Имена и даты. 15 января родился русский поэт Александр Сергеевич Грибоедов (1795 – 1829).

15 января 1795 года в Москве в семье отставного майора Сергея Ивановича и его жены Настасьи Федоровны родился сын — Александр Грибоедов — будущий русский поэт, прозаик, драматург, дипломат, лингвист, историк, востоковед, пианист и композитор. Мать Грибоедова до свадьбы имела ту же фамилию, так как происходила из другой ветви рода, считавшейся даже более знатной и богатой, чем семья отца. Интересно и происхождение фамилии будущего литератора, она представляет собой адаптированный перевод фамилии его прямых польских предков, рода Гржибовских.

Образованием Саши занимались лучшие педагоги: энциклопедист Иван Петрозилиус, учёный Богдан Ион, философ Иоганн Буле. Мальчик с раннего возраста проявлял незаурядные способности. Так, в 6 лет он говорил на четырёх языках, включая русский. Изучал греческий, латынь, итальянский, французский, английский, немецкий, чуть позднее освоил несколько восточных языков. При этом прекрасно играл на рояле и арфе, а позже стал сочинять музыку и стихи. Пожалуй, один из самых известных русских вальсов именно Грибоедовский вальс ми минор. Удивительно, но уже в 11 лет Александр поступил в Московский университет на факультет словесности, окончил его за два года, после чего поступил на другой факультет и через два года получил научную степень в области права.

Здесь было бы уместно сказать: «Он спешил жить…». Действительно, Александр Грибоедов прожил очень мало – всего 34 года, но смог оставить после себя величайшее наследие – более пятидесяти книг и несколько восхитительных фортепианных произведений, которые составляют не меньшую художественную ценность, чем и его литературные труды. Друзья Грибоедова отмечали его умение виртуозно играть на фортепьяно и импровизировать. И это при том, что однажды в ходе дуэли на пистолетах он лишился мизинца левой руки, после чего для музицирования надевал на уцелевшую фалангу специально изготовленный для него протез.

Безусловно, самым заметным и наиболее известным вкладом Грибоедова в русскую культуру является пьеса в стихах (комедия) «Горе от ума», которая была написана в период с 1822 по 1824 год. Завершив этот труд, автор показал пьесу уже пожилому Ивану Крылову, тот высоко оценил произведение, но резюмировал: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще!» Известный баснописец оказался прав: долгое время пьеса была запрещена к печати и театральным показам. Её переписывали вручную и тайно передавали друг другу. Литературоведы насчитали 45 тысяч рукописных копий произведения. Разочарованный цензурой и судьбой своего главного произведения, после «Горя от ума» Грибоедов больше ничего не писал.
…Тем не менее пьеса любима миллионами читателей, и мы можем бесконечно цитировать самые известные фразы из произведения, которые сегодня живут своей жизнью: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «Свежо предание, а верится с трудом», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «И дым Отечества нам сладок и приятен!», «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь», «Чины людьми даются, а люди могут обмануться…», «Ну как не порадеть родному человечку!», «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь», «Где ж лучше? Где нас нет», «А чем не муж? Ума в нём только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?», «А судьи кто?», «Господствует ещё смешенье языков: французского с нижегородским», «Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!», «К военным людям так и льнут, а потому, что патриотки», «В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!», «Карету мне, карету!»… Трудно не согласиться с тем, что произведение сохраняет свою актуальность по сей день. И многочисленные вариации постановок по её сюжету продолжают показывать на театральных сценах.

Но основным делом писателя являлась дипломатическая деятельность, в которой он также был очень успешен. Однако именно это и привело Александра Сергеевича к трагическому финалу. Грибоедов погиб 11 февраля 1829 года в Персии, когда толпа разъярённых религиозных фанатиков атаковала российское посольство. Дипломат отважно защищал вход в посольство, вооружившись саблей, но силы были неравны…

Грибоедов является автором известной поговорки «Счастливые часов не наблюдают». В жизни же самого писателя таких счастливых мгновений оказалось совсем немного… За год до смерти он женился на 16-летней грузинской княжне Нине Чавчавадзе, прожить они успели всего несколько недель, после чего Александр совершил роковую поездку в Персию. В дороге он писал любимой письма: «Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить…»
Тело Грибоедова было доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. На надгробии вдова установила памятник с надписью «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» После гибели мужа она до конца жизни носила по нему траур…

«Всё в нём было необыкновенно привлекательно», — отзывался о своём тёзке великий А.С.Пушкин. И мы соглашаемся… Уникальная личность Александра Грибоедова спустя многие десятилетия продолжает волновать, приковывать наше внимание, оставаясь образцом величайшего служения Отечеству и Слову.

Поделиться:


Имена и даты. 15 января родился русский поэт Александр Сергеевич Грибоедов (1795 – 1829).: 3 комментария

  1. Спроси сейчас любого школьника, знает ли он что-либо из поэтических произведений Грибоедова, наверняка удивится, и максимум что сможет вспомнить из его литературных работ, та это прозаическое «Горе от ума».
    А ведь у него есть такие стихи, которые актуальны и сегодня. Например стихотворение «Прости Отечество»
    Не наслажденье жизни цель,
    Не утешенье наша жизнь.
    О! не обманывайся, сердце,
    О! призраки, не увлекайте!…
    Нас цепь угрюмых должностей
    Опутывает неразрывно.
    Когда же в уголок проник
    Свет счастья на единый миг,
    Как неожиданно! как дивно! —

    Мы молоды и верим в рай, —
    И гонимся и вслед и вдаль
    За слабо брежжущим виденьем.
    Постой! и нет его! угасло! —
    Обмануты, утомлены.
    И что ж с тех пор? — Мы мудры стали,
    Ногой отмерили пять стоп,
    Соорудили темный гроб,
    И в нем живых себя заклали.

    Премудрость! вот урок ее:
    Чужих законов несть ярмо,
    Свободу схоронить в могилу,
    И веру в собственную силу,
    В отвагу, дружбу, честь, любовь!!! —
    Займемся былью стародавней,
    Как люди весело шли в бой,
    Когда пленяло их собой
    Что так обманчиво и славно!

  2. В чём актуальность комедии «Горе от ума»?

    В прошедшем, 2024 году, исполнилось двести лет с момента завершения классиком русской литературы Александром Сергеевичем Грибоедовым гениальной комедии «Горе от ума». Именно в 1824 году комедия была не только завершена, но примерно с октября того года начала широко распространяться в списках, а в середине декабря часть её текста, чуть более двадцати процентов, была опубликована в альманахе «Русская Талия».
    Появилась пьеса, написанная впервые изумительным, лёгким для восприятия, по сути, разговорным вольным ямбом. Пьеса, созданная на русской почве, с конкретным московским отпечатком, даже без намёка на перепевы каких-либо французских водевилей. Появилось произведение в стихах с русскими героями, имеющими имена и отчества, с двадцатью пятью действующими на сцене лицами, что станет позже эталоном настоящей театральной труппы, имевшими множество реальных прототипов, с сорока внесценическими персонажами, расширявшими время и пространство комедии. Это комедия с динамичным и острым сюжетом, уложившимся всего лишь в один день, и настолько очевидной злобой дня и бьющей в глаза социальной остротой, что почти всем сразу стала ясна невозможность сиюминутной постановки пьесы. Комедия так ярко отразила черты московского быта той поры, что автор заслужил редкую награду – «Грибоедовской Москвой» стали называть целую эпоху в жизни столицы. В 1824 г. «Золотой век» отечественной литературы только набирал обороты, и именно «Горе от ума», написанное ещё до переломных для страны смены монарха и восстания декабристов, оказалось основным произведением этого века, опередившим многие творения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова и других авторов. Комедия стала, по сути, первым великим произведением русской словесности того времени.
    Лишь после смерти Грибоедова его комедия попадёт сначала в отрывках на профессиональную сцену. В 1831 году почти в полном объёме, но с многочисленными цензурными купюрами она была поставлена в Петербурге и Москве, однако в провинции её ставить ещё долго не разрешалось. Первое отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 году с купюрами, а первым полным легальным изданием комедии в России стало издание 1862 года. Важно, что разрешения на постепенное «открытие» комедии давали лично два императора: Николай I и Александр II. Получается, что «своего часа» комедии пришлось ждать более 38 лет, что делает её одним из самых запрещённых произведений в русской литературе.
    Но и сегодня многие театры продолжают ставить пьесу «Горе от ума». Именно потому, что эта комедия бессмертна и не теряет актуальности по сей день.
    А.С. Пушкин был сто раз прав, когда заявил о комедии Грибоедова: «О стихах не говорю, половина – должны войти в пословицу». Он угадал, что комедия станет самым афористическим произведением русской литературы. Каждый россиянин с молоком матери впитывает «знакомые» всем фразы: «Счастливые часов не наблюдают», «А судьи кто?», «Где лучше? Где нас нет», «Ба! знакомые всё лица!», «Герой не моего романа», «Ах! злые языки страшнее пистолета», «Блажен, кто верует, — тепло ему на свете!», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Всё врут календари», «Да, мочи нет: мильон терзаний», «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок», «Карету мне, карету!».
    С грибоедовских времён в России не один раз сменился общественный строй. Технический прогресс кардинально изменил жизнь людей.
    А вот проблемы, поднятые Грибоедовым в комедии, никуда не исчезли. Всё так же актуален конфликт поколений. Многие пожилые люди болезненно воспринимают новшества, им бы хотелось жить в привычном для них мире, трудно им приспосабливаться к переменам. А среди молодых есть бунтари, презрительно относящиеся ко всему старому, мечтающие всё переделать и конфликтующие с устоявшимся порядком.
    Всё так же есть немалое количество людей, ради карьеры и благополучия готовых на всё. Для них любые средства хороши, лишь бы достигнуть желаемого.
    Не потерял актуальности и конфликт между родителями и детьми. Многие родители и сейчас пытаются решать за взрослых детей, как им жить. Вмешиваются в их жизнь, искренне полагая, что лучше знают, что детям нужно для счастья.
    А любовный конфликт будет существовать всегда, пока живёт человечество.
    Читая это произведение, мы находим в нём и героев нынешних дней. Имена персонажей комедии не случайно стали нарицательными. В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства в XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых. То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба. Главные цели их жизни является карьера, положение в обществе и всё, что с этим связано. Они привыкли к «лёгкому» хлебу, которым вознаграждаются за низкопоклонство, подхалимство. Эти герои Грибоедова составляют ту прослойку общества, которая всегда безропотно выслуживается перед властью, какой бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в антидемократическом государстве, в чём убеждает наша история. Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. В нём писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он отрицательно относится к крепостному праву, жеёости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам « века минувшего». Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. И эти идеи Чацкого очень актуальны в наше время. Сейчас мы активно перенимаем черты Запада: образование, культура, форма правления, поведение. Мы без уважения относимся к нашей культуре, образованию, языку. Россия самобытна, и в этом её уникальность. А нас хотят подогнать под западные рамки. Рамки, которые поработят нас, уничтожат. Все герои не однолинейны, состоят не из одних пороков или одних добродетелей, а являются сложными, противоречивыми, динамичными персонажами, проявляющими на протяжении драматургического действия разные черты. Создание сложных характеров, носящих общечеловеческие черты и обладающих индивидуальной выразительностью, самобытностью, делает комедию актуальной на все времена.
    Поэт Александр Блок не случайно предупреждал, что «будущим русским поколениям» придётся возвращаться к комедии, которую «конём не объехать» и предлагал «глубже задуматься и проникнуть в источник… художественного волнения» Грибоедова, «переходившего так часто в безумную тревогу». И Блок оказался прав: комедия действительно до сих пор не устаревает. Эта её особенность была подмечена ещё И. Гончаровым в его работе «Мильон терзаний»: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черёд».

    Актуальность «Горе от ума» А.С. Грибоедова заключается в извечных проблемах человечества. Это и взаимоотношения между людьми, и поиск своего места в жизни, и конфликт поколений, и борьба за идеалы — всё это остается актуальным и сегодня. Мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и герои Грибоедова, просто в других форматах.
    Комедия живёт и будет жить вечно! И пусть не сбываются больше слова Пушкина, отнесённые к Грибоедову: «Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов».

  3. Хочется высказать критическое замечание по поводу критического замечания А.С. Пушкина в адрес произведения «Горе от ума», где Пушкин писал Бестужеву: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб».

    Чацкий по замыслу А.С. Грибоедова разговаривает не с Фамусовым, Скалозубом или Молчалиным, а с читателями комедии. Это стандартный художественный приём, где мысли автора выражаются героями его произведений. Всё это относится и к произведениям А.С. Пушкина. Если бы А.С. Грибоедов напрямую говорил с московским обществом, то это была бы уже не комедия, а проповедь, которая не воспринималась бы обществом в комедийном жанре и вряд ли достигла бы своей цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *