Имена и даты. 5 февраля родился известный русский критик и публицист Николай Добролюбов (1836 – 1861).

Николай Александрович Добролюбов – русский литературный критик, публицист, философ и революционный демократ – родился в Нижнем Новгороде в семье священника. Для Николая большое значение имела учёба под началом Михаила Кострова, семинариста, который старался развить у мальчика мыслительные способности. В детстве Николай много читал и писал собственные стихотворения, а в возрасте тринадцати лет стал делать переводы из Горация. В духовной семинарии талант Николая как мыслителя стал оттачиваться – учителя поражались глубине его сочинений, темы которых были очень серьёзными – русская церковная история, разнообразные философские проблемы. Позже Добролюбов поступает в Педагогический институт Санкт-Петербурга и организовывает там политический студенческий кружок.

Очень тяжёлым стал для Добролюбова 1854 год – умерли сначала мать, а затем и отец. Потеряв родителей, пережив душевный кризис, Николай мгновенно повзрослел и в дальнейшем называл это время – «подвиг переделывания себя». Добролюбову было всего 18 лет, когда он стал главой семьи и должен был заботиться о семерых маленьких детях, оставшихся сиротами. Он отказался от своей доли в наследстве и передал все деньги на воспитание детей. Чтобы помочь своим маленьким братьям и сёстрам, Добролюбов берётся за любую работу – уроки, корректуру. Благодаря поддержке родственников, юноша всё же смог продолжить обучение в Санкт-Петербурге, но никогда не забывал регулярно присылать деньги в Нижний Новгород.

В это же время Добролюбов стал увлекаться политикой и общественными движениями. В декабре 1854 года им было написано первое политическое стихотворение – «На 50-летний юбилей Н. И. Греча». Николай Иванович Греч был литератором и журналистом, поклонником николаевской реакции.

«…Как раб, как червь, ты пресмыкался
Позорно ближних продавал,
А всё за честью ты гонялся,
Хоть честь давно ты потерял.

И вот добился!.. По прошенью
Твоих протекторов-друзей
Заслуг твоих в вознагражденье
Тебе назначен юбилей…»


Стихотворение было анонимным, но вскоре авторство Добролюбова было выяснено, и на него обрушились неприятности. В 1857 году он окончил институт, но за вольнодумство был лишён золотой медали. В том же году, после знакомства с Некрасовым и Чернышевским, в возрасте двадцати одного года Добролюбов становится ведущим критиком одного из самых популярных журналов того времени – «Современника».

Добролюбов активно выступал против монархии и крепостного права. Высоко ценил народность в литературе, её гражданское назначение. Им был разработан метод «реальной критики», который Добролюбов использовал в своих статьях. Одни из самых известных статей Добролюбова — о творчестве Гончарова, Островского и Тургенева. Талант и эрудиция Добролюбова помогли ему быстро продвинуться по карьерной лестнице. Но не обошлось и без недоброжелателей. Так, Тургенев откровенно выступал против молодого критика и как-то раз сказал Чернышевскому:
«Вас я ещё могу переносить, но Добролюбова не могу. Вы — простая змея, а Добролюбов — очковая змея».
Противостояние с Тургеневым только усилилось после выхода статьи Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», в которой он подверг критике роман «Накануне». Сила его статей была поразительна – читая их, народ задумывался о революции, они побуждали к действию молодое поколение. Добролюбов воспевал нового героя – реалиста, который пришёл на смену мечтателю.
В статье «Что такое обломовщина?» Добролюбов даёт характеристику персонажа Обломова из романа Николая Гончарова. Статья была опубликована в 1859 году и на долгие годы стала главенствующей точкой зрения в оценке романа Гончарова. Она представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, символом косности крепостнической системы, который стал «лишним человеком» в современной России.

«Тёмное царство» — цикл статей, посвящённый пьесам Александра Островского. В них ярко выразилась социальная психология общества, неравенство и угнетение личности. Рассуждая о творчестве Островского, Добролюбов выделил следующие основные черты его драматургии:
Имущественное неравенство,
Пьесы приближены к романам,
Большое значение отведено речевой характеристике,
Портрет складывается из речи персонажа,
Нет привязки к психоанализу.
Драма А. Н. Островского «Гроза» была опубликована в 1860 году, накануне революционного обострения в России. В произведении отразились впечатления Островского от путешествия по Волге летом 1856 года. Наблюдения над жизнью Поволжья Островский переработал и превратил их в глубоко типичные картины русской жизни. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью. Типичными представителями «тёмного царства» являются купец-самодур Дикой и властная, жестокая Кабаниха. В такую среду попадает молодая Катерина, вышедшая замуж за Тихона – сына Кабанихи. Тихон во всём слушается маму и под её гнетом вырос слабохарактерным, безвольным человеком, который не может постоять ни за себя, ни за свою жену. Если «Гроза» — это зреющие в глубине России революционные силы, то Катерина — луч света в тёмном царстве. Сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины видны читателю сразу. Она выступает против кабановских понятий о нравственности. Анализируя пьесу Островского «Гроза», Добролюбов даёт следующую характеристику «тёмному царству»:

«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и редким умением изображать резко и живо самые существенные её стороны. Это не комедии интриг, не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни», если бы это не было слишком обширно. Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни. Поприща, на котором Островский наблюдает и показывает нам русскую жизнь, не касается отношений чисто общественных и государственных, а ограничивается семейством; в семействе же кто более всего выдерживает на себе весь гнёт самодурства, как не женщина?»
Широко известны и статьи Добролюбова, посвящённые литературным, историческим и философским взглядам. Так, статья «О степени участия народности в развитии русской литературы» долгое время включалась в школьную программу СССР и России. Интересны статьи «Первые годы царствования Петра Великого», «Русская цивилизация». В исторической статье «Черты для характеристики русского простонародья» Добролюбов призывал к ликвидации крепостничества. Философские взгляды Добролюбова ставят в центр системы человека, который является последней ступенью эволюции материального мира. Человек непосредственно связан с природой, отсюда – равенство людей является естественным состоянием, а любое угнетение подлежит уничтожению.

Интересно рассмотреть деятельность Николая Добролюбова как педагога. Он много внимания уделял вопросам воспитания. Выступал против подавления личности ребёнка и воспитания слепой покорности. Основными задачами воспитания считал становление патриота и высокоидейного человека, всесторонне развитой личности. Необходимым считал воспитывать единство мыслей, слов и действий – «личную самостоятельность ребёнка и всех духовных сил его натуры». Но без коренной перестройки общественной жизни в России невозможно провести реформу в образовательной системе. Потому что необходим новый тип учителя – такой, который сможет бережно относиться к ученикам, сохранить в них достоинство человеческой природы. Учитель и сам должен быть образцом для детей. Особое внимание Добролюбов уделял детскому чтению. Ведь книга не должна быть пустой фантазией или сплошным морализаторством. Она должна увлечь ребенка, пробудить в нём любознательность к миру, укрепить нравственное чувство.
Педагогические труды Н. А. Добролюбова: «О значении авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания», «Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами», «Учитель должен служить идеалом…».
Вместе с Чернышевским Добролюбов разработал учение о сущности педагогической сознательной дисциплины, сформулировал направления нового типа воспитания. Несомненно, он бы ещё многое успел сделать для развития педагогики, если бы не ранняя смерть. В 1859 году у Добролюбова произошло обострение туберкулёза. Лечение дома и за границей не помогло, и 29 ноября 1861 года Н. А. Добролюбов скончался. За несколько дней до смерти он сетовал:
«Умирать с сознанием, что не успел ничего сделать… ничего! Как зло насмеялась надо мной судьба! Пусть бы раньше послала мне смерть!.. Хоть бы ещё года два продлилась моя жизнь, я успел бы сделать хоть что-нибудь полезное… теперь ничего, ничего!».
Последней крупной статьёй Добролюбова можно считать статью «Забитые люди» о повести Фёдора Достоевского «Униженные и оскорблённые». Творчество Ф. М. Достоевского вызвало горячий отклик в сердце Добролюбова:
«Г. Достоевский в первом же своём произведении явился замечательным деятелем того направления, которое назвал я по преимуществу гуманическим. В «Бедных людях», написанных под свежим влиянием лучших сторон Гоголя и наиболее жизненных идей Белинского, г. Достоевский со всею энергией и свежестью молодого таланта принялся за анализ поразивших его аномалий нашей бедной действительности и в этом анализе умел выразить свой высоко гуманный идеал. В разных видах и случаях представил нам г. Достоевский недостаток уважения человека к самому себе и недостаток уважения к человеку других людей. Кажется бы, дело простое — думается, когда читаешь эти повести: — человек родился, значит, должен жить, значит, имеет право на существование; это естественное право должно иметь и естественные условия для своего поддержания, то есть средства жизни. А так как эта потребность средств есть потребность общая, то и удовлетворение её должно быть одинаково общее, для всех, без подразделений, что вот, дескать, такие-то имеют право, а такие-то нет. Отрицать чьё-нибудь право в этом случае значит отрицать самое право на жизнь. А если так, то в пределах естественных условий решительно всякий человек должен быть полным, самостоятельным человеком и, вступая в сложные комбинации общественных отношений, вносить туда вполне свою личность и, принимаясь за соответственную работу, хотя бы и самую ничтожную, тем не менее — никак не скрадывать, не уничтожать и не заглушать свои прямые человеческие права и требования».
Николай Добролюбов прожил до обидного мало – всего лишь 25 лет! Но всё же успел сделать очень много – написал сотни статей и рецензий, стал учителем для многих своих последователей, которые пытались внедрить передовые социально-политические идеи в жизнь современной России. Яркий литературный талант Добролюбова продолжает светить и сегодня.

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *