В основе стихосложения лежит пение. Слова в стихах должны подбираться так, чтобы логические и речевые ударения совпадали с музыкальным ритмом стиха. Стихотворные произведения бывают разными по объёму, структуре, форме записи текста. Обычный вид стихотворения – одна или нескольких строф (частей стихотворения с повторяющимся чередованием рифмующихся строк) с одинаковым ритмическим рисунком, строки в которых располагаются друг под другом, «столбиком» (исключение – рифмованная проза). Когда у вас созреет замысел стихотворения, попробуйте сначала написать несколько вариантов строк и посмотреть, в какой размер слова ложатся удобнее.
СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ.
Какие стихотворные размеры существуют и чем они различаются? Разберёмся на примерах.
Обозначим деление строки между тактами знаком ( / ), ударные слоги ( ! ), безударные слоги ( = ).
К односложным стихотворным размерам можно также отнести брахиколон. В нём все слоги являются ударными.
Двухсложные размеры:
1. ХОРЕЙ ( ! = ) двусложный размер с ударением на первом слоге.
/нАша/ ТАня /грОмко /плАчет/
2. ЯМБ ( = ! ) двусложный размер с ударением на втором слоге.
/трубА/ зовЁт/ идИ/ в похОд/
Трёхсложные размеры:
1. ДАКТИЛЬ ( ! = = ) состоит из одного ударного и двух следующих за ним безударных звуков.
/дОля ты/ рУсская/ дОлюшка/ жЕнская/
2. АМФИБРАХИЙ ( = ! = ) ударение падает на второй слог из трёх:
Морозно|е солнце. С парада
Идут и| идут войс|ка.
Я полдню| январско|му рада,
И |тревога |моя лег|ка.
Амфибрахий широко используется как в лирических, так и в эпических произведениях благодаря своей универсальности и музыкальности.
3. АНАПЕСТ ( = = ! ) Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.
/по горАм/ по долАм/ шум и гАм/
Четырёхсложные размеры:
К четырёхсложным размерам стиха относят пеон. Эта стихотворная стопа имеет один ударный и три безударных слога. В зависимости от того, на какой слог падает ударение, пеоны бывают на первый, второй, третий или четвертый слог стопы. Часто этот стихотворный размер рассматривают как частный случай ямба или хорея.
Бывают и особые размеры стиха. Например, пиррихий — это стихотворная стопа, которая состоит из двух безударных слогов.
Ещё один интересный стихотворный размер — это верлибр. Он свободен от жесткой рифмовой композиции, поэтому получил большее распространение в европейской поэзии.
В отличие от верлибра белый стих имеет определённый размер, который так и называется: белый ямб, белый дольник, белый анапест. Белый стих наиболее характерен для русской поэзии конца 18 — начала 19 веков. После этого его употребление было уже не столь популярным.
«Литературный клуб «Творчество и потенциал»
Спасибо огромное — очень хорошая, наглядная шпаргалка. С уважением.
P.s.*пиррихий — это пропуск ударения на месте, где оно должно быть в стопе.
Отсюда может быть и Ямб и Хорей с пиррихием и вообще любой размер.
Такая штука встречается только один раз в строке, иначе это уже серьёзная ломка классического размера — ошибка, и тут либо строку переписывать, либо определять размер заново, потому что сделал это неправильно.