
Ей-Богу, прошёл бы мимо. Если бы не дата – 2 мая (годовщина Одесской Хатыни) и не озабоченные сообщения от знакомых мне хороших и честных людей, чудом ещё остающихся в общеобразовательной школе. Они спрашивают: «Как это понимать?» Я не буду делать вид, что я не знаю ответ. Но сама по себе новость эта не то, чтобы важная, но знаковая. Она о том, как наша самоназначенная «элита» продолжает упражняться в «беге между струй». Конечно, всероссийскому «зайке» Киркорову тут нет равных, как и его «инструктору по бегу» г-ну Пескову. Но когда этим занимаются на духоподъёмном телеканале в компании с известным в Петербурге «нетвойнистом», то многое из того, что уже понято о российской «пятой колонне», лишь подтверждается очередным примером.
Так вот, коллеги сообщают мне, что прошло три года и три месяца после начала СВО и один из известных в Петербурге директоров гимназии (говорят, он лучший в этой номинации в России) некто Максим Пратусевич приглашён ближайшим помощником Патриарха Владимиром Легойдой на канал «Спас» в статусную передачу «Парсуна» в качестве важного гостя. Это вам не какая-нибудь «Большая стирка» с Малаховым. Если и похоже на «стирку», то лишь отчасти. В основном там говорят о жизненном выборе и о душе.
Если вы не знаете, то канал «Спас» — про Православие, а Православие вообще учит человека — и про Спас, т.е. про Спасение, и про то, например, как пагубно для Спасения человека, когда он служит сразу «двум богам». То есть, живёт на разрыв штанины…
Чисто теоретически всё это понятно, и, я уверен, Владимир Легойда и Максим Пратусевич справятся. Они оба искусно владеют словом, давно в профессии и на хорошем счету у начальства. Можно сказать, они нашли друг друга.
Но почему-то мне эта новость напомнила поездку Филиппа Киркорова на Донбасс. Для отмывания репутации от пятен с «голой вечеринки».
Тогда понравился один плакат: «Филя! Донбасс тебе не прачечная»! Даже не знаю, откуда в людях столько сарказма?.. Или мудрости? Впрочем, этому есть причины.
Три года назад именно из учительской среды и даже нередко от директоров школ и гимназий мне довелось слышать буквально змеиное шипенье по поводу начавшейся СВО.
«Как он мог?» — это про Путина, отдавшего приказ…
«Как вы могли?» — это про меня, объяснявшего публично трагическую необходимость СВО для уничтожения украинского фашизма, подогреваемого Западом.
Подчеркну, некоторые педагоги так до сих пор и считают (правда уже гораздо тише, чем в 2022-ом), что «мы напали» и что «Украина борется за свою независимость»…
Не скрою, я был тогда крайне удивлён низким уровнем критического и аналитического мышления у тех, кто, казалось бы, должен этому учить детей и даже возглавляет образовательные учреждения.
Возможно, (я допускаю это), некоторые педагоги, оказывая «образовательную услугу» по Фурсенко и Грефу, оказались «выше всего этого» или были «вне политики» или просто забили на всё, т.е. были не наблюдательны.
Другой вопрос — что делают в школе люди, которым «пофиг» на убийства людей, которые Украина совершала в промышленных масштабах с 2014 года, применяя дальнюю артиллерию, фосфорные бомбы и истребители с кассетными боезарядами.
Я до сих пор не понимаю, как можно работать в петербургской школе, ходить по тем же улицам, по которым ходил Достоевский с мыслями о «слезе замученного ребёнка», и… не замечать истребление русских на Донбассе, прославление висельника Бандеры, отмену Великой Победы 9 мая, государственную русофобию и полную продажность украинского режима Западу?..
До этого я думал, что на такое способен только «слепоглухонемой» либерал, ненавидящий Русский мир и всё, что связано с Традицией нашей Родины… Но — чтобы учителя и директора гимназий!…
Возможно, я слишком близко к сердцу принял тогда всё происходящее на Украине и сам слишком погрузился в судьбы тяжело раненных донбассовцев, в их реабилитацию, протезирование…
Но что такое «слишком», когда душа не находит покоя, и сердце жжёт неутолённая ярость в связи с поднявшим голову фашизмом…
Для меня Украина кончалась несколько раз.
Первый раз, когда убили моего коллегу и участника моих телепрограмм Олеся Бузину. Второй раз, когда начали эксгумировать могилы советских солдат на Холме Славы в городе моего детства Львове. В третий раз, когда здоровые бугаи унижали, били и таскали за волосы маму с 8-летней дочкой, пришедшую в Киеве 9 Мая к Неизвестному Солдату с георгиевскими ленточками. За эти ленточки они и претерпели… Потом был детский пляж в Зугрэсе, потом авианалёт на Луганск… Ну, а потом было 2 мая…
В Одессе жгли заживо людей, а в Киевской телестудии участники ток-шоу в прямом эфире аплодировали чуть ли не стоя этой новости. Я понял, что зверь окончательно победил на Украине. И моей малой родины больше нет.
Я по прежнему считаю, что СВО должна была начаться лет на 8 раньше… А чтобы она вообще была не нужна, надо было повесить за ноги (хотя бы ненадолго и символически) прямо на березе в Беловежской Пуще всех тех, кто обманул братские народы, подписав там предательское соглашение по сути о начале кровопролитных междуусобных войн в бывшей Советской Империи…
Но мы были слабы. И остаемся слабыми. Прежде всего, духом.
Мы не знаем, как выглядит Победа в СВО, и что мы сможем дать побеждённым после Победы.
Зато мы знаем, как выглядят и что говорят наши идеологические противники из пресловутой «пятой колонны». Вот и педагоги, знающие директора гимназии Пратусевича, но узнавшие о приглашении его на православный канал, спрашивают, как им к этому относиться?
Я говорю в ответ, что это история «2.0» про Филиппа Киркорова на Донбассе…
В марте 2022 года, когда наши десантники уже стали массово погибать, решая нерешаемые задачи нейтрализации армии противника, находясь во враждебном окружении гражданского населения, до этого всецело одобрявшего или «не замечавшего» уничтожение Донбасса, мне прямо в студии федерального канала показали интервью вот этого самого «лучшего на свете» директора петербургской гимназии» Пратусевича, в котором тот среди прочего говорил о том, что не допустит в своей школе никаких символов «Z» (предусмотрительно оговариваясь, что также не допустит и украинских флагов» «если кто захочет»). Короче, он «не допустит гражданской войны в своей школе».
Знаете, почему? Потому, что «мы не знаем всей подноготной. Война как явление ужасно… Самое главное — не давать моральных оценок. Не надо говорить, что те, кто придерживаются противоположной точки зрения, — подлецы, среди них, как и среди всех, бывают очень хорошие люди».
Как тогда, так и сейчас, я считаю такую позицию вполне допустимой для частного человека, но абсолютно неприемлемой для педагога.
Другое дело, что Пратусевич — и жертва, и результат всего того, что мы называем «реформой образования».
Помните такую Тамару Эйдельман? Её также признавали чуть ли не «образцовым учителем» всей страны, наградили высшими профессиональными титулами. А теперь эта «заслуженная учительница» из-за бугра поливает нашу страну, её народ и историю чудовищной русофобской грязью.
Почему-то трёхлетней давности интервью «лучшего директора гимназии» Пратусевича мне напомнило именно эту, прекрасную в своей очевидности «заслуженную русофобку» Эйдельман…
Это — с одной стороны.
Другое дело, что Пратусевич манифестирует в качестве концепции мировоззрения отсутствие всякой концепции. А это вредно не только для воюющей страны, но и для подрастающих детей «этой страны». Так они любят называть наше Отечество — «эта страна».
Если же говорить более определённо, то приведённый выше текст — это слова очень коварного и хитрого идеологического противника. Хуже всего, что он окопался в нынешней системе образования, которая, как и культура, как и телевидение, не хочет не только меняться, но и вообще замечать, что страна воюет за то, чтобы снова иметь право на моральные оценки.
Он мягко предлагает забыть, не знать, проигнорировать всё то, что предшествовало СВО, что заставило нашу страну повести бой с фашизмом 21-го века, в том числе и массовую гибель детей на Донбассе, «не замеченную» всем «цивилизованным» миром.
Противник, математически грамотно помещает в одну плоскость убийц детей и их защитника в лице российского десантника. «Хорошие люди есть в любом коллективе». Всё верно. Один такой «хороший человек» с детства любил рисовать и обожал музыку Вагнера. Адиком мама называла…
Тогда же, в марте 22-го, когда вышло это интервью, появились первые видеосвидетельства казней наших российских военнопленных с перерезанием горла, кастрацией и прицельной стрельбой в локтевые суставы и коленные чашечки.
Потом была чудовищная постановка из трупов в Буче, потом «русские бомбили роддом», «насиловали стариков и детей»…
Ложь укронацистов была чудовищна. Прежде всего своей наглостью и запредельным цинизмом… «А ты, думаешь, наши такого не делали?», — спрашивали меня люди, которых я считал до этого умными и даже порядочными.
Но «мы же не знаем всей подноготной», верно же? Кто бы спорил с г-ном Пратусевичем? «Война ведь, как явление ужасно». И это тоже, вроде, справедливо.
Но самое главное — «не надо давать моральных оценок», «везде есть хорошие люди».
Прошло три года и три месяца с начала СВО. И три раза школы России выпустили в мир десятки тысяч выпускников. Благодаря таким «учителям», как Максим Пратусевич, значительная их часть понятия не имеет, за что и почему их родная страна Россия воюет на Юго-Западных рубежах. Я это точно знаю, потому, что «коллективный пратусевич» больше всего на свете опасается моральных оценок. А для того, чтобы назвать войну «справедливой» или даже «Священной», надо как раз именно это — дать моральную оценку этой войне и действиям армии твоей страны.
По этой же причине выпускники школ не знают, за что и почему в СВО погибло не меньше парней, чем их за эти же три года вышло из школ России.
Возможно даже, что наших бойцов убили «хорошие люди» на стороне врага… «Мы же не знаем всей подноготной»…
Такова философия и жизненная позиция не только у Пратусевича, но и у всех тех, кто его незримо покрывает, объявляет «лучшим в профессии», кто берёт у него интервью, тиражируя его взгляды и т.д.
Потом все эти люди, возможно, даже пойдут 9 мая в рядах Бессмертного Полка, абсолютно не отдавая себе отчёт в том, что они давно и принципиально отказались от идеалов своих предков-ветеранов и выбрали сторону, с которой они воевали…
Уверен, что выпускники гимназии, где успешно директорствует г-н Пратусевич, хорошо считают в уме и прекрасно знают законы физики и основы цифровизации. Не уверен, правда, что с Отечественной историей и Русской литературой у них всё так же блестяще. И совсем не уверен, что они умеют отличать подлость от благородства, трусость от осторожности, предательство от предусмотрительности…
Ну, это уж совсем не нужные в физике и математике вещи…
Что хорошо во всей этой истории, я вам скажу. Такой предусмотрительный и осторожный человек, как Максим Пратусевич, спустя три года и три месяца, кажется понял, кто выигрывает в этой войне. Поэтому так заторопился на телевидение. В любом другом случае всё бы оставалось «так неоднозначно».
И это серьёзный признак приближающейся Победы.
Вот я и думаю, если уж такой человек отважился «сходить» на «православный канал», того и гляди потянутся, наконец, и учителя в церкви. И школы, наконец, откроют свои двери не только для священников, но и для моральных оценок…
И тогда мы, наконец, сможем, приобретя новое мужество, посмотреть нашим детям в глаза и рассказать им допотопный стишок про крошку-сына, который к отцу пришёл и спросил, почему в отечественном образовании по-прежнему работают люди, которых там быть не должно…
У нас грань между «либералами» и «патриотами» во власти весьма условна. Одни просто позволяют себе чуть больше, чем другие в рамках ими же установленных правил) отсюда и «зайки мои» и прочие радости жизни… А подноготной мы действительно не знаем, да и нужно ли? Убеждённому человеку какие факты не приводи, будет делать вид, что не слышит или съезжать с темы, ну или контраргументы выработает, ну или всё опровергнет хитрой казуистикой. Эти люди очень хорошо знают Историю и Риторику, только трактовки и методы у нас разные. Возмущаться тут бесполезно, лучше принять как данность и разговаривать только с теми, кто Вас действительно слушает.
Правильно. Потому что и «либералы» и «патриоты» во власти выражают интересы правящего класса — буржуазии, у которой нет отечества. Без осознания этой нехитрой истины автор гневных статей так и будет рассуждать о православии и духовности и при этом удивляться, что заблудился в трёх соснах.