10 декабря 1866 года Тютчев написал своё знаменитое стихотворение «Умом Россию не понять…» Ни для кого не секрет, что Фёдор Иванович строил карьеру за границей. Николай I даже поручил ему создать позитивный облик России на Западе. Так что у поэта была возможность посмотреть на события, происходящие на Родине глазами Европы. А ещё сравнить мышление русского человека и иностранца. И вот, выводы, сделанные поэтом, и вылились в это знаменитое стихотворение.
Кстати, «Умом Россию не понять…» Фёдор Тютчев записал на клочке бумаги в 1866 году, но опубликовал только спустя два года. Оригинал хранится в Пушкинском Доме в качестве музейного экспоната. Надо отметить, что стихотворение нашло большой отклик в сердцах русских людей. А последняя строка «В Россию можно только верить», вызвала в русском обществе дискуссию. Кто-то усмотрел в ней иронию, однако, разумеется, это далеко не так. Тютчев понимал, что Россия – страна уникальная. Сила России – в её непредсказуемости, стихийности. В Россию и её особый путь развития можно и нужно верить.
Человек — существо разумное и, благодаря этому, склонное к духовности. В этом человек отличается от остального мира животных, представители которого в своём поведении следуют необходимости, которая диктует им условия для выживания. Представители животного мира не способны к свободному волеизъявлению, поскольку живут и мыслят только в настоящем времени, а их выбором управляют условия выживания в агрессивной среде.
Человек разумный, используя свои интеллектуальные способности, способен моделировать будущее, которое неизбежно следует от его поступков в настоящем времени. Если будущее в результате его определённого действия представляется ему неудовлетворительным, то он может отказаться от этого действия в пользу другого действия, которое приведёт в будущем к благоприятным последствиям. При этом отказ от одного действия в пользу другого может казаться иррациональным с позиции элементарной логики. Способность человека преодолевать элементарную логику настоящего с целью приобретения лучшего будущего для человечества можно назвать его духовностью.
Духовность в буржуазном обществе полностью отрицается, поскольку ценности его направлены на получении максимального удовольствия здесь и сейчас, а о будущем забота лишь в том, чтобы обеспечить его материально сейчас. Поэтому воруют, воруют и навороваться не могут! Человек при капитализме низводит себя до звериного уровня.
Что произошло с Ф.Тютчевым в Европе? Корни его духовные находились в России, где капитализм находился в начальной фазе своего развития, а жил он в рациональном, но бездуховном Западе, полностью развращённом буржуазной идеологией. Поэтому там и появилось его знаменитое четверостишье.
Почему оно оканчивается не очень-то оптимистично: «В Россию можно только верить». Дело в том, что при капитализме существует несправедливая система распределения общественных благ, где управленцы сами определяют свои доходы и уровень потребления, а производители этих национальных общественных благ довольствуются лишь тем, что останется с барского плеча. Все, кто находится наверху в этой иерархической «пищевой цепочке», отказываются от духовности и пользуются настоящим моментом времени. Как и положено в животном мире. Непонятно одно: зачем они называют себя Homo sapiens?