13 июня 2023 года, в самый канун Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), в РБК вышло интервью первого вице-премьера Андрея Белоусова. В своём выступлении он, предваряя акцентировку внимания участников форума исключительно на экономических вопросах и как бы в пику им, коснулся геополитических, геоэкономических и философских вопросов. Подчеркнув, что у российской цивилизации есть собственный культурный код и своя идентичность, он заявил, что проблема сейчас состоит в том, чтобы «вытащить» эту идентичность наружу. Если эта задача будет решена, то задачи экономики для России, по его мнению, окажутся вторичными.
В рамках уже самого ПМЭФ Андрей Белоусов попытался раскрыть своё понимание российской «идентичности», поставив в её основание традицию и консерватизм, но не в древнем архаичном виде, а во вполне цивильном модернизированном наряде. В этом случае Россия может стать, с его точки зрения, «хранителем» традиционных ценностей всего Запада. Эти пассажи были неожиданными и интересными и не резко, но сущностно контрастировали с либеральной приватизационной вакханалией, в которой выдвинутый тараном экономизм преследовал цель сломать и покончить, наконец, с российским традиционализмом отныне и навсегда.
В дружном и громком хоре нашей далеко не сломленной либеральной рати, ставшей ныне, на фоне СВО, ещё более агрессивной, одинокий голос Андрея Белоусова показался едва слышным, подобно гласу вопиющего в пустыне. И совершенно напрасно, ибо не либералы, а именно он говорил дело, предлагая смотреть не назад, а вперёд: не в провальные свято-западнические девяностые, а в родные выси и дали, открывающиеся перед страной в её судьбоносном противостоянии с Западом.
Именно эти духовные выси и смысловые дали в своё время буквально завораживали юного Александра Пушкина, подтолкнув его к написанию поэмы-сказки «Руслан и Людмила» (1818-1820). Перед вступающим в большую жизнь честолюбивым выпускником Царскосельского лицея со всей остротой встала, как и ныне перед нами, проблема выбора. Как и мы, он отчаянно нуждался в осознании сущностной «идентичности» России, раскрытии её исторических «кодов», определении её места в современном ему мире и поиске для себя активной роли в служении Отечеству.
Обвинив автора «Истории государства российского» Николая Карамзина (1766-1826) в оправдании «самовластья» и призывая опального западника Петра Чаадаева (1794-1856) посвятить Отчизне «души прекрасные порывы», Пушкин решает написать «собственную историю» и дать в ней образ идеального героя – спасителя Отечества. Это и были главные истоки и основные темы поэмы «Руслан и Людмила». Судя по тому, что поэт серьёзно работал над ней при втором издании в 1828 году, а затем правил её в 1835 году, она была ему очень дорога и служила как бы камертоном при работе над поэмой «Полтава» (1828) и романом «Евгений Онегин» (1823-1831).
В «Эпилоге» поэт отмечал у себя в этот период некую раздвоенность, в которой ум, «на крыльях вымысла» улетал за край земной, а душа, оставаясь на земле, была «полна томительною думой». Вот эта душевная драма, навеянная автору сердечной страстностью и умственной созерцательностью, нашла отображение в весьма непростом подтексте произведения. Сей ранний труд осознающего свою силу гения не был, на мой взгляд, ни «поэмой», ни «сказкой». Скорее, это было некое видЕние, соотносимое с божественным провидением и инстинктивным предвидением. То и другое не просто присутствуют, но довлеют в обдуманной символике персонажей, в их как бы запрограммированном взаимодействии по ходу сюжета и в предумышленно затемнённом завершении «истории».
Сюжет поэмы «Руслан и Людмила» событийно прост, но в смысловом плане весьма сложен. После свадебного пира во дворце киевского князя Владимира в предвкушении брачной ночи герой Руслан вдруг обнаруживает пропажу невесты. Разгневанный отец расторгает брак и объявляет розыск дочери. Награда спасителю – рука Людмилы. Вызов принимают соперники Руслана – Рогдай, Ратмир и Фарлаф. Опальный Руслан растерян, но его утешает и наставляет мудрец Финн. Он раскрывает имя похитителя Людмилы, место его пребывания, секрет его силы и тайну меча. Сразившись с Черномором, герой лишает его бороды и заключённой в ней силы. Забрав его и спящую Людмилу, он возвращается в Киев. Но по пути погибает от руки Фарлафа. Исцелённый затем Финном он добирается, наконец, до дворца и, разбудив спящую Людмилу, женится на ней.
Смысловая сложность поэмы заключается в её двуплановости. Первым планом у Пушкина идёт символика современного ему мира и места России в нём. Центральной фигурой в произведении, на мой взгляд, является не Руслан, а Людмила. Именно она служит средоточием помыслов и желаний всех остальных героев. Всё это превращает Людмилу в некое собирательное одухотворяющее явление, каковым в нашей стране всегда были Россия, Родина, Отчизна.
«Похищение» героини понадобилось Пушкину для выражения своей владевшей им протестной мысли. Резко выступая против «самовластья», под которым он понимал семейственность престолонаследия, автор «лишил» Руслана дарованной ему князем-«солнцем» невесты для того, чтобы тот добывал своё личное счастье не благодаря дворцовому сговору, а путём мучительного поиска и смертельной борьбы. Автор проводит своего героя через массу сказочных испытаний именно для того, чтобы в соперничестве с достойными противниками он делом доказал свою любовь к Людмиле-Отчизне и готовность сражаться за неё едва ли не со всем миром.
В образах Рогдая, Ратмира и Фарлафа Пушкин вывел вечных «соперников» России – северное Скандинавье (Рогдай), породившее Рюрика и всех завоевателей-норманнов; периодически наскакивающий на Россию ближний Восток (Ратмир); коварно-подлую Западную Европу (Фарлаф). С «варягом» Рогдаем герой расправляется в личном поединке. Хазарин Ратмир предаётся любовным утехам в замке с «чудесными девами». Бахвал, трус и убийца Фарлаф, пощажённый князем Владимиром, остаётся в живых, по-видимому, для того, чтобы вновь и вновь подло гадить Руси/России.
Помимо этих витязей, особая роль отведена Пушкиным доброму мудрецу Финну и злой колдунье Наине, олицетворяющим, на мой взгляд, так называемые «малые» народы России. Но не только. К ним, по-видимому, автор относит и славян-староверов, сохранивших, несмотря на гонения, приверженность языческим богам. «Финн» вызывает ассоциацию с финно-угорскими народами нашей страны, прозорливо верящими в благую судьбу России и стремящимися помогать ей в жизненных невзгодах. В Наине Пушкин воплотил те духовную муть и умственное брожение, которые неизменно проявляются в Руси/России каждый раз, когда возникает политический кризис и решается судьба русско-российского народа.
Но, кроме первого, вполне очевидного, подтекста, у Пушкина-пророка имеется второй план – провидческий, судьбоносный для России. Средоточием зла в поэме является похититель Людмилы «волшебник» Черномор. В его имени автор объединил понятия «черноты» и «моря». Чернота у злодея имеет абсолютный, дьявольской характер. При этом море не является средой его обитания. Оно, скорее, служит водоразделом между Русью/Россией и черноморовым заморским царством. Не исключено, что уже в своё время Пушкин своим зрячим духом предугадал в юных США угрозу торжества лукавой дьявольщины.
Эта догадка подкрепляется близким родством у Пушкина злого волшебника с Головою, отрубленной, но живой. Поверженная Русланом, она признаётся, что является братом Черномора, который коварно лишил её тела и сделал хранительницей волшебного меча. Как не уловить здесь напророченную Пушкиным связь США с современной Европой, некогда могучей и непобедимой, но ныне превращённой Штатами в жалкого калеку – безвольную «говорящую» голову!
Полуночному чужеземному «горному» владению Черномора Пушкин противопоставляет волшебное, сказочное Лукоморье. Могущее быть как на севере, так и на юге, на западе и на востоке, оно символизирует, по сути, окраинную, глубинную, традиционалистскую Россию. Это Лукоморье не святое и не безгрешное. В нём бродят незримые «лешие». Бесстыжие «русалки» нагло сидят на ветвях деревьев. «Избушки» без окон и дверей стоят на «курьих» ножках. Учёные коты, посаженные на «золотые цепи», рассказывают сказки. Царь Кащей «чахнет» над горами злата.
Это, по сути, забытая уже в пору Пушкина, архаичная Русь/Россия, у которой заморский Черномор похитил её девственное «девичество» и насадил в ней власть скупых и жадных «кащеев». Однако, вопреки этому разору, Лукоморье продолжает здравствовать, исключительно благодаря сохраняющемуся в нём «русскому духу». Более того, это окраинное Лукоморье у Пушкина неистребимо «пахнет» Русью. Той самой Русью, которая 800 лет назад обрела свою державность, а затем разрасталась вширь и развивалась вглубь, соразмеряясь с течением времени, но сохраняя свою духовную сущность, ментальное здравомыслие и государственное величие.
Именно это русско-российское Лукоморье выдвинуло из своей среды тысячи «прекрасных витязей», разноплеменных доблестных Русланов, ныне вступивших в судьбоносную битву с заморским Черномором. При этом, по Пушкину, вовсе не случайно то, что битва Руси/России со всемирным злом дьявольщины происходит сегодня на территории Украины. В 1828 году он не только сотворил Лукоморье, вставив его в качестве пролога во второе издание «Руслана и Людмилы». В этом же году он написал поэму «Полтава», в которой едва ли не центральное место занимают страницы, связанные с предательством гетмана Ивана Мазепы, задумавшего отделить Украину от России и перешедшего на сторону врага.
