Александр Бобров. Три богатыря – в бой! Наступление чумы не заблокировано.

Свидетели утверждают, что за несколько дней до смерти своей писатель Даниил Гранин удостоился чести: его посетил президент В.В. Путин и тепло поздравил с днём рождения. Простился и уже было вышел из комнаты (есть съёмка), но Даниил Александрович его тормознул фразой: «Остановите такое телевидение!» Можно сказать, последняя воля, прощальный гражданский поступок знакового писателя. Ничего не сработало! Кратко говоря, коллективный и конкретный несменяемый Эрнст остался у руля и продолжил губительный курс. Но сама жизнь и трагические обстоятельства – упорно требуют прозрения и каких-то спасительных шагов.

И вот на фоне продающих кроликов разных мастей (причём тут восточный календарь в славянской стране, чьи культурные корни столь же глубоки?), человеков-пауков, мультяшных суперменов и майнкрафтов Владимир Путин поручил правительству неспешно, до 15 мая (почему не до 19 мая – Дня пионерии?) принять меры для популяризации героев российской истории и фольклора, которые отвечают традиционным ценностям. В социальных сетях начали иронизировать, что в бой пошёл последний резерв – «Три богатыря». Сделано это, так сказать, во исполнение своего же указа от 9 ноября, когда под напором суровой реальности президент, как бы подправляя конституционное положение об отсутствии господствующей идеологии, утвердил основы государственной политики «по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

В тот же самый день министр культуры Ольга Любимова выступала в Государственной думе, но ни словечком не обмолвилась о важном президентском указе (о, какая координация в коридорах высокой власти!) и неотложных мерах по его реализации, а чуть позже министр цифрового развития Максуд Шадаев, который почему-то отвечает не только за железки и технологии, но за все СМИ и издательское дело – за информационную и когнитивную войну, по сути – вообще не явился на подобный Правительственный час. Якобы заболел крупный небритый мужчина…

И вот как последний жест отчаяния – поручение президента: «Принять меры, направленные на популяризацию отвечающих традиционным ценностям героев российской истории и фольклора, включая использование изображений этих героев при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления» – говорится в поручении, ответственным за выполнение которого назначен премьер Михаил Мишустин. То есть это похоже на капитуляцию: содержательно в объявленный Год культурного наследия народов РФ, о котором никто не вспоминает, ничего не получилось – ну, давайте хоть внешне, хоть декоративно повернёмся к русскому наследию. Образно говоря, попробуем лаптем прихлопнуть человека-паука и прочую заморскую нечисть.

По-моему, поздно уже, да и рынок не развернуть… Календарь-то восточный насаждаем, а нет бы поучиться глубинному содержанию, семейному и государственному воспитанию в народном духе! В Китае, Южной Корее, Японии просто помешаны на национальных ценностях и атрибутах – без всякого года культурного наследия. В семье обязательно есть национальные костюмы, изделия промыслов и предметы обихода, передаваемые из поколения в поколение. Это прививается с раннего детства, входит в плоть и кровь. Масса игрушек, красочных книжечек для малышей с историческими и фольклорными персонажами, мультики, игровое кино… Маленькие китайчата обожают «дни ханьфу» – когда в садик или школу надо приходить в национальных одеждах. А у нас продолжают навязывать школьникам чуждый хэллоуин – карнавал с потусторонним окрасом – аж по федеральным каналам идёт реклама кровавых одежд и масок. Просто преступление!

После ноябрьского указа, где было дано определение традиционных ценностей и культурного генотипа нации («нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство»), я задал первокурсникам-журналистам два вопроса. Всё это тесно связано с понятием: культурный генотип нации. Попросил ответить честно, а Арсения Медведюка, Елизавету Золотову и Дарью Федину сделать некоторые обобщения.

1. Перечислите, что конкретно создаёт, формирует, проводит сквозь века и испытания культурный генотип русской нации?

2. Кем вы себя ощущаете в этом многонациональном, пёстром, порой космополитичном мире? И можете сказать о себе: «Я – это …».

ИТАК, РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Что создаёт генотип нации? «Искусство и готовность постоять за себя, свою родину и своих близких», – говорит Ева Позднякова. Марина Нужных подмечает, что, по её мнению, русские люди менее лицемерны: они будут открыто и явно проявлять свои чувства, не скрывая даже своей злости или негодования. Александр Кондрашов вспоминает одну из самых главных черт в характере русских: «Вера в высшие силы тоже формирует культурный генотип, русские люди при выполнении всякого непростого дела искренне надеются на помощь Бога». Алёна Осипова вспомнила о чисто русском явлении «авось»: «Русская смекалка, неугасаемая вера в лучшее будущее. В каких-то ситуациях небольшой пофигизм, от которого и родилась надежда на авось». Вместе с ними Николай Ловков отмечает ещё одну из базовых черт характера нашего народа: «Честность по отношению друг к другу, патриотизм и исконные представления о семье, добре и зле». Нельзя не сказать о ещё одном отличии русского народа – о его особенной культуре и менталитете, которые, например, у Дарьи Ежовой ассоциируются с «запахом чёрной смородины». В этой фразе по-особенному ощущается наш неповторимый русский дух.

Никита Кондратьев объясняет формирование культурного генотипа русской нации, обращаясь к сухой политологии: «Из поколения в поколение люди закладывают друг в друга те или иные жизненные принципы и устои, которые так или иначе остаются в памяти. Это культура консервативно-мобилизационного типа, сформированная под задачу догоняющей модернизации общества в условиях кризисного управления. Патриархальные (восточные) начала органически соединяются в ней с западными рационально-демократическими принципами и в определенной мере способствуют консолидации и поддержанию политического порядка и стабильности».

А Лиза Самохина напоминает о том, какую важную роль играет история в жизни страны: «Вся история России, все те огромные испытания, через которые она прошла, выстояв и проявив свою безграничную волю во что бы то ни стало победить, – всё перечисленное и многое другое проводит сквозь века культурный генотип русской нации. По большому счету, подобные ситуации, что создают данный генотип, его же формируют и придают ему еще большую силу. Та сила духа, способная провести через любые испытания, характеризует генотип русской нации».

Характерно, что при определении генотипа нации никто не назвал, с одной стороны, самое естественное – происхождение, этническую и генетическую принадлежность, а с другой стороны, почти не упоминалось такое высокое объединяющее начало для людей разных национальностей, как вероисповедание. И что самое странное, не выделили главную составляющую, о чём не устаю повторять студентам на лекциях, о чём вопиют трагические события на Украине, – родной язык! Ну и литература, созданная на нём.

Анализируя ответы на второй вопрос, можно сделать вывод, что каждый, как гражданин РФ, несомненно, считает себя неотъемлемой частью русской культуры. «Я русская», – с уверенностью заявляет Екатерина Васильева. В свою очередь, Мелконян Артур выделяет несколько критериев, по которым человек способен определить, к какой нации он желает себя относить: владение языком, осознание культуры и искусства, знание истории своего государства. Патриотизм – осоз­нан­ная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё. Злата Лапырева в своём ответе даёт замечательный вывод, подчёркивая, что многое в нашем мире зависит от нас самих, от наших желаний и от наших действий: «Любой мир, будь он пестрый, многонациональный или даже космополитичный, можно подстроить под себя, главное, быть в первую очередь Человеком, сострадательным и миролюбивым». 

Интересно было посмотреть и на конкретные ответы на другой простой вопрос: кто я?

Тут и «я – человек, в душе философ», «я – демократическая личность, которой претят любые гонения абсолютно любого народа», и клятва в демократичности. Александра Чернявская: «Я нормально отношусь ко всем народам, так как, что бы ни происходило в данной стране или государстве, конкретно люди и народ не виноваты в решениях политической власти, хоть и могут иногда повлиять на эти решения». Два признания, что «я – абсолютно счастливый человек в этом многонациональном мире». И убеждённость в том, что «я ощущаю себя в многонациональном мире скорее нейтрально. Но я горжусь тем, что наша страна толерантна». И снова: «Я открытый человек с высоким уровнем эмпатии, уважающий всех людей и их выбор» (Ева Позднякова).

P.S. Из конкретных ответов с упором на пресловутую толерантность всплывает удивление, что лишь Екатерина Васильева и Екатерина Мершкова ответили твёрдо: «Я – русская». Впрочем, смею надеяться, что для некоторых это является само собой разумеющимся и не требующим подчёркивания. Допускаю, что слишком расплывчато поставил вопрос, на который ждал от многих естественного ответа: «…в этом многонациональном мире я – русский».

Тем не менее ответы юных студентов, мне кажется, – обнадёживают, если окружающая действительность и реальная культурно-информационная политика не разрушат эти нравственные, патриотические принципы вопреки любым правильным указам президента и поручениям правительству по пропаганде «Трёх богатырей».

Надо прежде всего с помощью вразумительной и не квасной, а глубинной культурно-информационной политики (при нынешнем минкульте и минцифре ждать её – бесполезно) создать такую художественную среду и нравственную атмосферу, чтобы каждый, особенно молодой порывистый человек мог повторить замечательные строки поэта и путешественника Сергея Маркова:

Я – русский. Дышу и живу

Широкой, свободною речью.

Утратить её наяву –

Подобно чуме иль увечью.

А ведь наступление чумы не заблокировано – оно продолжается.

«День литературы».

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *