Анатолий Аврутин. Рыдать или радоваться?

В Москве лауреатом ежегодной премии «Поэзия» стала гомельчанка Мария Малиновская

В иной ситуации я бы, разумеется, ликовал. Ещё бы! Машу Малиновскую я знаю с её пятнадцатилетнего возраста, с того самого дня, когда однажды извлёк из почтового ящика конверт с первым поэтическим сборником Малиновской «Лики Луны» и письмо с просьбой прочитать и высказать своё мнение… Стихи были искромётно талантливыми, смущало лишь ощущение, что написаны они не юной школьницей, а зрелой женщиной бальзаковского возраста. Впрочем, тогда это казалось всего лишь болезнью роста – мол, наберётся опыта, пройдёт… Хотя уже тогда на мой вопрос, какие эмоции останутся у неё в душе, когда она действительно станет взрослой, Маша предпочла не ответить.

Не буду преувеличивать свою роль в творческом становлении Марии. Хотя было время, когда я договаривался, чтобы с ней сделали интервью на республиканском радио, редактировал рукописи её ранних сборников, о существовании которых она нынче предпочитает не упоминать, помог с несколькими публикациями в авторитетных изданиях, написал рекомендацию для вступления в Союз писателей Беларуси, куда Малиновскую приняли в восемнадцать лет… Да мало ли что сделаешь для талантливой юной поэтессы, в которой мне зрилась явная претендентка на то, чтобы занять наконец-то третью – уже много лет вакантную – ступеньку пьедестала женской поэзии, рядом с великими Мариной и Анной?

Было время, когда электронная почта приносила от Маши по несколько писем в день. И в каждом присутствовал живой интерес к творчеству, стремление побыстрее оказаться в поэтическом мире равной среди равных…

Машу несколько раз приглашали на знаменитые поэтические семинары в подмосковные Липки, где бал правят, в основном, писатели так называемого либерального толка… Вскоре Мария практически прекратила писать в рифму, отдав предпочтение длинным и путаным верлибрам. Оставила учебу в Гомельском государственном университете и уехала в Москву, в Литературный институт, который блестяще закончила. Правда, стихов, настоящих, написанных в пушкинско-блоковской традиции, она на тот момент уже практически не писала… Начались бесконечные эксперименты с формой, что само по себе, разумеется, не запретно, но к поэтическим вершинам приведёт вряд ли. Когда я в одном из писем прямо сказал Марии о том, что от магистральной линии русской поэзии её унесло далеко в сторону, она достаточно категорично ответила, что я рассуждаю, как замшелый дед из районного ЛИТО…

На этом мои попытки увещевания иссякли, оставалось лишь с огромной горечью наблюдать издалека, как талантливая поэтесса ищет себя (полагая, что нашла!) в совсем уж далёких от классической русской словесности сферах. Одна «Каймания» чего стоит! Целая книга, где верлибрами записывается… бред психически нездоровых людей… Нашлись и поклонники у подобного словотворчества.

Видимо страсть быть всегда в тренде привела Марию летом прошлого года в родной Гомель, где она активно участвовала в уличных хождениях местных змагаров, размещала на фейсбуке фотографии бчб-шников и восторженные отклики в их адрес.

А потом поместила шокирующее стихотворение «Бело-красно-белый флаг», то самое, за которое её сейчас удостоили премии. И не символической, как многие нынешние премии, а вполне конкретной, в триста тысяч российских рублей, что эквивалентно почти четырём тысячам долларов. Впрочем, стихотворением этот галлюцинаторный бред, обильно сдобренный непристойностями и откровенным матом, назвать сложно. И опередило оно отнюдь не произведения В. Кострова, С. Сырневой, В. Кирюшина, В. Хатюшина, О. Чухонцева – действительно ведущих современных русских поэтов, а ещё более скандальное творение некоей Галины Рымбу «Моя вагина»… Как говорится, приехали…

Слава Богу, премия «Поэзия, распиаренная множеством российских средств массовой информации, учреждена не государством Российским, а неким частным, хотя и не бедным, если судить по размеру вознаграждения, фондом… Значит не вся литературная России ориентирована подобным образом…

А победительницу мне очень и очень жаль – могла вырасти в настоящего большого художника слова. А, может, я просто ошибался с самого начала, и «стихотворение» под названием «Бело-красно-белый флаг» и есть вершина её творческих возможностей? Только очень горько от этого…

В «достоинствах» сего произведения можете убедиться сами. Многоточия в матерных словах поставил я, у автора их не было.

МАРИЯ МАЛИНОВСКАЯ

БЕЛО-КРАСНО-БЕЛЫЙ ФЛАГ

бело-красно-белый флаг

на твоём фото профиля

я давно уже видела

я не замечала до сих пор

а сегодня когда ты позвонил и кричал

вернее когда я позвонила а ты кричал

вы все провокаторы

звоните выспрашиваете

(а у меня больше никого нет

в этой стране

кроме тебя)

я нажала отбой

и долго смотрела

на бело-красно-белый флаг

пока не увидела

что мой лучший друг

то что называется переобулся

но ты кричал

найди мне там работу

в москве

за сто тыщ меньше не поеду

ну если с проживанием

то и за пятьдесят сойдёт

и я видела

что ничего ты не переобулся

вряд ли даже говоришь по-белорусски

ты просто потерян

слаб

обезличен

как все кого я думала что знаю

потому что я впервые слышу

как ты кричишь

мне

ё….я овца

тупая конченая сука

вали обратно в свою москву

что ты здесь забыла

ты не кричал

ё….я тупая сука

даже тогда

в мои 15

в твои 32

ты говорил

своим всегда ровным голосом

ты слишком умная девочка

для такого как я

мы поженимся

ты захочешь развиваться

а я не захочу

ты всё равно будешь развиваться

я начну ревновать

думать что у тебя есть другой

ты обидишься

и у тебя появится другой

ты не кричал

ё….я тупая сука

даже когда не успел

сказать мне что развёлся

ты просто молчал и слушал

как я говорила

что встретила человека

и его ненавидит моя семья

поэтому я звоню

у меня больше никого нет

в этой стране

кроме тебя

ты не кричал

ё….я тупая сука

даже когда я сбегала из дома

ты помогал мне сбегать из дома

передавал деньги в бумажном конверте

на поезд и «метеор»

ты не кричал

когда я попала в аварию

ты приехал тащить машину

а я кричала

потому что мы дважды её теряли

посреди дороги

а в ней был мой отец

ты успокаивал меня

объезжал квартал

снова цеплял трос к машине

успокаивал отца

и мы продолжали путь

так когда же я стала для тебя ё….й

тупой

конченой сукой

если ты меня не е..л

если ты всю жизнь

боялся что меня-таки в…..т?

когда ты учил меня целоваться?

когда ты учил меня нареза́ть помидоры

а потом в твоей комнатушке

на простыне с налипшими косточками

этих и других помидоров

мы смотрели зелёную милю?

я таращилась в экран

и не могла следить за сюжетом

потому что балдела

у нас всё почти как у взрослых

а потом ты вёз меня домой

под эпилептическим небом

и дворники нашей раздолбанной мазды

которую ты назвал моим именем

гнулись и скрежетали под напором воды

а мы на два голоса пели

riders on the storm

это тогда я стала конченой?

или когда мы ссорились

нарезая круги по парку?

тяжело монотонно

как всегда с тобой ссориться

словно ворочая камни

под водой

а потом у меня отлетела шпилька

и ты до самого дома нёс меня на руках

или на старом русле?

ты раскладывал на подстилке

хлеб колбасу варёные яйца

а я порезала ногу

на другой стороне

плыла обратно и думала

нога немеет

наверное это змея

но молчала об этом весь вечер

пока ты не увидел кровь

обернул подорожником

и до самого дома нёс меня на руках

или когда я прозвонила больницы

узнала в какой ты приехала

твоя кровать стояла головой ко входу

и я не смогла набрать воздуха

чтобы позвать

сделала три самых долгих в жизни шага

и ты поднял глаза

или когда у тебя на фото профиля

появился бело-красно-белый флаг?

а когда он кстати появился?

может он всегда там был?

и в этом вовсе нет противоречия

ты мне лучший друг

я тебе ё….я сука

обычно так и бывает

а может в том-то и дело

что твоё отношение ко мне

живое динамическое

а я как эта заторможенная страна

не заметила как стала

конченой

не заметила как ты перестал быть

моим лучшим другом

мне просто спокойно о тебе так думать

чтобы не думать вообще

з…..и москали

лучше всех всё знают

учат жить

на протесты она пойдёт

да тебе одного удара дубинкой достаточно

просто поезжай в город

посмотри в окно

и напиши правду

своим левачкам-педерастам

открой подъезд

чтобы люди могли укрыться

и будет достаточно

твоего ё…..о вклада в революцию

____________________

мне пятнадцать

мы идём по грунтовой дороге

ты обрываешь с дерева

маленький белый цветок

и вставляешь мне в волосы

моё счастье наверное

несоразмерно поступку

но в тот миг мне и правда кажется

что ничего прекраснее нет

мне до сих пор кажется

что ничего прекраснее не было

и ты говоришь

как же тебе мало надо

а я не понимаю этих слов

Поделиться:


Анатолий Аврутин. Рыдать или радоваться?: 5 комментариев

  1. Грустно… Очень грустно… Триста тысяч за матерщину… Только дураками тут не пахнет, наоборот. Есть же кем-то придуманная фраза: «Это надо же быть какой умной, чтобы казаться такой дурой!»

  2. Да, не взлелеян небом эпилептиков…
    И пусть не динамичный, но прямой
    Мой слабый слог пропитан диалектикой
    Едва ли стоит крупной суммы той…

    Не внемлю Вам.
    Я сын другой поэтики…
    Воспитан Красно-золотой Москвой
    Сей слог ЛИТОвский, старый, но живой…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *