Ингвар Коротков. О культурном коде эпохи.

Что такое культурный код эпохи? Вроде каждый наслышан, но нюансов не знает. Это не век, то есть столетие, — это временной сектор, значимый своими самыми яркими представителями. Вот, например, вторая половина 19 века — это Толстой, Достоевский, Чайковский. Начало 20-го — писатели Горький, Чехов, поэты Ахматова, Брюсов, певец Шаляпин, художники Репин, Левитан. Советская эпоха — поэты Маяковский, Есенин, писатели Шолохов, Фадеев, Панова — целая плеяда. Они (знаменитые писатели) не появились сами, типа, просто популярные были — их читали. Не думаю, что Толстого читали запросто — за плугом. Или какой-то сапожник — тачая сапоги. Ни в коем случае — их формировали, отсеивали, растили. Как любой сад – заботливый садовник.

Потому что, если отдать всё на откуп читателю, то в культурном коде вместо Толстого был бы Боборыкин, или «Бова-королевич», вместо Пушкина — Барков (известный матерщинник). В советское время повально читали Беляева и Стругацких, поэтому места в культурном коде для Шолохова не оказалось бы.

А в наше время (а, может, и к лучшему) в культурный код внесли бы Лукьяненко, всех фантастов и Донцову с Марининой.

Культурный код несёт основную мысль эпохи, например, вторая половина 19-го века — это сочувствие к «униженным и угнетённым».

Начало 20-го – «гордо реющий буревестник», то есть не только сочувствие, но конкретное указание на освобождение «свинцовой мерзости жизни».

Советская эпоха — «будь готов к свершениям и открытиям». И, наверно, это самая лучшая эпоха с самым ясным кодом — формирование человека доброго и разумного.

И — провал «святых 90-х». Некому руководить было. Из своих. Растерялись. Но «наглосаксы» не дремали. Уже в 1991 году они (Британский совет) учредили премию «Букер». Потому как надо было русскому народу предложить «новую литературу» и новый вектор.

Кодом «святых 90-х» стал писатель Сорокин. У него самый чуткий нос оказался. Хоть и выходец из поселка Быково.

Вектором новой литературы — стала безумная разухабистая матерщина, показная ненависть к «совку», истерическая ложь о России. У него на поминках в деревне пьяные бабки танцуют со свиными головами, девки сношаются в алтаре с попами, гадят у икон. Назначенный самым талантливым и знаменитым российским писателем (британцами назначенный) Сорокин, извините, все 90-е болтался, как дерьмо в проруби, — один-одинёшенек. Ещё не созрели другие «писатели». Их стали дозревать, как зелёные бананы в валенке, в редакции РЕШ.То есть Шубиной — в АСТ.

Туда рекой полились гранты, и хозяин АСТ — некто Олег Новиков сообразил, что лучше переваривать солидные гранты для растления людей, чем для созидания. Тем паче — на созидание не выделялось ничего..

РЕШ в 2008 году вышел уже идеологически подкованным и мотивированным — продолжать обучение писателей в сорокинском духе. Но с нюансами. Ленинскую эпоху лучше не трогать (там много славных имён, которые не надо на слух вытаскивать, а то синагога какая-то получится. Революционная.), а вот сталинскую — надо изо всех сил расчеловечить. Заклеймить и вбить в головы, что вот он — диавол во плоти.

Поэтому появились (уже обученные и мотивированные) разные яхины, некрасовы, ельчины и т. д. Пласт был широчайший — от детской литературы до взрослой. С 2012 года редакция РЕШ всерьёз озаботилась о культурном коде литературы для России. И стали методично — на разных лит. премиях — ковать «элиту» литературную. И ведь строго по принципам «социалистического реализма». Но только наоборот. Жёсткие рамки — обязательно, но содержимое — антисталинизм, русофобия, содомия, педофилия, права ЛГБТ , обязательная матерщина (она отлично разъедает нравственность, как ржа или кислота).

Элитарная литература хороша тем, что её никто не читает. И не покупает. Потому что читать это невозможно. Даже рецензенты пробегают глазами и редко добираются до конца. Но — зато фамилию писателя и название опуса — вбивают основательно. Вот как «Чёрный квадрат » Малевича. Все знают. И всерьёз его считают художником почему-то. А он два раза не прошёл в Академию художеств — даже рассматривать не стали. Ибо «навыками рисования не обладает».

Вот и здесь так — главное набросать имён, закрепить премиями, и назойливо вещать об их талантливости.

То есть в код эпохи эта самая РЕШ — с начала века и до 2022 года — вбросила этот самый код. Его уже не сотрёшь. И бумажную плесень не сожжёшь даже при желании.

А с 2022 понадобился новый культурный код. Код СВО. И он появился — чистый, светлый, разумный патриотизм. И профессиональный — это поэты (перечислять их можно долго) — Мельников, Орынянская, Шмелёв, Маленко, Волк…

Но так получилось, что прилепинцы тут же всех растолкали и насильно втюхали свой КОД. Гопников от местной помойки.

И ведь все съели. Талантливые были задвинуты и забыты, малоталантливые и откровенные графоманы накормлены крошками от плюшек и даже обласканы. А культурный код уже официализирован.

Об эпохе СВО будут судить по долгаревым, апачевым, пелевиным, ревякиным и т.д.

Ну что ж делать-то. Государство, которое не занимается своей литературой, будет кормить чужую. И вместо своего культурного кода предъявлять чужой. Навязанный.

Поделиться:


Ингвар Коротков. О культурном коде эпохи.: 2 комментария

  1. Потому что Мединский опять всех переиграл и перехитрил, но зато человек нашего Самого, у которого всё под контролем…
    А всего-то и надо было патриотам крошек с барского стола насыпать, сказать ласковое слово и кое-что пообещать, и все — расслабились. Молодцы, победили либералов в литературе) Вот так надо работать, господа, учитесь)

  2. Я думаю, что автор сгущает краски, не раскрывает до конца тему, представляя всё в тёмных тонах. Получается хромоногая полуправда. Но здравая мысль о культурном коде и его подмене мне импонирует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *