В Москве лауреатом ежегодной премии «Поэзия» стала гомельчанка Мария Малиновская
В иной ситуации я бы, разумеется, ликовал. Ещё бы! Машу Малиновскую я знаю с её пятнадцатилетнего возраста, с того самого дня, когда однажды извлёк из почтового ящика конверт с первым поэтическим сборником Малиновской «Лики Луны» и письмо с просьбой прочитать и высказать своё мнение… Стихи были искромётно талантливыми, смущало лишь ощущение, что написаны они не юной школьницей, а зрелой женщиной бальзаковского возраста. Впрочем, тогда это казалось всего лишь болезнью роста – мол, наберётся опыта, пройдёт… Хотя уже тогда на мой вопрос, какие эмоции останутся у неё в душе, когда она действительно станет взрослой, Маша предпочла не ответить.
Не буду преувеличивать свою роль в творческом становлении Марии. Хотя было время, когда я договаривался, чтобы с ней сделали интервью на республиканском радио, редактировал рукописи её ранних сборников, о существовании которых она нынче предпочитает не упоминать, помог с несколькими публикациями в авторитетных изданиях, написал рекомендацию для вступления в Союз писателей Беларуси, куда Малиновскую приняли в восемнадцать лет… Да мало ли что сделаешь для талантливой юной поэтессы, в которой мне зрилась явная претендентка на то, чтобы занять наконец-то третью – уже много лет вакантную – ступеньку пьедестала женской поэзии, рядом с великими Мариной и Анной?
Было время, когда электронная почта приносила от Маши по несколько писем в день. И в каждом присутствовал живой интерес к творчеству, стремление побыстрее оказаться в поэтическом мире равной среди равных…
Машу несколько раз приглашали на знаменитые поэтические семинары в подмосковные Липки, где бал правят, в основном, писатели так называемого либерального толка… Вскоре Мария практически прекратила писать в рифму, отдав предпочтение длинным и путаным верлибрам. Оставила учебу в Гомельском государственном университете и уехала в Москву, в Литературный институт, который блестяще закончила. Правда, стихов, настоящих, написанных в пушкинско-блоковской традиции, она на тот момент уже практически не писала… Начались бесконечные эксперименты с формой, что само по себе, разумеется, не запретно, но к поэтическим вершинам приведёт вряд ли. Когда я в одном из писем прямо сказал Марии о том, что от магистральной линии русской поэзии её унесло далеко в сторону, она достаточно категорично ответила, что я рассуждаю, как замшелый дед из районного ЛИТО…
На этом мои попытки увещевания иссякли, оставалось лишь с огромной горечью наблюдать издалека, как талантливая поэтесса ищет себя (полагая, что нашла!) в совсем уж далёких от классической русской словесности сферах. Одна «Каймания» чего стоит! Целая книга, где верлибрами записывается… бред психически нездоровых людей… Нашлись и поклонники у подобного словотворчества.
Видимо страсть быть всегда в тренде привела Марию летом прошлого года в родной Гомель, где она активно участвовала в уличных хождениях местных змагаров, размещала на фейсбуке фотографии бчб-шников и восторженные отклики в их адрес.
А потом поместила шокирующее стихотворение «Бело-красно-белый флаг», то самое, за которое её сейчас удостоили премии. И не символической, как многие нынешние премии, а вполне конкретной, в триста тысяч российских рублей, что эквивалентно почти четырём тысячам долларов. Впрочем, стихотворением этот галлюцинаторный бред, обильно сдобренный непристойностями и откровенным матом, назвать сложно. И опередило оно отнюдь не произведения В. Кострова, С. Сырневой, В. Кирюшина, В. Хатюшина, О. Чухонцева – действительно ведущих современных русских поэтов, а ещё более скандальное творение некоей Галины Рымбу «Моя вагина»… Как говорится, приехали…
Слава Богу, премия «Поэзия, распиаренная множеством российских средств массовой информации, учреждена не государством Российским, а неким частным, хотя и не бедным, если судить по размеру вознаграждения, фондом… Значит не вся литературная России ориентирована подобным образом…
А победительницу мне очень и очень жаль – могла вырасти в настоящего большого художника слова. А, может, я просто ошибался с самого начала, и «стихотворение» под названием «Бело-красно-белый флаг» и есть вершина её творческих возможностей? Только очень горько от этого…
В «достоинствах» сего произведения можете убедиться сами. Многоточия в матерных словах поставил я, у автора их не было.
МАРИЯ МАЛИНОВСКАЯ
БЕЛО-КРАСНО-БЕЛЫЙ ФЛАГ
бело-красно-белый флаг
на твоём фото профиля
я давно уже видела
я не замечала до сих пор
а сегодня когда ты позвонил и кричал
вернее когда я позвонила а ты кричал
вы все провокаторы
звоните выспрашиваете
(а у меня больше никого нет
в этой стране
кроме тебя)
я нажала отбой
и долго смотрела
на бело-красно-белый флаг
пока не увидела
что мой лучший друг
то что называется переобулся
но ты кричал
найди мне там работу
в москве
за сто тыщ меньше не поеду
ну если с проживанием
то и за пятьдесят сойдёт
и я видела
что ничего ты не переобулся
вряд ли даже говоришь по-белорусски
ты просто потерян
слаб
обезличен
как все кого я думала что знаю
потому что я впервые слышу
как ты кричишь
мне
ё….я овца
тупая конченая сука
вали обратно в свою москву
что ты здесь забыла
ты не кричал
ё….я тупая сука
даже тогда
в мои 15
в твои 32
ты говорил
своим всегда ровным голосом
ты слишком умная девочка
для такого как я
мы поженимся
ты захочешь развиваться
а я не захочу
ты всё равно будешь развиваться
я начну ревновать
думать что у тебя есть другой
ты обидишься
и у тебя появится другой
ты не кричал
ё….я тупая сука
даже когда не успел
сказать мне что развёлся
ты просто молчал и слушал
как я говорила
что встретила человека
и его ненавидит моя семья
поэтому я звоню
у меня больше никого нет
в этой стране
кроме тебя
ты не кричал
ё….я тупая сука
даже когда я сбегала из дома
ты помогал мне сбегать из дома
передавал деньги в бумажном конверте
на поезд и «метеор»
ты не кричал
когда я попала в аварию
ты приехал тащить машину
а я кричала
потому что мы дважды её теряли
посреди дороги
а в ней был мой отец
ты успокаивал меня
объезжал квартал
снова цеплял трос к машине
успокаивал отца
и мы продолжали путь
так когда же я стала для тебя ё….й
тупой
конченой сукой
если ты меня не е..л
если ты всю жизнь
боялся что меня-таки в…..т?
когда ты учил меня целоваться?
когда ты учил меня нареза́ть помидоры
а потом в твоей комнатушке
на простыне с налипшими косточками
этих и других помидоров
мы смотрели зелёную милю?
я таращилась в экран
и не могла следить за сюжетом
потому что балдела
у нас всё почти как у взрослых
а потом ты вёз меня домой
под эпилептическим небом
и дворники нашей раздолбанной мазды
которую ты назвал моим именем
гнулись и скрежетали под напором воды
а мы на два голоса пели
riders on the storm
это тогда я стала конченой?
или когда мы ссорились
нарезая круги по парку?
тяжело монотонно
как всегда с тобой ссориться
словно ворочая камни
под водой
а потом у меня отлетела шпилька
и ты до самого дома нёс меня на руках
или на старом русле?
ты раскладывал на подстилке
хлеб колбасу варёные яйца
а я порезала ногу
на другой стороне
плыла обратно и думала
нога немеет
наверное это змея
но молчала об этом весь вечер
пока ты не увидел кровь
обернул подорожником
и до самого дома нёс меня на руках
или когда я прозвонила больницы
узнала в какой ты приехала
твоя кровать стояла головой ко входу
и я не смогла набрать воздуха
чтобы позвать
сделала три самых долгих в жизни шага
и ты поднял глаза
или когда у тебя на фото профиля
появился бело-красно-белый флаг?
а когда он кстати появился?
может он всегда там был?
и в этом вовсе нет противоречия
ты мне лучший друг
я тебе ё….я сука
обычно так и бывает
а может в том-то и дело
что твоё отношение ко мне
живое динамическое
а я как эта заторможенная страна
не заметила как стала
конченой
не заметила как ты перестал быть
моим лучшим другом
мне просто спокойно о тебе так думать
чтобы не думать вообще
з…..и москали
лучше всех всё знают
учат жить
на протесты она пойдёт
да тебе одного удара дубинкой достаточно
просто поезжай в город
посмотри в окно
и напиши правду
своим левачкам-педерастам
открой подъезд
чтобы люди могли укрыться
и будет достаточно
твоего ё…..о вклада в революцию
____________________
мне пятнадцать
мы идём по грунтовой дороге
ты обрываешь с дерева
маленький белый цветок
и вставляешь мне в волосы
моё счастье наверное
несоразмерно поступку
но в тот миг мне и правда кажется
что ничего прекраснее нет
мне до сих пор кажется
что ничего прекраснее не было
и ты говоришь
как же тебе мало надо
а я не понимаю этих слов
Стихи на триста тысяч )))
Кто-то открыл ящик Пандоры — коробку с дураками. Они везде.
Грустно… Очень грустно… Триста тысяч за матерщину… Только дураками тут не пахнет, наоборот. Есть же кем-то придуманная фраза: «Это надо же быть какой умной, чтобы казаться такой дурой!»
Да, не взлелеян небом эпилептиков…
И пусть не динамичный, но прямой
Мой слабый слог пропитан диалектикой
Едва ли стоит крупной суммы той…
Не внемлю Вам.
Я сын другой поэтики…
Воспитан Красно-золотой Москвой
Сей слог ЛИТОвский, старый, но живой…
Психушка — дом её родной