства можно добиться весомых положительных результатов в национальной и культурной сферах, — для этого нужна политическая воля руководителей и усилия конкретных людей. Самый идеальный вариант – это без всяких интриг, войн и конфликтов добиться укрепления дружбы между народами.
Что такое патриотизм? Чаще всего мы говорим о патриотизме, когда видим человека в военной форме, с автоматом. Я из Афгана возвращался уже взрослым, а вот представьте, что парень двадцати лет возвращается с войны. Что он видел в своей жизни? Война ожесточает и ломает человека. Я всегда говорю, что истинный патриотизм воспитывается с детства, родителями, и начинается он с любви и уважения к своей малой родине. Хотя я не люблю это определение – «малая родина». Твой город, твоё село, твой посёлок, твоя
улица и дом, твоя родословная, – всё это основная родина. Уважение к истории родных мест, к традициям, к старшему поколению, интерес к своей родословной, почитание могил предков, — вот что такое истинный патриотизм! Если это в человеке заложено с малых лет, он и свою большую родину будет защищать. Хотя мы, конечно, против того, чтобы люди погибали на войне, пусть лучше они будут гордиться своей территорией и трудиться на её благо!
Когда я преподавал в университете, всегда первое занятие посвящал знакомству со студентами. Задавал вопросы: кто ты, откуда, кто твои родители, из какого ты района, что там у вас интересного, какие события происходили, какие люди жили? Давал задание выяснить эти факты, или приглашал на занятия своих коллег, историков, которые рассказывали много интересного.
Мы друг на друга взаимно влияем, поэтому такие форумы очень нужны, — для обмена опытом, совершенствования методики и дальнейших исследований. Это изучение уникальных объектов – природных, археологических, промышленных. Изучение метрических книг, которые писали православные и мусульманские священники, записей ревизских сказок и других архивных материалов. Изучение музейных материалов. Истории населённых пунктов, — каждое село должно знать свою историю, писать свою историю, у каждого села должен быть паспорт, книга — как паспорт у любого гражданина. Изучение газетных материалов и других публикаций о деятельности, творчестве людей, о гражданских и ратных подвигах земляков, выдающихся деятелей, их вклада в духовную, культурную жизнь народа, региона. Увековечивание их памяти, наследия. Это очень важно! Потому что знания народа о своей истории, своей культуре связаны с личностью. В Казани стоит мечеть Куль-Шариф, недалеко – Благовещенский собор. С одной стороны Государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля в Казани установлен памятник Александру Пушкину, с другой — Габдулле Тукаю. Взаимное уважение к культуре двух народов! Про Казань надо говорить отдельно. Это очень интересный город, он находится в центре двух цивилизаций — Востока и Запада, это перекрёсток путей между Востоком и Западом.
— Что бы Вы порекомендовали усовершенствовать в краеведении? Возможно, такую дисциплину как краеведение стоит глубже изучать в школах, в средних и высших учебных заведениях?
— Чем отличается краеведение от других наук? Это изучение истории по зову сердца и души. Человек живёт в деревне, собирает материалы, слушает рассказы людей, организует музей, — по своему желанию. У него может не хватать методических знаний, — как правильно написать, оформить, кого к этому привлечь. Здесь учёные должны помогать!
Учебники истории, как правило, пишет целая коллегия авторов, — это и профессоры, и методисты, и учителя. К сожалению, их часто переписывают, в результате по воле того или иного автора отдельные исторические факты выпадают, или изложены слишком коротко. Это неправильно. Ведь учебник – это основа. Замалчивать или обесценивать какие-то факты, события нельзя, — это искажение истории!
У нас нет в полной мере представления о месте краеведения в школьной системе. Школьники изучают историю древнего Рима, Китая, европейских стран, но не знают историю своего родного села. А ведь именно через краеведение раскрывается история, культура народа и страны.
Краевед работает не за деньги, а для души и от души. Конечно, нужна и государственная, и общественная поддержка. Мы работаем с 2015 года. Краеведческих структур в нашем движении становится все больше и больше. У нас сто четырнадцать самостоятельных краеведческих структур по регионам РФ, которые работают при музеях, школах, общественных организациях, есть отдельные группы энтузиастов. Работа идёт неплохо. За это время провели около трёхсот конференций, десять форумов. Растёт уровень публикаций, книг, — от количества переходим к качеству.
Одно из важных направлений – этнотуризм. Задача – повышать интерес к нашим регионам со стороны своих соотечественников и иностранных туристов. Этнотуризм – это ведь не только культурная, идеологическая, но ещё и прибыльная экономическая отрасль!
И, конечно, одна из самых главных задач — воспитание юного поколения на традициях своего народа, воспитание уважения к своей родине, к своей стране. Над этим сейчас рука об руку должны работать и учёные, и краеведы, и общественные, религиозные, государственные деятели и структуры. Государство и гражданское общество, — эти понятия тесно взаимосвязаны. Это мы не деятели и структуры. Государство и гражданское общество, — эти понятия тесно взаимосвязаны. Это мы не должны упускать из виду. Такая взаимосвязь –основа стабильности в государстве и в обществе! Улица и дом, твоя родословная, – всё это основная родина. Уважение к истории родных мест, к традициям, к старшему поколению, интерес к своей родословной, почитание могил предков, — вот что такое истинный патриотизм! Если это в человеке заложено с малых лет, он и свою большую родину будет защищать. Хотя мы, конечно, против того, чтобы люди погибали на войне, пусть лучше они будут гордиться своей территорией и трудиться на её благо!
*Фёдоров-Давыдов Герман Алексеевич (1931-2000) — советский и российский историк, специалист по истории, археологии, нумизматике Золотой Орды и средневековой Восточной Европы, один из основателей и руководитель Поволжской археологической экспедиции.
*Укек — один из крупнейших татарских городов Золотой Орды, имеющий статус федерального объекта культурного наследия России.
*Селитренное городище – развалины столичного золотоордынского города XIV-XV веков, расположенные у села Селитренное Харабалинского района Астраханской области.
*Касимов – город в Рязанской области. Его называют младшим братом Казани. Название произошло от имени татарского хана Касима – выходца из Казани.
*Гюлистан ал-Джедид (Новый розовый сад) – монетный двор Золотой Орды, который, судя по нумизматическим находкам, располагался в Нижнем Поволжье, и во второй половине 1360-х годов выпускал серебряные монеты. По предположению А.В. Пачкалова, располагался на месте Колобовского поселения Золотой Орды (у села Колобовка в Волгоградской области), где встречается большое количество монет второй половины 1360-х годов.
*Дирхам или дирхем (араб.) – первоначально арабская серебряная монета, введённая в обращение в конце VII века. Название представляет собой арабизированное греческое слово «драхма».
*Темниковское княжество – средневековое феодальное татаро-мордовское государство, существовавшее предположительно с конца XIV века, в междуречье и бассейнах рек Ока, Сура и Средней Волги (современная Республика Мордовия, Нижегородская, Рязанская, Пензенская области).
*Узбек-хан, исламский титул – Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (ок. 1283 — 1341) – хан Золотой Орды с 1313 года. При нём государственной религией Золотой Орды был признан ислам.
*Звериная головка (Звериноголовское) является одним из старейших населённых пунктов Южного Зауралья. В XIX веке была казачьей станицей в составе сторожевой линии. В истории известна Звериноголовская крепость.
*Сорочьи горы (тат. Саескан Тавы) – село в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан.
*Козья слобода (тат. Кажа бистасе или Кузи бистасе) историческая местность и район в Казани.
*Бурханов Альберт Ахметжанович. Начальник Комитета по работе с краеведами Исполкома ВКТ (Всемирного конгресса татар), член Милли Шура / Национального Совета ВКТ, председатель РОО «Общество татарских краеведов» РТ. Член Научного совета по проблемам Социоестественной истории при Институте востоковедения РАН, академик АВИН РФ, РНАН, ПАНИ, МГА «Европа — Азия», профессор Института культуры мира (ЮНЕСКО), заслуженный деятель науки РТ, член редакционных советов журналов «История и современность» (г. Москва), «Безнең мирас», «Аль-Бухари» (Ташкент) заместитель главного редактора журнала «Туган җир / Родной край».
Хорошее интервью, познавательное. Спасибо, Мариночка!
Спасибо, Алексей! И мне было интересно работать с таким материалом!
Марина, замечательное интервью! Спасибо за интересные факты, за умелые вопросы! Ну просто молодец!
Марина, спасибо! На этой конференции было много интересного: про раскопки, клады, монеты, традиции, обычаи и др. Очень интересные люди из разных регионов. Каждое выступление достойно отдельной публикации. Должен выйти сборник с материалами конференции, ждём.