
Надежда Жижикина, поэт из 90-х, которая занималась в литературной студии «Тамариск» у поэта Николая Ваганова. Николай Васильевич считал её одной из самых талантливых молодых поэтесс. Время неумолимо. Оно развело наставника и ученицу. И только спустя четверть века Надежда вновь появилась на занятии литературной студии и прочла свои новые стихи. Воистину, лучше поздно, чем никогда! А ведь Николай Ваганов был прав в оценке творчества начинающей поэтессы! Такой вывод я сделал после «воскрешения» Надежды. А как думаете вы, читатели «Родного слова»?
Борис Свердлов,
руководитель литературной студии «Тамариск»
НАДЕЖДА ЖИЖИКИНА
* * *
Как тишина хрустальна… дремлет лес,
и небеса купаются в разливе
спокойных вод.
Ночной туман исчез,
лишь облаков серебряные гривы,
как божьей кисти щедрые мазки
на голубом просторе так близки.
Такая тишь… природа в неге томной.
Не уходи, любви моей огромной
испей глоток, всего один глоток!
И ты сама, любимая, земная –
увидишь, ощутишь пространство Рая…
* * *
Рыжей кошкой Осень
притаилась где-то,
золото подбросив
в изумруды лета…
* * *
Янтарём подкрашены, солнышком напоены
Побережья карие у бездонных омутов.
Как нырну я в омуты, а реснички схлопнутся –
Не позволят выбраться, не дадут опомниться!..
ВОТ И ВСЁ
Вот и всё. Закончилась весна.
Отзвенела, обласкала светом!
Всё сменилось сумасшедшим летом –
Растворилось в лабиринтах сна.
Как теперь обманутой Природе
Вырасти, подняться и взлететь,
Не разбившись о земную твердь
Без любви божественной в полёте?
Как ей жить без лунного тепла,
Без горячих солнечных объятий?
Бездна дней, оставив только память,
Меж ладоней в вечность утекла.
* * *
Безбрежная вселенная видна,
Её познать стремимся мы до дна…
Нам тайны поля, времени, пространства
Покоя не дают. А постоянства
Нет в мире нашем, и разгадка этих тайн
Откроет бездны неизведанную ткань…
* * *
Откликнись дуновением неслышным
Во сне ли, яви… лучиком зари,
Строкой, где аромат цветущей вишни…
Три точки, как надежду, подари…
* * *
Я молчу осторожно,
лишь украдкой слезя…
Доверять тебе можно,
доверяться — нельзя.
ОДИНОЧЕСТВО
Мегаполис кичится и корчится,
что ему до тоски Одиночества?
В круговерти житейских сплетений
мимо люди снуют, словно тени…
ГДЕ ТЫ?
Я держу листок газеты
от десятого числа:
он из августа, из лета.
Ты тогда жива была!
Были встречи и беседы,
телефонные звонки:
«Хочешь — я к тебе приеду?
Вот послушай две строки…»
Позади зимы потери.
Улеглись в душе метели,
март пленяет жизни светом…
Где теперь ты? Где ты, где ты?..
Имя Надежды Жижикиной мне знакомо!
Как хорошо, Надежда, что появилась эта подборка, что Вы снова в творческом строю!
Борис, ты прав, действительно самобытно. И талантливо.
Благодарю Вас, Дина, за добрые слова. Приятно, что Вы меня вспомнили. Я тоже всегда помнила Вас и ту прекрасную атмосферу в студии.
очень слабые стихи- чо же хвалите ее — мне не понятно совсем-анварбек култаев
Если честно — отношение двоякое. Вроде да, а вроде нет.
Что это — четверостишия обо всём?
Где история? Где смысл?
Не могу сказать, что я в восторге.
Извините.
Эти тексты действительно никак не связаны между собой. Это просто несколько небольших лирических стихов. Если бы меня предупредили, что нужна тематическая подборка с историями и прочим, я бы предоставила для публикации совсем другие поэтические тексты и по размерам, и по тематике.
Не обижайтесь, пожалуйста. Я не хотел Вас обидеть. Стихи хорошие, некоторые мне очень понравились, но общее впечатление, увы, чем-то смазалось
Задела «нега томная») В остальном вполне приличные женские стихи. На фоне вездесущего верлибра, засорившего поле русской поэзии, писать оригинальные стихи в силлабо-тонической традиции вообще трудно.
Благодарю Вас, Николай, за поддержку. «Нега томная» меня тоже напрягает — исправлю).
Хорошие стихи, я тоже люблю стихотворные миниатюры. Образно и ёмко.
Меня всегда «напрягает» словосочетание «женские стихи» и ещё такое снисходительное похваливание — ну, молодец, ты же баба, чего с вас взять, стараешься. Сексизм!
Женские и мужские стихи, как правило, легко различить. Никакого сексизма) И никакого снисхождения. Но пол никто не отменял, он проявляется во всём. Мужчины и женщины по-разному смотрят на жизнь и по-разному её воспринимают.
Спасибо, что просветили.)))
Это различается не так, просто есть женская и мужская рифма — определение поэтическое и закреплённое, даже азбучное, но здесь, я смотрю, сидят такие профессионалы, что хотят что-то объяснить общими словами и научить человека тому, чего и сами не знают)
Как в анекдоте: Чукча не читатель, чукча писатель…
Хоть бы интернет глянули что ли, если на ФФЖ не довелось учиться, ну или на студии это проспали…
Речь шла именно о мужской и женской поэзии, а не о рифме.
В самом Вашем комментарии нет ничего обидного. Просто после предыдущих комментариев немного задевает. Я не понимаю, почему все напали на поэтессу. Согласитесь, попадались и послабее стихи на сайте,вне зависимости от пола автора, никто не нападал, все тепло приветствовали…
Вот сколько комментариев, даже позавидовать можно. Стихи должны вызывать реакцию, отклик. Самое страшное это равнодушное молчание.
Странно это. «Напали на поэтессу».Мне кажется, каждый должен выражать своë мнение, а не следовать за конъюнктурой под восторженные (или злые и яростные) крики собравшихся. Ну давайте все будем всех хвалить и восхищаться. У меня вот, как я и говорил выше, двоякое впечатление — стихи, вроде, хорошие, но какие-то бесцветные, что ли.
И да, я сам не великий поэт, скорее даже не особо великий литератор, но могу же я иметь своë мнение?
А поэт — не червонец, чтобы всем нравится, стоит проще относиться к любым оценкам и комментариям.
Не знаю, меня самого это как-то задело… С другой стороны, стихи Надежды Николаевны стали поводом для дискуссии: что такое хорошие стихи или плохие, женские или мужские)…
Да, согласна с Вами. Но тут вряд ли стоит всё возводить в абсолют, как в любом другом виде искусства. Для меня лично хорошая поэзия та, что оставляет место для субъективной интерпретации. И наличие своего стиля. У Надежды это есть.
работать есть над чем, но она, кажется и не против
Ну конечно же я не против! И сама понимаю, что работы впереди ещё очень много. Сердечно благодарю Вас, Ирина, за поддержку. И благодарю всех, кто откликнулся — ваше мнение для меня очень ценно!
На сайте «Стихи.ру» у меня 2 странички под никами «Надежда Клён» и «Ната Зима». Приглашаю всех, кому это интересно.
Надежда Николаевна, обязательно загляну. Работать нам всем приходится много над каждой строкой, ведь стихи — это наши детища, мы в них вкладываем себя, всю душу, жизненный опыт, мастерство. Метафора иногда бывает сложна для понимания, но хорошие стихи сначала чувствуются, потом понимаются.Это говорил Станислав Лем. Я полностью присоединяюсь к мнению Бориса Аркадьевича и Дины — у Вас талант. Удачи и вдохновения!
Большое спасибо Вам, Ирина! Согласна с каждым вашим словом о важности работы над каждой строкой. Вы прекрасно пишете, новых Вам успехов в творчестве!
Я не пытаюсь писать стихи, поскольку Всевышний не дал мне такого таланта. Более того, я даже не пытаюсь встревать в обсуждение того, или иного зарифмованного произведения, поскольку ничего не смыслю в технике стихосложения. Но я всегда считал и считаю, что написанное в рифму произведение должно отображать какое-то событие о котором хотел поведать автор. И вот сейчас я читаю:
Как теперь обманутой Природе
Вырасти, подняться и взлететь,
Не разбившись о земную твердь
Без любви божественной в полёте?
Как ей жить без лунного тепла,
Без горячих солнечных объятий?
Еще с детских лет я знаю, что лето наступающее после весны, всегда жарче чем весной, и вся природа именно летом растёт, поднимается, взлетает. Одним словом, лето и есть тот самый период года, когда она благоухает и развивается во всех отношениях. Поэтому мне не совсем понятен замысел автора, который лето записал в некое пагубное явление для природы.
Если я, вдруг сподоблюсь в своём прозаическом произведении написать что-нибудь подобное, так ведь читатели засмеют же меня, и обвинят в отрыве от реальной жизни.
А написать сей комментарий я решился после того, как обратил внимание на то, что на горизонте сетевой тролль нарисовался. Сомневаюсь, что он реально тот человек кем обозначился в своём комментарии. Решил прочитать, чтобы понять о чём весь этот сыр — бор. Прочитал, и высказал своё личное мнение, которое может отличаться от мнения профессионалов поэтического жанра.
От тролля слышу))
Ирина, судя по всему, настоящих троллей вы еще не встречали на своём литературном поприще. А это такая публика, что с ней в дебаты лучше не вступать. Одному такому троллю, которого таки удалось вычислить, я целый рассказ посвятил, но только не на «Родном слове» он опубликован. И называется он «Вертухай». Там, кстати, весьма любопытные комментарии есть, и их настолько много, чего на «Родном слове» никогда не увидишь.
Что же касаемо данного стихотворения, своё, сугубо личное мнение я высказал, не прячась под вымышленным ником.
Очень хотелось бы, чтобы мои нетленки тоже подвергались подобному тщательному разбору. Но, увы и ах. Вполне возможно, что астраханские поэты их вообще не читают?
Байку одну слышал от метра литературы профессора филологии Леонова. Мол есть в Переделкино протоптанные дорожки по которым ходят поэты и прозаики. И что ведь интересно, они нигде не пересекаются. Так и у нас получается — поэты живут своей, поэтической жизнью, а прозаики — прозаической. Лично я один из таких прозаиков, который за последние пять лет ни разу не запостился в произведениях астраханских поэтов. Почему именно так, а не иначе, объяснил в своём предыдущем комментарии.
Спасибо за отзыв, Анатолий Яковлевич. Вы верно шутите? Как можно не понять, что «Вот и всё» — аллегорическое произведение? И кстати, в первоначальном варианте стиха лето любви для женщины-Природы не наступило вовсе (в отличии от календарного лета, оно-то пришло вовремя)). В связи с чем влюблённая женщина-Природа сильно переживает и мучается. И её можно понять.) Вот этот фрагмент:
Вот и всё. Закончилась весна.
Отзвенела, отласкала светом!
Не сменилась сумасшедшим летом –
Растворилась в лабиринтах сна.
Надежда Николаевна, всё дело наверно в том, что аллегории допустимы в поэтических произведениях, в прозе такое встречается намного реже. На первый план зачастую выступает недосказанность дающая возможность читателю самому выстраивать ход дальнейших событий.
Извините, если вас чём-то обидел. Зато какое бурное обсуждение получилось, что для данного сайта большая редкость.
Вдогонку у сказанному. Как прозаик в стихотворении я увидел именно то, о чём в нем конкретно написано. А именно о природе, а не о женщине. Сложно быть читателем, угадывающим авторский замысел, если то, о чем он пишет, знает только он один. Вполне возможно причина кроется как раз в названии произведения, которое «закамуфлировало» его суть. Такое частенько бывает. Порой читаешь отличные стихи про женскую фигуру, а в итоге оказывается, что автор подразумевал берёзу.
Это всё особенности вашего восприятия, Анатолий Яковлевич. На что же мне обижаться?) Из десятков моих читателей в интернете и в яви только Вы поняли текст буквально. Доброго Вам здоровья и новых успехов на литературном поприще!
Мне нравится, что так много комментариев, так много неравнодушных людей, интересно читать. Обычно от коллег-литераторов не особо много слов бывает))
Зря Вы так, Анатолий Яковлевич. Отсутствие комментов — это не тишина, это многозначительное молчание. Кто-то размышляет, кто-то анализирует своë, кто-то плюëтся и думает — я тоже так мог бы. Я не один раз хотел написать комментарий, но понимаю — нечего мне сказать, нет у меня опыта такого, не могу я судить и оценивать. Будь я хоть на милионную долю так же компетентен, как Вы в данном вопросе, может и высказался бы.
Сергей, у любого человека есть что вспомнить и рассказать. Порой именно комментарий становится неким сюжетом нового произведения. Убеждался в этом не единожды.
Надежа, у Вас хорошие стихи, О Ч Е Н Ь емкое, красивое четверостишие, которое равняется одной мысли, что первый признак профессионала, а главное, вы очень отлично владеете инверсией — это вообще не каждому дано, о других выразительных средствах… Они есть, и всё на своём месте…
У нас есть товарищи, которые десяток лет на студию отходили, а то и больше, некоторые из них даже в Союз вступили, но так не могут (И, думаю, не смогут никогда, рифму освоили, ну да и будет с них) Многие из комментаторов первый раз в жизни после Маяковского Цезуру видят (как и другие приёмы переноса, игры с ударением и тд), скорее всего, вот и пугаются… Не знают, что это… А уж как этим пользоваться, у-у-у-у, дебри…)))
Не слушайте никого, и меня не слушайте, просто пишите новые стихи, Вы — отличная поэтесса, давно состоявшаяся, Вам есть что сказать, а главное, сказать элегантно и проникновенно, как редко кто может.
Вы очень достойная ученица своего учителя и, думаю, даже в некоторых моментах его превзошедшая, хотя может мне попадались не такие яркие стихи Николая Васильевича, да и знал я его совсем недолго, год всего…
Спасибо Вам огромное за Талант и за желание поделиться.
С теплом в сердце…
Это Вам, дорогой Павел, спасибо огромное за такую потрясающую характеристику моего творчества, за тёплые слова и пожелания — просто крылья за спиной выросли! Новые стихи появятся, надеюсь, ведь я снова в поэтической студии «Тамариск». Николай Васильевич Ваганов был хорошим поэтом, настоящим. Особенно мне нравятся его ранние стихи. Я благодарна ему и Борису Аркадьевичу Свердлову (который тоже вёл в то время некоторые занятия в студии) за полученные бесценные знания по теории стихосложения, конкретные советы и многое другое. И даже редкие беседы со Щербаковым Юрием Николаевичем и Диной Немировской вне студии помогли мне и запомнились на всю жизнь. Спасибо вам, мои первые учителя!
Я сейчас читаю «Юность», фрагмент из повести — вашу публикацию на проза.ру. Профессионально, интересно и увлекательно Вы пишете, трудно остановиться, хочется узнать — что дальше? Добра и счастья Вам, Павел, здоровья крепкого и новых блестящих успехов в творчестве!
https://souzpisatel.ru/pavel-dyomin-yunost-povest
Надежда Николаевна! Вот она, повесть, вся, опубликованная здесь чуть позже, и шрифт здесь намного удобней. (Если конечно Юрий Николаевич не сотрёт ссылку, ибо это уже обсуждения стихов не касается, но будем надеется).
Хорошая повесть, Солнечная и немного грустная. Думаю, Вам понравится.
надеться*
Спасибо большое, Павел, ссылка открылась — буду читать. Нравится образ главного героя повести, так хочется, чтобы у него всё сложилось хорошо в жизни! И текст живой, я будто фильм смотрю.
А мне нравятся стихи. Поднимают над повседневностью, серыми буднями…. «Нега томная» восходит к сентиментальной традиции. Стихи поэта Жижикиной вдохновляют и заряжают на позитив.
Большое спасибо, Вам, Маргарита! Рада, что понравились. Про «негу томную». Сколько экспертов, столько и мнений конечно. А я решила просто написать другое продолжение к первому четверостишию. Если хорошо получится, будут жить оба варианта.
С теплом —
Взаимно, Надежда Николаевна, буду ждать Ваши стихи на сайте «Родное слово».
Спасибо Борису Аркадьевичу Свердлову — он поспособствовал появлению этой подборки в газете «Родное слово». Я тоже надеюсь, что это не последняя моя публикация здесь. А почитать моё можно на сайте Стихи.ру: у меня две странички под никами «Надежда Клён» и «Ната Зима» — приглашаю!
Всех Вам благ, Маргарита, успехов в творчестве и в жизни!
Спасибо, Надежда Николаевна, с удовольствием подпишусь!