Максим Жуков. Тема патриотизма. Кинорецензия

На фоне дешёвых страшилок, коими буквально пестрели кинотеатры в канун Хэллоуина, особняком держался фильм Константина Максимова «Несокрушимый». Короткий рекламный ролик о нём впечатлял батальными сценами времён Великой Отечественной войны. Не разочаровал и сам фильм. Скажу честно – лента берёт за душу. Фильм рассказывает о реальных событиях 1942 года – о боях в Тарасовском районе Ростовской области. Экипаж танка «КВ-1» под командованием Семёна Коновалова уничтожил 16 танков, две бронемашины и восемь автомашин. «Вот они, наши настоящие герои!» – подумал я, рассматривая в кинотеатре рекламный постер. Знакомые актёры: Андрей Чернышов, Николай Добрынин, Олег Фомин, Роман Модянов… Один Владимир Епифанцев чего только стоит – в плохих картинах он не замечен. Однако настораживает, что с начала 2018 года на экранах наметилось буйство подобных фильмов – иначе не скажешь. Видимо, российские кинематографисты, борясь с попытками запада переписать историю, рьяно взялись заполнять кинорынок скороспелой продукцией. В частности, явно неудачным выглядит фильм «Танки» Кима Дружинина – довольно банальная пустышка, снятая в стилистике «Неуловимых мстителей». «Т – 34» Алексея Сидорова исправил положение, но всё же не дотянул до блокбастера Дэвида Эйра «Ярость» с Брэдом Питтом в главной роли. Помните одну из его центральных сцен? Главный герой, с особым азартом сжигавший немецкие танки, скорбно заявил: «Немцы начали эту войну. Наша святая обязанность – её закончить!» Неплохо, да? И это с экрана кинотеатров страны, потерявшей в Великой Отечественной войне почти 30 миллионов граждан и поставившей победную точку в финале чудовищной брани. Но претензия, скорее, к прокатчикам…

Первые же сцены «Несокрушимого» меня захватили – Константин Максимов знает своё дело. Грамотно отснятые вживую бои создают страшное и отталкивающее ощущение войны. Детализация поражает – начиная от ожесточённых боёв и до операций тяжело раненых солдат: предметы быта, потёртая одежда, стоптанные сапоги, замасленные детали двигателя танка – всё это выглядит более чем убедительно. Персонажи картины не играют роли, они живут и умирают на экране. Запомнились работы актёров второго плана. Владимир Кочетков и Василий Седых практически доводят до слёз. Лишь Ольге Погодиной сначала не верил, но потом чувственная, ранимая натура её персонажа Коноваловой Павлы, приехавшей на фронт к месту службы мужа, не оставила равнодушным. Она – центр всего человеческого, этакий мотылёк в тисках беспощадной войны. Но фильм держится не только на ней и её отношениях с мужем.

После драматического и интригующего начала, а именно – подбитых танков, окровавленных тел и показа бесчеловечных фашистов наметилось затишье перед бурей, а, точнее, основным и решающим сражением. Мы видим неудачное воссоединение Коноваловых. Муж ревнует её к каждому солдату, а особенно к радисту Кротову в исполнении Сергея Горобченко. Коновалов никого не предупреждает, что она его жена, подозревая Павлу в измене. Кротов, красуясь и заискивая перед женщиной, жаждет заполучить её расположение, он готов даже драться за право обладать ей, не догадываясь о том, что фамилия Павлы – Коновалова.

Собственно, до драки и доходит, но перед ней появляется герой Владимира Епифанцева и временно спасает положение, переключая Семёна Коновалова на дела насущные – их танк не готов к бою, требуется основной ремонт, а запчастей, увы, не хватает. Приходится даже пробираться под покровом ночи на поле с подбитыми машинами и снимать с них детали. Володя Епифанцев в роли наводчика Сиитова и тут (кто бы сомневался!) выглядит человеком с необыкновенным обаянием и органикой, внося свежую струю в каждую сцену картины. Его смелые поступки, шутки и видение ситуации заметно контрастируют с менее эмоциональными персонажами. Епифанцев в чём-то даже превзошёл главного героя – Коновалова в исполнении Андрея Чернышёва. Сиитов – более открытый, жизнерадостный, но в роковых ситуациях, бывает, пасует. Он не лидер, но притягивает внимание зрителя своей подкупающей харизмой.

Что до Андрея Чернышова, то тут стоит признать, что сыграл он более чем убедительно – этакого закалённого в боях ветерана. Портит его персонажа только одинаковое выражение лица на протяжении всего фильма. Может быть, режиссер намеренно старался показать Коновалова столь суровым и сдержанным? Даже после драки с Кротовым Семён невозмутим, как и в эпизоде проводов на фронт.

Максимов воспроизвёл практически все основные известные факты того боя. Но имел место и художественный вымысел. К примеру, Семёну Коновалову на момент основных событий было 23 года, а главному герою, исполняющему его роль – примерно 40-45. Ещё один немаловажный момент – в составе того экипажа отсутствовала женщина. Но фильм без неё получился бы менее трогательным. Батальные сцены должны же чем-то перебиваться, иначе получится каша. Рискну предположить, что именно на сцены боёв была выделена львиная доля бюджета. Действительно, местами зрелищно, учитывая, что компьютерную графику, по словам её создателей, не применяли вообще.

И какой же напрашивается вывод? На мой взгляд, эта военно-историческая драма большей частью ориентирована на людей старшего поколения. Им важен сам факт возвращения к событиям Великой Отечественной войны. И не важно, что режиссер позволил себе некоторые отступления, история от этого не пострадала, а только выиграла. По-крайней мере, по сравнению с другими фильмами о войне, эта картина задела за живое даже избалованных ужастиками тинэйджеров.

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *