Александр Бобров. Половина песни.

Чьим умом живёшь, того и песенки поёшь.
Владимир Д
аль.

Состоявшийся на днях 25-й Всемирный русский народный собор был во многом посвящён тому, чтобы, повторяя поговорку Даля, жить своим умом и петь свои песни, если кратко выразиться. Святейший Патриарх особенно подчеркнул: «Итак, вопрос языка, безусловно, важен, но он не имеет определяющего значения. А что имеет? Определяющее значение имеет единство культуры, состоящее в осознании народом общности исторической судьбы и общности духовно-нравственных ценностей, отчего и проистекает, в свою очередь, единство мировоззрения». В России – стране Слова – культура литературоцентричнна, а общность исторической судьбы и нравственных ценностей запечатлена и утверждена великой отечественной словесностью. Между тем, по дичайшему перечню министерства труда такой профессии, как писатель, в России – нет!

Более того, по неисправляемому безумному распределению государственных функций издательское дело и вообще словесное творчество — давно уже выведено за рамки культуры, подчинено департаменту министерства цифрового развития, а межведомственная координация напрочь разрушена, поскольку (не раз об этом писал) отделения Союза писателей во многих  областях и городах курируют (пусть плохо) министерства и отделы культуры, а на федеральном уровне – рулит тусовочный департамент Владимира Григорьева в минцифре — это нонсенс и ахиллесова пята управления, которое влияет не только на бюрократическое руководство, но и на бюджеты.

В Госдуме в прошлую среду снова устроили культурный день. В нижнюю палату с докладом о состоянии отечественной культуры пришла глава Минкультуры Ольга Любимова. Министр, учитывая свою вялую позицию в медийном пространстве, начала с беспроигрышной темы патриотизма и снова начала сыпать цифрами по присоединённым территориям:

— В рамках кураторской программы федеральные музеи взяли шефство над всеми 77 музеями ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. При поддержке музея Андрея Рублева после восстановительных работ открылся Волновахский краеведческий музей, — рассказала министр. Упомянула Любимова и про всероссийский фестиваль-смотр патриотической песни. Лучшие исполнители присоединились к составу мобильных творческих бригад, выступающих в госпиталях, воинских частях и мобилизационных пунктах. А в 23-м году Российский музыкальный Союз при поддержке ведомства организовал первый конкурс патриотической песни.

Во-первых, мы эти песни-победители конкурсов не встречаем в эфире, не видим на престижных площадках, не слышим в молодёжных аудиториях, а, во-вторых, велика ли тут заслуга минкульта, чтобы рапортовать в Госдуме? Например, конкурсы под эгидой Союза писателей «Песня, в атаку!» или «Поэзия Донбасса» и «Муза Новороссии» проходили без всякого участия минкульта.

Зашёл разговор о телеконкурсах. Ясно, что ориентацию нашим артистам придётся менять – в этом думцы не сомневались. Только вот на что? Евровидение ушло (и слава богу, вздохнул с облегчением Олег Нилов). Но что придёт взамен? Неужели «Интервидение», которое предложил учредить Константин Эрнст? И чем это лучше?

Ольга Любимова постаралась успокоить депутата. Во-первых, название «Интервидение» — мол, рабочее. Конкурс будет международным, название ещё десять раз поменяют. Во-вторых, министр полностью исключила любую конъюнктурную составляющую в новом песенном конкурсе. Она подчеркнула, что в таком деле никто не станет делить страны на дружественные и недружественные. На конкурс должны приезжать артисты, которые представляют свою страну и национальную культуру.

— Это должны быть песни, которые хорошо написаны, и артисты, которые просто хорошо поют, — с улыбкой сказала глава Минкультуры.

Ей хорошо улыбаться! По сути, она отвечает за… половину песни. Ведь хорошо написанные песни в русском понимании – это те, где есть хорошие стихи! Писательница Лидия Сейфулина вспоминала: «У Есенина была русская манера пения, про которую сказал Лев Толстой: это когда поётся с убеждением, что главное в песне – слова». Понимаете? А по рыночным законам ещё те песни хорошие (в смысле популярные), которые оценены и умно раскручены в медийном пространстве людьми со вкусом, а не циниками-торгашами! Но по бездумному распределению государственных обязанностей у нас, упрощённо говоря, за музыку, аранжировку и пение отвечает министерство культуры, а за тексты, продвижение и критику через СМИ – отвечает министерство цифрового развития. А за всё вместе – никто! Не думаю, что все песенные конкурсы, особенно телевизионные, хоть как-то курирует ведомство Любимовой. Эрнст, по-моему, вообще ворочает что хочет. А министр может только иронически улыбаться…

Но нам, русским поэтам – не до улыбок. Глубокие традиции подлинно поэтической песни — искореняются. Народная песня калёным железом выжигается на главных фестивалях и в телеэфире – самодеятельные посиделки Малахова порой только уродуют вкус. Порой кажется, на телеэкран выпускают сегодня только тех, кто предал русскую песню — её напевность, задушевность, высокое нравственное содержание. Да просто смысл, в конце концов.

