Ингвар Коротков. «Матрёнин двор» Солженицына – это «Федорино горе».

Когда я пишу, что Солженицын — это махровый графоманище с лживой натурой, обязательно в комментах будет: «Ага, завидуешь… А вот его «Матрёнин двор» — это классика. Лучшее произведение современности. Без гламура и лоска. И это — в то время — в 1961 году после выхода рассказа — все так считали. А написано оно по реальным воспоминаниям в 1959 году. И столько рецензий получило от самых маститых авторов, что тебе (мне) лучше бы помолчать». Молчать не хочу. Хотелось бы только, чтобы этот «Матрёнин двор» оценили под другим углом. А не под тем, что пытался изобразить автор.

Напоминаю методику учителя литературы, который должен донести до школьников основную мысль автора:
1) беспросветная жизнь в советской деревне, где люди выживают ВОПРЕКИ этой власти;
2) мерзость запустения и нищеты, в которой оказываются (не по своей воле) святые женщины России;
3) охарактеризовать «лицо русской женщины России» на примере Матрёны
Напоминаю «слёзоизвергательный» сюжет: бедная нищая старуха (60 лет) живёт в Костромской области в большом и запущенном доме. Этот дом для себя выбрал писатель — ему хотелось «кондовой и нутряной» России. Здесь — кондовее и быть не может.
Хозяйка встретила его больной — «она лежала на русской печи, тут же, у входа, накрытая неопределённым тёмным тряпьём, таким бесценным в жизни рабочего человека».
Чем же интересно так ценно для рабочего человека «тёмное тряпьё»? Не знаю.
Зато знаю, что в те же годы — в тех же деревнях, правда, Брянской области, в ходу были ватные стёганые одеяла, а верх благополучия — пуховые китайские, которые выдавались строго именно колхозникам за сданную продукцию.
Дальше и вовсе идёт сплошное «Федорино горе» — по описанию писателя.
«Кроме Матрены и меня, жили в избе ещё — кошка, мыши и тараканы.
Тараканы в кухоньке по ночам кишели, и если поздно вечером, зайдя испить воды, я зажигал там лампочку — пол весь, и скамья большая, и даже стена были чуть не сплошь бурыми и шевелились. «
Ну про мышей и сказу нет — они там везде бегали. А что скажешь? Такая вот жизнь деревенская у бедной одинокой Матрёны 60-ти лет.
Честно скажу, помня своё детство в деревенских домах таких же одиноких брянских матрён, читать такое мне было удивительно. Незадачливая была какая-то Матрёна. Хоть и добрая, хоть и бессребреница. Но какое-то это сплошное «матрёнино горе».
Дальше — больше.
«Матрена вставала в четыре-пять утра. Топила русскую печь, ходила доить козу (все животы её были — одна эта грязно-белая криворогая коза), по воду ходила и варила в трёх чугунках: один чугунок — мне, один — себе, один — козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе — мелкую, а мне — с куриное яйцо. Крупной же картошки огород её песчаный, с довоенных лет не удобренный и всегда засаживаемый картошкой, картошкой и картошкой, — крупной не давал».
Простите мне мою занудливость — а где же куры? Ладно, утки или гуси, но куры-то это не роскошь — и на выпасе с весны до поздней осени самостоятельно, да и пригоршня пшена — не растрата. Да и поросёнка всегда держали — на картошке-то. И самые согбенные бабки из моего детства всегда были при молоке да яйцах с салом.
А огород, который никто не отменял в деревне? Со свёклой, репой, капустой, огурцами? Сад — с яблоками и сливами?
Но бедный писатель (к слову, тогда учитель с зарплатой в 740 рублей) вынужден быть сидеть на питании у Матрёны.
Питание было скудное. Даже и не верится, что писатель к этому был привычен. Хотя — сиротинушка же. Вернее, две сиротинушки. Кстати, за проживание и питание школа платила Матрёне 100 рублей в месяц.
Итак, питание писателя.
«Что’ на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко:
карто’вь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою — как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками брали).
Не всегда это было посолено, как надо, часто пригорало, а после еды
оставляло налёт на нёбе, дёснах и вызывало изжогу.
Но не Матрены в том была вина: не было в Торфопродукте и масла,
маргарин нарасхват, а свободно только жир комбинированный. Да и русская печь, как я пригляделся, неудобна для стряпни: варка идёт скрыто от стряпухи, жар к чугунку подступает с разных сторон неравномерно».
Лукавит писатель. А скорее всего — врёт. Я до сих пор помню вкус оладушек из русской печи — не подгорелых, а таких, как надо, — румяных. И картофельный суп — наваристый, с курицей и обжаренными кусочками сала — настоянный в русской печи.
А топлёное молоко в кринке с коричневой запёкшейся пенкой? Или моя бабка, такая же одинокая женщина — была неправильная, не «ликом обездоленных русских баб?» Вот загадка. А ведь то же время. Конец пятидесятых.
Но пойдём дальше — как истинный интеллигент, писатель душой и телом принимает эту «нутряную Русь» — безропотно.
«Я покорно съедал всё наваренное мне, терпеливо откладывал в сторону, если попадалось что неурядное: волос ли, торфа кусочек, тараканья ножка. У меня не хватало духу упрекнуть Матрёну».
И то верно — бывает. Я знавал одного страдальца, тот, придя с работы, брался за борщ — и вычёрпывал оттуда куски газеты и целлофана. Незлобиво. Дескать, милая, ты бы мясо перед тем как варить, хотя бы помыла. А то есть несподручно. Кстати, всё же сбежал — не выдержал.
Впрочем — дальше. Солженицын очень печалится, типа, что с народом-то вытворяют? Вот Матрёна отработала тридцать лет в колхозе — за палочки. И народ городской сокрушённо качает головой — да… Что творят… Вот только не совсем понимают, что каждая палочка (отработанный день) — это продуктовый вариант. Зерном, молоком, мясом, сеном, картошкой. И эти продукты колхозники потом превращали в деньги с хорошей выгодой. Время-то было трудное — послевоенное.
И насчёт отсутствия пенсии очень переживает страдалец. Да, пенсии для колхозников установили в 1964 году. Но были и другие пенсии — по утере кормильца. А также детей, погибших на фронте.
Матрёна тоже получила пенсию за мужа, погибшего на фронте. Вот только запоздала. Пенсии назначали с 1941 года — по 80 рублей. С 1943 года — увеличили до ста рублей. А Матрёна получила эту пенсию только в 1956 году? 13 лет — не знала? Никто не сказал?
Кстати, и цены в этом же 1956 году были следующие:
Продукты:
Колбаса ливерная (кг.): 3 руб.
Сыр голландский (кг.): 32 руб.
Водка (бутылка): 27 руб. 50 коп.
Хлеб белый (шт.): 2 руб. 50 коп.
Мясо (кг.): 12 руб. 50 коп.
Рыба (кг.): 7 руб. 10 коп.
Молоко (литр): 2 руб. 24 коп.
Масло сливочное (кг.): 25-28 руб.
Яйца (десяток): 8-9 руб.
А насчёт нехватки продуктов в сельпо — это писатель привирает. Явно.
«Во всех сельских магазинах недостатка в базовых продуктах не было. С 1950 -х дефицит, который дотянулся и до села, касался уже не базовых продуктов, а «престижных»: колбаса, местами мясо, кондитерские изделия, кофе, фрукты, сыр, некоторые молочные продукты, речная рыба…»
Это не я пишу — это историки, обличающие «голод» в СССР. Здесь соврать не могли.
Впрочем, о чём ещё можно сказать? О том, что фамилия дана не напрасно? Со-лже-ницын. Везде с ложью.
И это даже не очернение — ну что делать — так человек видел. Как художник.
Вот как наши художники-писатели.
Или если бы я — в наше время — написал, что живу я у бедной одинокой старухи шестидесяти (!) лет, она не получает пенсию и кормит меня одной картошкой напополам с тараканами. И кто бы что сказал против?
Какое кому дело, что она одна из миллиона — такая. Остальные и пенсию заработали, и на пенсии стараются — голодом не сидят. Огороды обрабатывают, грибы солят, маринуют, варенье варят.
А вот она такая — нелепая, несуразная, растерянно-потерянная…
И ладно бы — тоже находка в литературе. Но делать её «лицом России»? Как представлено во всех рецензиях? Её, а не героинь того же Леонида Фролова (моего любимого писателя-деревенщика), у которого послевоенные вдовы — это труженицы, которые на своих плечах вывезли самое тяжёлое время. И не растерялись в борьбе с тараканами, не опустились. Не смирились.
Впрочем, Бог ему судья — этому отошедшему в иной мир — не по лжи. Небось в самом наваристом котле барахтается — в самой лживой жиже.
Почему я вспомнил старую свою статью? Племянница позвонила — какие-то тезисы в школе пишут — по «лицу русской женщины России»…

Поделиться:


Ингвар Коротков. «Матрёнин двор» Солженицына – это «Федорино горе».: 3 комментария

  1. «…двор» действительно хорош на фоне остального, как говорится раз в год и палка стреляет, но и то с некоторыми оговорками. Тут ещё нужно учитывать атмосферу упадничества в произведении и тягу к некоторым словесным экзерсисам (в частности неумелые потуги в окказионализм — слова с авторским значением совершенно громоздкие и мёртвые, тщетная попытка выделиться) Это портит то немногое, что там есть. Так что, если есть под рукой другие книги писателей-деревенщиков, лучше открыть и прочесть их.

  2. Я учитель русского языка и литературы. Сейчас на пенсии. Но встречаясь в своей работе с рассказом «Матренин двор» А.Солженицына, постоянно недоумевала: почему столько шума вокруг этого рассказа? В 1959 году мне было 8 лет, я уже училась во втором классе. Жила в селе, видела, как наши бабушки и матери работали за эти трудодни. Но такой безысходности в их быте не было. Женщины успевали делать все: и работать, и дом прибрать, и двор обиходить, и улицу возле двора вымести, под праздник домик подмазать, побелить, окна помыть и т. д. Я уж не говорю про то, как был прибран дом внутри! Но такого безобразия, как у Матрёны, ни у одной, даже самой беспутной хозяйки , не было. Антисанитария поражающая! Ну ладно, человек болел, по три дня не вставала она с постели… Но в остальные дни чем она занималась? Помогала другим, только вот ей никто не помогал. Почему? Вопрос очень интересный. неужели среди сельских женщин не было добрых, отзывчивых людей. Да никогда не поверю. Солженицын пытается оправдать Матренину неряшливость добротой её, любовью ко всякой живой твари. А причина ее хвори не есть ли эта самая любовь к тараканам и мышам? Ну никак не вяжется образ Матрены с типичной представительницей русской женщины того времени. Автор статьи Ингвар Коротков абсолютно прав.

    • Спасибо Вам, про мышей-то я совсем запамятовал там, ну и атмосфера безысходности конечно, это да… Очень важное замечание насчёт настроя, я, например, о нём забыл, потому что позже вышла проза деревенщиков Абрамова и Белова, в которой тоже всё очень похоже: проникнуто атмосферой умирающей деревни, уныния и тлена, и всё это как бы уравняла, сделала почти нормой, ну или приблизила к ней.
      Что нормальной советской литературе не свойственно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *