Горе горькое и печаль неизбывная – умер Павел Петрович Анисимов, замечательный человек, талантливый руководитель, мой старший мудрый друг. Я узнал о его кончине вдалеке от Астрахани, и, вернувшись домой, отыскал запись беседы, сделанную на рубеже XX и XXI веков и тогда же впервые опубликованную. Поразительно: размышления Павла Петровича о жизни и сегодня звучат, как откровения, которыми хочется поделиться с людьми. Дай Бог каждому из нас оставить такую память в благодарных душах и в нетленном мудром слове. Покойся с миром, незабвенный Павел Петрович…
– Ещё древние китайские мудрецы говорили о том, что нет для человека участи тяжелее, чем родиться и жить в эпоху перемен. Увы, эту общую для нас судьбу мы несём в новое тысячелетие. Что для Вас, – человека, гражданина, руководителя – эта ноша?
– Коли Вы помянули всуе восточных философов, и я позволю себе процитировать нашего гениального русского мыслителя Фёдора Тютчева:
«Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!»
Казалось бы, какое-такое счастье узрел поэт в «минутах роковых»? Вот он, ответ:
«Его призвали всеблагие,
Как собеседники на пир!
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был –
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!»
Ей-Богу, к этим строкам ни убавить, ни прибавить. Божьим Промыслом являемся мы на свет каждый в своё время, и в этом наше счастье! Не вздыхать о прошлом и грезить о будущем, а достойно пройти свой путь по грешной земле сегодня и сейчас – это судьба, и, если угодно, долг каждого из нас!
– Долг – высокое слово… Как Вы, глава представительной власти области, понимаете его в более приземлённом, обиходном смысле?
– У депутата любого уровня всегда есть соблазн разменяться на бесконечную суеты практической помощи избирателям. От этого, кстати, и моральное удовлетворение испытываешь: помог, де, добиться починки крыши конкретной бабе Дусе или правильного начисления пенсии бедующему деду Коле. В советское время такая практика называлась выполнением наказов избирателей. Но ведь и власть – законодательная и исполнительная – тогда была единой! Сегодня главное оружие депутатов в борьбе за лучшую жизнь людей – это принимаемые законы. Сформулирую точнее: нравственный долг депутата в утверждении нравственных законов! Главный из этих законов – действенный бюджет области, который помог бы эффективно решить многие проблемы и сохранить гражданский мир.
– Мир и согласие в обществе, безусловно, необходимы. Но как их добиться сегодня, когда скрепы государства лопаются одна за другой? К примеру, интернационализм. Чем его заменить сейчас у нас в области, чтобы не нарушить складывающийся столетиями уникальный межнациональный баланс?
– Мы, астраханцы, в прежние годы частенько называли родные пенаты болотом. Такая, мол, у нас глухая, глубокая, безнадёжная провинциальность, что и квакать не хочется! Оказалось, однако, что и болото может быть благом. В стране вовсю бурлили страсти, разгорались социальные и межнациональные противоречия, а наша тина только колыхалась лениво. Хочу надеяться, что пламя раздоров не настигнет нас и впредь. Верю, что в нашем регионе, как и во всей России, не утеряно окончательно главное свойство великой русской государственности – уживчивость. Корни её уходят в древние времена, о которых великий историк В.Ключевский писал:
«В дружине киевского князя мы находим рядом с туземцами и обрусевшими потомками варягов – торков, берендеев, половцев, хазар, даже евреев, угров, ляхов, литву и чудь».
Я надеюсь, что та «всечеловечность» россиян, о которой говорил ещё Достоевский, погасит все попытки поджигателей. Если ей, конечно, поможет в этом твёрдость исполнительной и законодательной власти.
– Дай-то Бог. Не грех при этом, правда, и напомнить, что наряду с уживчивостью, у русских была обострённою и другая ипостась: «Не замай!» Потому и выжила наша Родина на суровых ветрах Истории. Как ей выжить сегодня?
– Самый лучший рецепт выживания двл фантаст Иван Ефремов в романе «Туманность Андромеды». Когда люди, уцелевшие на земле после ядерного безумия, опомнились, то бросили все средства в образование и медицину. Только нравственно и физически здоровые поколения могут, по Ефремову, двинуть страну вперёд! Рецепт прекрасный, но, увы, с нашими реалиями плохо стыкуется. Любой руководитель-практик моментально разобьёт красивую мечту простейшим доводом о том, что на медицину и образование деньги сначала зарабатывать надо, а при нынешнем положении в промышленности, транспорте, строительстве – это утопия. Мы можем сегодня выжить только в результате переоценки нравственных и духовных ценностей всего общества. Русское традиционное сознание нравственные принципы выделяло неизменно как самоценные и ставило их выше мёртвых знаков формальных законоположений.
– Но почему бы не попробовать с помощью этих «формальных законоположений» бороться с безнравственностью, как это делают, к примеру, в Орловской области, где депутаты приняли постановление о защите русского языка? И теперь те учреждения, фирмы, компании, которые захотели оставить в своих названиях иностранные слова, платят за это денежки в казну! А белгородские нардепы взяли да и запретили пользоваться в школах области соросовскими учебниками истории!
– Знаю я и об этих, и о других подобных волевых решениях. А вот в каком, прямо скажем, незавидном положении окажутся те выпускники, которые подадутся из Белгорода в московские, к примеру, ВУЗы – в первопрестольной-то отвечать придётся по тем самым поганым учебникам!
Не решить с кондачка и проблему наших доморощенных астраханских «Голден фёков» и «Хэппи эндов». Действовать нужно, как в цивилизованной, демократической Франции, где недавно сенат принял закон «В защиту французского языка», согласно которому лица, злоупотребляющие английскими словами, имеющими французское соответствие, могут быть оштрафованы на сумму до 20 тысяч франков!
Боюсь, что в России, до сих пор не имеющей внятной национальной идеологии, сегодня подобные решения попросту невозможны. Ныне модно клясть на все лады нашу недавнюю дубовую однопартийную идеологию, но как раз в той сфере, о которой мы говорим, она опережала весь мир – тех же французов, к примеру. Я не так давно с группой наших сенаторов побывал в провинции Шер. И гостеприимные хозяева, видно, чтоб совсем уж поразить русских, привели нас в сельскую библиотеку. Хвастаются: мол, целых 250 томов она насчитывает, можно сказать, образцово-показательная! И улыбаются снисходительно-сочувственно: наверное, фамилии французских классиков Вам и называть ни к чему – всё равно, мол, не слышали!
Я им в тон и отвечаю: «Ваша правда, не называйте, я сам назову – даром, что ли, уже в десять лет перечитал в нашей Замьянской сельской библиотеке Дюма и Стендаля, Верна и Гюго, Бальзака, Буссенара и Золя!» Вот-те и советская идеология…
– Подкузьмили Вы французов, что и говорить! Кстати, Раиса Горбачёва в своё время тоже публично удивлялась тому, что французы (правда, не из провинции Шер, а парижская «элита») начитаны в среднем куда меньше нашего! Боюсь только, Павел Петрович, что сегодня библиотека на Вашей малой родине укомплектована несравненно хуже, чем в застойные советские годы. Впрочем, в Замьянах, откуда тянутся и мои корни, Вы бываете часто…
– При любой возможности! Во-первых, Енотаевский район – это мой избирательный округ, а, во-вторых, помогаю, чем могу, строительству нового Храма. Впрочем, слово «помогаю» здесь нуместно, ибо церкви хоть и складываются людскими руками, но возводит их Господь… Участие в этом святом деле – моя скромная лепта в том духовно-нравственном очищении общества, о котором мы говорили выше. На мой взгляд, для русской нации, взращённой на православной культуре, христианские ценности не только привносят мудрость, но и прорастают в суть народного бытия, общественных взглядов, образа жизни. Православные ценности и есть ценности России, даже известный всем «кодекс строителя коммунизма» заимствован у христианства. Да разве я один это понимаю? Ведь столько людей словом и делом помогают созидать Замьянскую церковь! Причём не только русские, но и чеченцы, казахи, татары. Вот он, главный рецепт выживания – Вера. Пусть атеисты называют это верой в иррациональное, в чудо – для православных это Вера в Промысел Божий!
А поддерживают её в душах такие пастыри, как замьянский батюшка отец Александр. Я искренне считаю, что если бы все священнослужители умели так вести за собой, как он, то не мучилась бы сегодня Россия в поисках государственной идеологии!
– Наши с Вами замьянские предки и слова-то такого не ведали, а были, без преувеличения, опорой Отечества – казачьим сословием. Что для Вас сегодня эта кровная принадлежность: историческая бутафория, модное воетрие или душевная необходимость, желание прорасти к своим истокам?
– В своём творчестве Вы нередко используете прекрасное казачье слово «родова». Без родовой памяти, без корней на земле человек легко становится шалым перекати-полем, Иваном, не помнящим родства. Превратить нас в таких зомби – заветная мечта негодяев, в золу жаждущих вытоптать всё русское. Я знаю свою родову, что по отцовской, что по материнской линии, до шестого колена, знаю о делах и судьбах моих предков, которые были людьми простыми, но Отечеству не изменяли никогда! Хотя эпоха большевизма коснулась и их. Прадед мой был раскулачен, а деда – лихого красного казака – сам Фрунзе за подвиги наградил золотыми часами! А прабабушка моя, до самых преклонных лет сохранявшая ясный ум, помнила ещё времена царствования Александра III и мне, желторотому, об этом рассказывала. Такое вот семейное общение поколений и продлевает родову во времени. Сберечь традиционное, родовое, кровное – общий долг всех, в ком сохранилось ещё национальное самосознание. И нынешнее строительство церкви в Замьянах, которое даст Бог, завершим скоро всем миром – как раз из ряда тех дел, что помогают исполнению святого долга.
Я сызмальства люблю работать на земле. И порою, когда кружусь на своём дачном участке, приходят на ум размышления о смысле жизни, который в том и состоит, чтобы землю вспахать и засеять в поте лица своего, не мудрствуя лукаво: каково уродится, да кому урожай собирать. Так и на ниве духовно-нравственной: делать дело надо, а не пустозвонить в ожидании плодов!
И ещё одно наблюдение. Рука у меня, как говорят садоводы, лёгкая, и саженцы на участке идут в рост хорошо, даже гранат и кизил, а всё же наши, исконно русские деревья – черёмуха, рябина да калина – приживаются куда как лучше! Потому что держатся они корнями за родную землю.
ЮРИЙ ЩЕРБАКОВ
Да, правильный мужик был Павел Петрович!!!
Незабываемые поездки в Енотаевку, где он замечательно выступал
перед жителями села на праздниках литературных встреч!
И, вообще, относился к писателям с уважением, всегда выслушав,
как мог помогал!
Вечная Память!!!
Судьба свела меня с ним в 1975 году после избрания первым секретарём Черноярского райкома комсомола, а он в это время работал на такой же должности в Нариманово. Помимо «братства» первых, свело нас и то, что остальные первые ревниво восприняли мой приход, ибо им началась «смена поколений» и в остальных районах. Павел Петрович однозначно и откровенно встал на мою «защиту» и на протяжении всех последующих лет я с удовольствием и гордостью был в тени его личности. Личности достойной, умной, порядочной и очень полезной для нашей области. Вместе с Анатолием Петровичем Гужвиным это был великолепный и неповторимый тандем великих государственных мужей. Искренне жаль!
Помяни, Господи, во царствии твоём новопреставленного Павла; Прости ему все прегрешения вольные и невольные и сотвори ему вечную Славу!
Соболезную всем родным и близким.
Уходит старая гвардия. По всем «фронтам» уходит.
Павла Петровича частенько можно было видеть в президиуме УВД на совещаниях и праздничных мероприятиях. Даже после того, как в силовых структурах исчезли первичные партийные организации.
Как жаль… Большая потеря. Помню, с какой теплотой относился к писателям и поэтам Павел Петрович Анисимов, был частым гостем на наших мероприятиях…
Вечная память!
Светлая память Павлу Петровичу! Светлый был челлвек, человечный, справедливый, выделяющийся из общей массы чиновников. Потеря, несомненно! Утрата!
это мой дедушка. я горжусь им когда мой дедушка такой известный!