Александр Токарев. «Мамочки!»

АЛЕКСАНДР ТОКАРЕВ

«МАМОЧКИ!»

РЕЦЕНЗИЯ НА СПЕКТАКЛЬ

Трам, бам, тарарам, «колбаса», «вписка», «гандоны», «уроды», «дрочеры», водка, ленинградские «Лабутены», страшилища, вылезающие «из телевизора» под звуки программы «Путь говорят», истошное «Ааааааааааа» главной героини, повторяющееся так часто, что каждый раз ждешь этого повторения с содроганием, оглушительная музыка, раздражающая барабанные перепонки, летящие в зрителя мячи и кирпичи, – всё это спектакль «Мама, мне оторвало руку» Маши Конторович, поставленный на сцене общедоступного театра «Периферия».

Спасибо создателям спектакля за то, что во втором акте с помощью психолога зрителям разъясняют все его смысловые аспекты. А то ведь первая мысль, возникающая в голове после просмотра: «Это что такое было вообще?»

Спектакль подкупает своей искренностью, откровенностью и в хорошем смысле нервозностью – скучать зрителю не приходится.

Героиня пьесы девочка-подросток Машка в исполнении Лизы Валяевой, испытывая постоянное давление на себя со стороны окружающих, чувствуя своё одиночество в этом мире, совершает чудовищный поступок – лишает себя руки. Чтобы доказать, что она в этом мире не случайно, что она лучшая. Думаю, что сам факт причинения себе главной героиней умышленного увечья можно рассматривать лишь в иносказательном смысле – как совершение поступка, необратимого по последствиям и не помогающего достичь цели. Хотя применительно к героине пьесы позволю себе усомниться в её способности положить руку на рельсы и хладнокровно ждать, пока поезд её переедет, превратив верхнюю конечность в кровавое месиво. Так делали, к примеру, призывники разных стран времен Первой мировой бойни. Но 16-летняя девочка?

Смысл происходящего, конечно, не в способности или неспособности героини пьесы совершить такое, а в её мотивации. А мотивация поступка Машки нелепа – на конкурсе моделей, куда её толкают окружающие, – мама, бабушка, подруги, вымышленный друг, —  она, увечная, будет вне конкуренции! Подобное можно совершить лишь в состоянии дикой одержимости. Но в героине «Мамы…» этой одержимости не чувствуется. Как не чувствуется и то, что оказываемое на неё давление настолько сильное, что способно было бы толкнуть на столь ужасное от него освобождение.

Процесс обсуждения спектакля (а он происходил так, как будто обсуждали Достоевского с его вселенскими по масштабу вопросами) ушёл в русло ответственности родителей перед своими детьми. И лишь немногие сочли, что трагедия героини – это её внутренняя трагедия. И корни её во внутренней пустоте Машки.

И действительно, препятствия на жизненном пути, преодоление оказываемого на тебя давления, отстаивание собственного выбора идут лишь на пользу человеку, хотя морально-психологически и надрывают. Чего стоит свобода, если её не выстрадать?? И будет ли радовать достижение цели, если путь к ней пролегает гладкий и ровный, как беговая дорожка?

Беда Машки в том, что ей отстаивать нечего. Её жизнь – игра. Игра не с целью выиграть, а чтобы просто поиграть. Её жизнь – это дебильные разговоры с дебильными подругами, тусовки, да нелепые мечты с возникающим в них (слишком часто, надо сказать) вымышленным героем – Старменом, меняющим свой образ в зависимости от направления полёта фантазии Машки. Это где-то там, за заднем плане её мира, который зрителю практически не открывают, пробегают Бродский с Маяковским и Ферма с Дарбу. А вокруг пустота: ни мысли светлой, ни слова разумного. И потому в математически-поэтические увлечения героини верится с трудом.

Внутренняя пустота и губит героиню. Её надежды не оправдались. Подруги и друзья её теперь избегают. И чем (и кем) она теперь будет заполнять свою жизнь, неизвестно. А нужна она останется – с рукой или без руки — лишь своей маме. Такой вот «деспотизм семьи» получается.

Надеюсь, что всё представленное в спектакле, — всё же некое художественное преувеличение, а не обобщённое отражение реального мира подростков. Потому что если допустить обратное, то это катастрофа. И тогда впору кричать не «Мама, мне оторвало руку!», а истошно: «Мамочки!»

Фото Натальи Корякиной

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *