Александр Бобров. ФГОСы, Ракова, 3++ или Почему школа и вуз плохо учат.

Время летит стремительно: уже 6 декабря окончится двухмесячный срок задержания заместительницы Германа Грефа, недавней заместительницы министра просвещения Марины Раковой – блондинки-недоучки из Бауманки (в сети – приказ об отчислении с безумными хвостами!), со скверным характером и огромными амбициями. Была надежда, что мы на суде узнаем подробности скандального дела о взятках, фальшивых зачислениях на работу. Однако в Тверской суд Москвы поступило ходатайство о продлении срока ареста бывшей чиновницы…

Хотите я покажу интеллектуальный уровень этой курносой, вроде бы русской, женщины на большой должности? В Питере на экономическом форуме она вылезла, демонстрируя знание англицизмов и полное непонимание сути:

 «В какой-то момент, когда мы анализировали бигдэйту, мы увидели, что в шестом классе по конкретной теме у девочек достижения на четверть ниже, чем у пацанов. Мы выдвигали разные гипотезы, и в итоге пришли к продукту, когда все задачи по этой теме были сделаны в формате семантики и лексики, которые ближе девочкам в шестом классе – принцессы, кареты, лошади, и их достижения выросли на 26 %. Это и есть персонализация, когда мы видим каждую секунду, что происходит с обучающимся».

Какая же это «персонализация»? Наоборот, голая массовая культура. Вы ж всему массиву девочек давали задания! Скорее, гендерный подход, выражаясь на вашем дурацком сленге. А почему не попробовали русскую сказку «Аленький цветочек», которую обожают мои младшие внуки? Почему не «Маша и медведь», на худой конец? «Принцессы, кареты…» – мечта необразованной провинциалки, которая стала рулить гигантской фабрикой интеллектуального обеспечения образования!.. 

Мне кажется, что цепочка разоблачений должна ещё резче высветить проблему, о которой устали вопить все преподаватели. Многие просто смирились, перестали выступать в СМИ по поводу чиновничьего насилия. «Надо! – понуро говорят на кафедрах. – Велено минобром для аттестации, для выживания… Ну, потратьте время, перепишите». Речь идёт о программах 3++, которые в ухудшенном, бестолковом варианте повторили 3+, но чиновники доложили об очередном «усовершенствовании системы высшего образования». А чем ещё оправдать огромные зарплаты и раздутые штаты – только новой бумажной работой!

Лично меня трясет от одного звука этой аббревиатуры: ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт. Согласно циркуляру с непонятной периодичностью цикл в пять лет – до выпуска начавших учиться по утверждённому стандарту – постоянно нарушается. Почему? Зачем отвлекать преподавателей и ухудшать учебный процесс? Ещё не все перешли на 3++, а уже обсуждают следующую версию 4.0.

Тут дело не только в чиновничьем рвении, но и в огромных деньгах. Ведь необходимо не только писать новые программы, но и менять учебники на свежие года издания, введенные рабочие тетради, которые вообще необходимо покупать каждый год новые. Печатают этот неохватный массив в издательствах. А главное издательство для всей системы образования – это издательство «Просвещение». Прикидочная цена его 100 миллиардов рублей, а Раковой преподнесли такой дорогостоящий подарочек на блюдечке. Если каждому учащемуся, к примеру, а их у нас 15 миллионов, необходимо в год предоставлять хотя бы по одному новому учебнику и одной рабочей тетради, то получаем только на одном комплекте оборот (15 миллионов х 600 рублей – а теперь и больше может стоить один комплект = 9 миллиардов рублей). А предметов и курсов – прорва!

Деньги выделяются «Просвещению» без ограничения – святое дело. И Ракова, наверное, успела и тут накуролесить. Ну, следствие – будем верить! – покажет. Ясно одно: ФГОС – порождение капиталистической формы хозяйствования, безумных рыночных отношений в сфере образования в ущерб сути и логическим циклам. К чему это приводит?

*  *  *

Программа НТВ «Место встречи» называлась «Урок на будущее». В ней шла речь не только о горячих политических уроках, но и об образовании, о любительском «просвещении» по интернету. Ярче всех выступил Олег Барабанов – профессор кафедры мировых политических процессов факультета политологии МГИМО и профессор кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ – как бы лидеров образования и престижных кузниц будущих кадров.

– Чем я занимался в выходные?  Я делал странные вещи: писал дискрипторы индикаторов достижения компетенций.

– Говорите по-русски, пожалуйста! – вскричали ведущие.

– Я и пытаюсь говорить по-русски, но так велит министерство образования. Это началось давно, ещё в допутинские времена, когда системные либералы захватили сферу образования. Раньше давали знания, умения, навыки. Либералы придумали «компетенции», так и не объяснив до конца, что это такое. Половина из них – банальны, половина – высосаны из пальца. Ладно, стали писать компетенции, но учили по-прежнему: знаниям, умениям, навыкам, но ведь бюрократический зуд не прекращается. Пару лет назад придумали под каждую компетенцию 3-4 индикатора достижимости, а под каждый индикатор – дискрипторы…

Объясню вне студии кратко историю вопроса: проявлявшая рвение министр образования Ольга Васильева обещала свернуть бумажную работу, но вдруг по её приказу с 30 декабря 2017 года вступили в силу новые ФГОСы (образовательные стандарты) и  уже с 1 сентября 2018 года руководители и преподаватели вузов должны были начать перекройку недавно утверждённых программ 3+ под новый «порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования»  – 3++. Чем они отличаются? – многие так ничего и не поняли, но ведь главное – обозначить бурную деятельность «по улучшению», хотя программы нельзя менять чаще, чем через 5 лет – через полный цикл обучения. Но Васильева этот принцип нарушила, ушла на другую хлебную должность, а вакханалия переписки и переутверждения – продолжается.

В студии, конечно, никто из опытных журналистов и взрослых аналитиков ничего не понял. А ведь это должен написать КАЖДЫЙ преподаватель, донести до юных студентов, чтобы объяснить КАЖДОМУ, чего от них хотят. Время и нервы потрачены впустую. Поэтому до конца понятен в студии был только общий вывод-крик профессора Барабанова:

«Пока это есть – ничему школа и вуз не научат, и люди будут верить всякой фигне из интернета. Сейчас создаётся какой-то новый Общественный договор под кураторством Татьяны Голиковой. Запишите главный пункт в договоре: прекратите убивать образование и издеваться над преподавателями!».

Полное одобрение в студии… Но нам, преподавателям, от этого не легче.

Разделили снова два министерства, сменилось руководство – ну, отмените глупое бюрократическое решение, дайте больше свободы преподавателям, которые работают по утверждённым программам. На брошюрах моих учебных программ 3+ стоит 2018 год. Как они могли принципиально устареть? Я сам внесу коррективы, вызванные стремительно меняющейся действительностью, а многие незыблемые вещи – остаются. Никакие придуманные чиновниками дискрипторы индикаторов достижения компетенций – не работают!

Когда начинаешь вникать в эти новые стандарты и рекомендации по журналистике – понимаешь, что многое не учтено, кабинетно придумано, а порой так и бьёт в нос запах нафталина. И это немудрено: используется в якобы новой программе профессиональный стандарт, например, «Ведущий телевизионной программы», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации аж от 4 августа 2014 г. Вы представляете, сколько перемен стряслось после событий этого рубежного года и воцарения новых информационных технологий? Ну, вот понятный для всех пример – всё по сетке, как в бухгалтерском отчёте:

Задачи профессиональной деятельности выпускника

11.004 Ведущий телевизионной программы должен:

1. Быть лицом телеканала и центральной фигурой программы; обретать доверие телезрителей при подаче информации, ведении телепрограммы…

Стоп на первом же пункте! Во-первых, полная банальность, а во-вторых, давно устаревший подход. Да, тётя Валя была для наших детей добрым лицом программы «Спокойной ночи малыши», а боксёр, депутат и охотник Николай Валуев – не может таковым быть, по моим убеждениям, но упорно – ведёт! Мои младшие внуки его боятся и ждут, когда начнётся мультфильм. Более того, современная видео-индустрия, особенно на цифровых каналах, разработала тип безликого ведущего или фрика, антигероя. И таких примеров – уйма. Например, на НТВ начал вести программу «За гранью» музыкальный критик Сергей Соседов – один из немногих представителей шоу-бизнеса, который не скрывает своей нетрадиционной ориентации. Многие считают, что это и впрямь – за гранью, но соответствует ли сие чиновничьему стандарту в циркуляре?

Никакие чиновники в министерствах с их прикормленными разработчиками и консультантами уже не в силах охватить, затвердить всё многообразие реальности, особенно в сфере информационных технологий – только профессиональный преподаватель или привлечённый практик донесёт всё это до студентов без устаревающих на корню и пылящихся программ.

Ликвидаторы живого дела, перестаньте заниматься ерундой, не тратьте зря средства, время и нервы участников подлинного образовательного процесса. Отмените эти 3++ и 4,0 на старте, дайте работать спокойно, насколько это возможно онлайн, в условиях новой волны коронавируса!

Поделиться:


Александр Бобров. ФГОСы, Ракова, 3++ или Почему школа и вуз плохо учат.: 3 комментария

  1. Никогда не понимал персонифицирование ОБЩЕЙ проблематики! Помимо того, что это — дурной тон, так ещё и явный увод проблемы от сути её к качествам и характеристикам персоны. Как и в случае с Бузовой… дело же не в них.

  2. Вот что странно: куча бумаг и всяких отчётов должна повысить качество работы педагога…) Да не то это всё! Любой педагог должен прежде всего быть УЧИТЕЛЕМ, а не отчёты оформлять по программам с головоломным названием. Вряд ли учителя Царскосельского Лицея, учившие Пушкина и его товарищей, просиживали ночи над отчётами. Зато каких прекрасных людей они воспитали!

    • так точно, Вера Ивановна! работу учителя видно и без отчёта… это же не «в 1968 году введено в строй 30000 кв.метров жилья» или «столько-то тонн собрано зерновых»… здесь ценность другого порядка, а измеряют аршином…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *