Какое отношение современный писатель Владимир Сорокин имеет к Астрахани? Самое прямое! В конце 90-х Астраханский пединститут (ныне АГУ) издал хрестоматию для школьников и студентов «Современная русская литература». Её содержание вызвало возмущение астраханской общественности, выразителем чувств которой стало Астраханское региональное отделение Союза писателей России и газета «Родное слово». Так вот, львиную долю критики вызвала тогда публикация в хрестоматии рассказа Владимира Сорокина «Свободный урок», повествующего о том, как в советские времена завуч школы развращает шестиклассника. Дошло даже до пикета у пединститута, участники которого пришли с лозунгами «Позор «филологам»-растлителям!», «Грязную хрестоматию – на помойку!» Сюжет об этом был показан по РТР, «Литературная газета» напечатала статьи Юрия Щербакова «Мели, Емеля» и «Бесконечная история». В конце концов областное министерство образования приняло решение о запрещении использования хрестоматии в учебных целях.
При этом филологи так и не признали своих ошибок. Что уж говорить о В.Сорокине, который с завидным постоянством попадает в скандалы, вызванные публикацией его порнографических сочинений. И в унитаз их символически смывали на Красной Площади, и критических статей было множество. А он знай себе благополучно издаётся. Причём в заведомый убыток издательствам. Значит, кто-то подпитывает их средствами. Впрочем, имя у этого «кто-то» есть. Бюджет. Это мы с вами все вместе финансируем издание словесной дури. Просто концы в воду высокопоставленные покровители прятать умеют. А вспомнили мы об этом по той простой причине, что вышел в свет в издательстве АСТ новый «шедевр» Сорокина «Наследие». О его качестве на сайте Союза писателей России написала Ольга Ускова. Познакомьтесь с этой публикацией. Помнится, в 2003 году, когда астраханцы возмущались злосчастной хрестоматией, кое-кто глумливо хихикал над нашей нравственной позицией. Так кто же был прав тогда, господа «интютю»: писатели и читатели, исповедующие традиционные русские духовные и нравственные ценности, или порногаф, чья «родина» теперь – Берлин?
ОЛЬГА УСКОВА
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ…
Внимание! Я сейчас буду очень стараться излагать всё без эмоций, только факты. Если мы хотим разобраться и сделать дело, то эмоции нужно отложить на потом. Тема сложная. Нельзя ошибаться.
Владимир Сорокин выпустил третью часть трилогии про доктора Гарина «Наследие». Первая часть «Метель» написана довольно давно и действительно сильное произведение, где Гарин — доктор, лицо российской интеллигенции борется с риском для жизни с неизвестной болезнью, превращающей русских людей в зомби, чуть не гибнет, его спасают китайцы на поезде некоем. В ней Сорокин ни разу не срывается в запрещённые приёмы. Вторая повесть — очень слабое произведение, раскачка про лидеров Европы и России, ни о чём совсем.
И вот выходит третья повесть — «Наследие», и здесь мы видим проснувшегося и очевидно принявшего и исполнившего немецкий заказ жителя Берлина гражданина Сорокина. Это активная и талантливо написанная жёсткая порнография. Китайский поезд, управляемый китайскими, белорусскими и российскими извергами едет на топливе из кусков человеческих тел, и по дороге руководители поезда насилуют всё живое и особенно любят детишек. Половые акты, надругательства и расчленение детишек описаны в мельчайших подробностях. Издательство АСТ. Тираж 17800. Распространение — везде. Лидер продаж — Библио-Глобус.
Официальные рецензии:
«Коммерсантъ» (Дмитрий Бутрин) рекомендует:
«…Напомним для тех, кто знакомится с работами Владимира Сорокина впервые: «порнография», в которой не устают обвинять автора ригористы, в данном случае является исследовательским приёмом, способом лабораторного исследования писателем свойств языка и его восприятия. Для того, чтобы работать с читателями (и, разумеется, с самим собой, как с первым читателем-писателем этих текстов) в пространствах языка, не открывающихся обычным семантическим напряжением, применяется напряжение высокое — там, где обычно 12 вольт, в текстах Сорокина 3–4 киловольта. Так вот, в «Наследии» автор позволяет себе и все 15 киловольт, благо, как выясняется, мозги у нас, людей, весьма пластичны, они и не такое в состоянии выдержать».
Оценка на продающих сайтах — 4.9-5.0
Либеральная интеллигенция рукоплещет. В украинских и эмигрантских пабликах — восторг.
Оценка от специалистов (совпадает с моей личной полностью):
Данное произведение — стандартная информационная пропаганда по законам НЛП. Даётся фантазия на тему китайских, белорусских и российских лидеров — как монстров, двигающих свои страны на топливе из человеческих тел. Омерзение от всего современного китайского-белорусского-русского. За счёт работы глубокими рептильными реакциями: смерть, изнасилование детей и т.п. — возникают устойчивые нейронные связи неприятия всего русского и образ Путина, Си, Лукашенко как нечеловеческих монстров. И т.п.
Книга выходит прямо перед выборами Президента в России.
Расчленёнка (страны, людей) подаётся как единственный выход. А насилие как инструмент.
Писатель постоянно проживает в Берлине. Средства от продаж поступают ему в Германию и из налогов отправляются на помощь немцев ВСУ.
Издательство придерживается позиции «всем розам цвесть, пока не пришла прокуратура».
Вопрос об изменении поведения на период СВО, ввиду того что страна и народ находятся в сложном периоде и активном внешнем противостоянии, воспринимается верхушкой издательства как пафосный, эмоциональный, ватный, непринятый в кругах русскоговорящей литературной интеллигенции. Слова «Люди сами выберут что читать, а предлагать мы должны всё» звучат как рефрен.
Вспомнила, как великий русский режиссёр и человек, Владимир Меньшов, в 2007 году отказался вручать награду фильму «Сволочи»:
«Меньшов распечатал конверт. Даже с галерки было видно, как разгневался актер: «Я так надеялся, что не этому фильму дадут премию, но всё-таки он победил. Я считаю, что это кино — позорище для нашей страны, пусть награду вручает Памела Андерсон!»
Так вот, мои дорогие коллеги из издательства АСТ:
Я надеюсь, что другие книги будут издаваться в России, а «Наследие» Сорокина пусть канцлер Шольц издаёт!
Сайт Союза писателей России.
У товарища был тот том, точнее, их два, потому что это книга из двух частей, и, если бы не Сорокин, хороший учебник был, пусть и слегка тенденциозный… Дело там не только в чернухе, вдобавок Сорокин ещё и хорошим слогом обладал тогда по крайней мере, это страшнее и обиднее… Это ещё ничего, его романы в ВУЗовскую программу были включены, когда я учился… Надо бы знакомых преподавателей «поспрашать», как говорится, не там ли эти романы и по сей день? Если они там, то о чьих ошибках здесь стоит говорить? А может быть и не стоит, потому что не дай Бог это посчитают покушением на наши основы образования, и, привет, вагон Столыпинский)))
«Значит, хорошие сапоги, надо брать» )))
На «Литресе» новая книга г-на Сорокина отсутствует, но она активно продаётся на других интернет-ресурсах, таких как «Озон», например. Отзывы в основном, положительные. На сайте книжной сети «Читай-город» «Наследие» хвалят просто неистово, настоятельно рекомендуя купить. Либо там «сидят» подсадные утки, либо какие-то дегенераты.