Удивительно реалистична символика огромной «бороды» у карлика Черномора, придающей ему волшебную силу. Не исключено, что она навеяна Пушкину библейским мифом о Самсоне и Далиле. Волосы – это то, что можно искусственно отрастить до устрашающих размеров, способных пугать детей и наиболее впечатлительных взрослых. Нынешняя сила Штатов в значительной мере состоит именно в искусном создании и магическом распространении «бородатого» мифа о своей исключительности. «Мы самые обаятельные и привлекательные, самые сильные и могущественные, самые честные, демократичные и справедливые», – твердят лидеры США вот уже почти 250 лет. И пусть эти слова не соответствует фактическому положению вещей – это неважно. Главное, чтобы люди верили в эту сказку и не смели в ней сомневаться.
Сегодня на Украине Штаты изолгались до такой степени, что им перестают доверять даже самые близкие друзья. Не говоря уже о тех, кто реально испытал на себе их непорядочность, коварство и вероломство. А официальные лица Америки продолжают твердить одно и то же, хотя сами уже не верят в собственную ложь. Именно потому у них на смену внушению приходят ныне шантаж и угроза человечеству. На Вильнюсском саммите (июнь 2023 года) США от имени НАТО дали «гарантии безопасности» нацистскому режиму на Украине, тем самым угрожая безопасности России. Завтра, всемерно разжигая украинский военный очаг, они во имя всё той же «безопасности» подведут мир вплотную к термоядерной войне.
Заморский Черномор, вытравивший в 1990-е годы в российском Лукоморье спасительный русский дух, сегодня добивается истребления в нём уже даже «запаха» Руси/России. Именно в таком гипертрофированном ключе США толкуют интересы своей безопасности, маскируя тем самым, подобно завоевателю Чингисхану в XIV веке, амбиции мирового господства. Украина превратилась, по сути, в новый «штат» Америки, официально не признанный, но находящийся под их державным патронатом, включая ядерный «зонтик». Именно в качестве «патрона» США бросили все свои силы и всё своё влияние вовсе не на защиту вассального государства, а на уничтожение нас, нашего государства, нашего Отечества.
200 лет назад, поставив своего героя Руслана, по сути, в безвыходное положение, Александр Пушкин избрал для него путь бескомпромиссной и решительной борьбы. По этому пути твёрдо шли в трудные времена креститель Руси киевский князь Владимир, создатель Московского царства Иван Грозный, основатель Российской империи Пётр Великий и творец великой советской державы Иосиф Сталин. По воле Божьей и естественному ходу событий Россия ныне находится в состоянии исторического испытания, сопряжённого с героической борьбой и новыми великими свершениями во имя человечества и человечности.
В последнее время (начиная с Никиты Хрущёва и по сей день), мы всё отступали и отступали в нашем противостоянии с лукаво-вероломным Западом и дошли ныне до последней точки, позволив непрерывными компромиссами загнать себя в тупик. Дальнейшие игры в фальшивый европейский гуманизм не только бессмысленны, но и смертельно опасны для русско/российского народа и страны в целом. Подковёрные игры в перетягивание каната всё больше оборачиваются для нас цепочкой проигрышей, причём нарастающих по количеству и величине. Отступать нам дальше некуда – разве что в Сибирь.
Открытый бой неизбежен. Саммит Вильнюс-2023 показал, что война нам блоком НАТО официально объявлена – не на словах, но по существу. А это даже хуже, чем формальный casus belli. Ибо НАТО, по сути, развязал себе и Украине руки, продолжая связывать руки нам. Развязать этот «гордиев узел» уже нет никакой возможности, ибо при всякой такой попытке он будет затягиваться всё туже и туже. Вывод один – надо рубить! Причём по-русски сплеча и по-мелиховски «с потягом».
Вполне очевидно, что нынешняя «джентльменская» тактика вырывания из черноморовой бороды на Украине по волоску ценой неимоверных усилий наших доблестных Русланов уже не оправдывает себя. Нужно резать по ней калёным мечом. Повторный террористический акт, совершённый 17 июля 2023 года на Крымском мосту, причём сразу после Вильнюсского саммита и в самый разгар туристско-курортного сезона в Крыму, говорит о том, что наш ответ на первый подрыв был недостаточным. Значит, надо бить сильнее, больнее и там, где меньше всего ожидают.
Нелепое оправдание Киевом и стоящим за ним Вашингтоном теракта тем, что через мост «перебрасывалось вооружение», даёт нам резонное основание для нанесения массированного удара, например, по Польше. Ибо она не только служит фактическим «мостом» для снабжения Украины оружием, боеприпасами и зарубежными наёмниками, но и сама является активным пособником нацистского режима. И пусть после этого уже США и их союзники ломают голову над тем, как им быть и что делать. Не говоря уже о Европе, у самих Штатов имеется немало уязвимых мест, за реальную безопасность которых им стоит по-настоящему волноваться.
Господа-товарищи! Хотим мы того или нет, но пора уже в открытую признать, что война России с Западом идёт вовсю и что США и НАТО увязли в ней по самое горло. Да, Штаты сильны дьявольским лукавством, вероломством и обманом. Наша же сила всегда была заключена в прямой, открытой и убийственной Русской Правде. Не надо и сегодня изменять ей и самим себе. Ибо только в правде Бог. В правде и справедливости
«День литературы»