Недавно от нас ушла Ольга Фокина, все, кто постарше, знают её песню «Звёздочка моя ясная». Но композитор Вячеслав Ветров написал несколько замечательных песен на стихи Ольги, одну из которых в дни прощания спела заслуженная артистка Татьяна Ветрова на вечере в ЦДЛ. Сейчас она готовит юбилейный вечер памяти отца, которого помнят многие поэты, и ей снова открылось богатое песенное наследие на стихи современников. Например, предложила мне вспомнить песню на стихи Сергея Викулова – вроде бы, не песенного сурового фронтовика. Но Ветров и тут нашёл пронзительные стихи памяти павших друзей: «Они к нам не придут, не постучат».

Но памяти о них навек верны,
 за счастье жить
 мы выпьем честь по чести.
 И вспомним, не сговариваясь, песни,
 что мы певали с ними
 в дни войны. 

Но кто хранит память о лучших песнях, когда многие архивы радио и телевидения распроданы и уничтожены? А новыми талантами – никто не занимается, не взращивает. У нас вот такие громкие премьеры проходят по кагалу «Россия — 1»: Макс Фадеев – на текст Марии Захаровой (кто вспомнит сегодня эту песню дипломатки, представленную аж Ольгой Скобеевой в «60 минутах») или Макс Фадеев на текст Михаила Гуцериева (сам Никита Михалков «Бесогон» заканчивал). И где эти «шедевры»? — в тёмном чулане, потому что поэзии настоящей – не было!

Как филолог и фольклорист, давно сделал вывод: песни Украины и юга России, например, сильны своей мелодичностью и игровой основой, песни центральной России, яркими сынами которой являются Есенин, Рубцов, Фатьянов, — сильны своим поэтически-образным рядом, где напев сливается с выразительными словами. Недаром лирическая, так называемая авторская песня, где всё решают стихи, родилась в Москве – её основы заложили ещё Алексей Мерзляков и Аполлон Григорьев, которые первые выступили авторами и исполнителями под гитару. Сегодня они должны были бы ждать милости от министерства цифрового развития?  То есть от Владимира Григорьева, презирающего русскую лирику:

Это даже не смешно!

Вопросы граждан для прямой линии с президентом начали принимать 1 декабря. Обещают, что с обращениями граждан будут работать тщательно – и администрация президента, и Общественная палата. Не верится в успех, но снова подготовил обращение – пошлю по всем каналам.

ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ

В.В. ПУТИНУ

Уважаемый Владимир Владимирович!

В условиях национально-освободительной, информационной и когнитивной войны неизмеримо возрастает роль Слова и отечественной литературы, на которой зиждется вся русская культура. Показалось каким-то безумием, что на 9-м Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге не дали слова ни одному писателю, а о литературе – говорили только Вы. Но это – логично, поскольку по необъяснимому недоразумению в государственном масштабе так устроено госуправление.  

Уже много лет издательское дело и вообще словесное творчество — выведены за рамки министерства культуры, подчинены слабому департаменту министерства цифрового развития, а межведомственная координация напрочь разрушена, поскольку отделения Союза писателей, например, во многих  областях и городах курируют (пусть не везде успешно) министерства и отделы культуры, а на федеральном уровне – рулит департамент в минцифре — это нонсенс и ахиллесова пята управления, которое влияет не только на бюрократическое руководство, но и на бюджеты.

Вопрос поднимался и на встречах писателей с Вами, и на слушаниях в Совете Федерации, и в многочисленных СМИ. Все разумные доводы и обещания пересмотреть нелепую систему — тонут в чиновничьей волоките и недальновидности.

В сложившейся обстановке это уже – нетерпимо. Прошу в очередной раз вмешаться и дать разумные указания.

Член правления Союза писателей России, профессор, лауреат многих премий А.А. БОБРОВ

«Российский писатель»

Поделиться:


Александр Бобров. Половина песни.: 1 комментарий

  1. Всё правильно сказано. На сегодняшний день пишутся не стихи , а тексты для песен, которые совершенно не запоминаются — это песни однодневки. Совсем недавно я слышал «песню» об Астрахани, которую сочинила сама певица. ( Абракадабра полная, хотя в зале, наверное, из-за приличия, люди хлопали ) Я спросил потом её: — А кто написал слова? — Она с гордостью ответила: — Конечно, я сама! Тексты я пишу сразу и кладу на музыку. Людям нравится — с гордостью сказала она.
    Обратите внимание, что на конкурсах побеждают в основном старые любимые песни, которые когда — то пела вся страна! А ведь настоящая поэзия в России жива и даже процветает! Если прислушаться и приглядеться, можно отыскать множество гражданских и лирических стихов, из которых получились бы замечательные песни!
    Я считаю, что надо вернуть «ЛИТО», или , на худой конец, цензуру. Восстановить творческие комиссии, куда будут входить профессиональные композиторы и поэты, которые хотя бы всякую дурь не пустят на сцену.
    Пора, братцы — литераторы, вспомнить, что Россия без духовности — мать без дитя!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *