
1613 год. Ласковое бабье лето. Осень ещё не вступила в свои права, но деревья стоят, расписанные её яркими красками. В это время в Астрахани не бывает дождей. Прекрасная пора, когда после палящего летнего зноя над Волгой и степью царит благодатное тепло.
Кремль пасхальным куличом раскинулся на высоком зелёном холме, словно стремясь ввысь. Воистину его красота не земная, а божественная! Башни после набега крымских татар покрыли новыми, островерхими деревянными шатрами, да и над пряслом подновили сожжённую в нескольких местах крышу. Следы от пуль и ядер на стенах замазали глиной и побелили.
Так было всегда. После каждой осады Кремль, точно птица Феникс, возрождался, возвращаясь к мирной жизни.
Рядом, в нескольких десятках шагов, безмятежно плескалась Волга. Свежий арбузный запах воды овевал стены крепости. Если у времени есть запах, то здесь он такой. Таким он был и сто, и двести лет назад, таким и останется до тех пор, пока будет стоять у Волги могучая твердыня.
У недостроенной стены Белого города, что возводилась рядом с Кремлём, показалась казачья конница. Впереди на крупном вороном жеребце ехал высокий, широкоплечий атаман Заруцкий. Из-под шапки, отороченной мехом куницы, выбивался густой чёрный чуб.
На поясе – пищаль1 изысканной работы мастеров Оружейной палаты. Приклад с резными украшениями, а на замке оружия – клеймо мастера, чем атаман очень гордился. Лошадь ухожена: бока и шея лоснятся, грива расчёсана, под седлом – мягкий вальтрап2, кожаная подпруга почти новая. И сверкают на южном солнце ножны турецкой сабли, завоёванной в жестоком бою.
Рядом с атаманом – есаул Григорий. Буланый конь под ним тоже удивительно красив. У есаула кроме пищали и сабли – лук со стрелами. Никто из казаков не мог стрелять лучше него.
Он моложе атамана лет на пять. Лица обоих загорелые и обветренные. У Григория из-под шапки видны кудрявые рыжие волосы.
Меж рядами конницы едет, слегка покачиваясь, рыдван3, запряженный двумя мохнатыми лошадьми. В нём – молодая, хрупкая женщина с тёмно-русыми волосами, которые оттеняют её матово-белую кожу. Её и женщиной-то назвать сложно, потому что напоминала она девочку-подростка. Дальняя дорога утомила путницу. Она дремала, но от лёгкого толчка проснулась и с беспокойством посмотрела на ребёнка. Тот безмятежно посапывал на атласном голубом одеяле. У изголовья – пожилая крупная полька. Тоже с тревогой поглядывает на малыша. Здоров ли? Это его няня – Барбара, милая и добрая. Когда-то Барбара Казановская вырастила и её мать, мать царицы Марины! Мать Марины Мнишек…
«Иезус Мария, спасибо тебе! Не плачет сыночек, всё хорошо», – поблагодарила Марина Божью Мать.
Заприметив непрошенных гостей, в Кремле засуетились. Послышались крики, ругань, бухнул выстрел из пищали. Заруцкий скупо улыбнулся: «Зашевелился курятник!» Все крепостные ворота были заперты. Видно, весть о подходе казачьего войска обогнала походную станицу. Так что двум казакам, которых атаман послал к Никольским воротам, и стучать-то в них не пришлось. Чернобородый стрелец, высунувшись в бойницу, грозно вопросил:
– Чаво надоть? Чаво припёрлися?
– Баско4 гутаришь5, базыга6! Открывай шибче ворота! Царица Московии и всея Руси Марина Юрьевна Мнишек да атаман Заруцкий прибыли! – картинно подбоченясь, ответил казак. – И царевич Иван при них!
– Знамо, слыхивали! Да пошёл бы атаман с мышью энтой да выблядком ейным куды подальше! У нас тута своя власть – воевода Хворостинин!
– У тя, борода, две головы, что ли? За такие воровские слова на кол сядешь! Отворяй ворота!
– Тю, напужал! Дрожу, ажник стена трясётся! Пошли вон отсюда, псы шелудивые!
– Ну, тогда пеняйте на себя, дурачьё астраханское!
Под гогот и забористые шутки стрельцов посланники Заруцкого несолоно хлебавши поскакали к атаману.
Тот, впрочем, иного исхода и не ждал.
– Твари брыдлые7, быдло! – процедил он со злобой и погрозил Кремлю нагайкой. – Не хотите по-хорошему, будет по-плохому! Даст Бог, языки-то вам укоротим. Надо будет – и город спалю! Застонет Астрахань под казачьей рукой! Покорится и присмиреет, не будь я Заруцкий!
1 Пищаль (устар.) – оружие казаков.
2 Вальтрап – подстилка под седлом
3 Рыдван (устар.) – дорожная четырёхместная карета.
4 Баско (каз.) – красиво
5 Гутарить (каз) – говорить
6 Базыга (каз.) – старый хрыч
7 Брыдлый (каз.) – гадкий
Наташа, с интересом жду выхода твоей новой книги. Успехов!
Наталья Ложникова работает сейчас над очень интересным и трогательным, историческим образом Марины Мнишек!
Это очень трудная и кропотливая работа писателя, которая требует углублённого познания и правды характеров героев этой замечательной повести, или даже романа!
Я думаю, что Наташа справится с большим объёмом информации и
облачит её в литературную прозу.
Желаю удачи и вдохновения, в которых так нуждаются современные писатели!
Спасибо Борис Аркадьевич и Галочка за поддержку! Я стараюсь.