Надежда Жижикина. Стихотворения.

Надежда Жижикина, поэт из 90-х, которая занималась в литературной студии «Тамариск» у поэта Николая Ваганова.  Николай Васильевич считал её одной из самых талантливых молодых поэтесс. Время неумолимо. Оно развело наставника и ученицу. И только спустя четверть века Надежда вновь появилась на занятии литературной студии и прочла свои новые стихи. Воистину, лучше поздно, чем никогда! А ведь Николай Ваганов был прав в оценке творчества начинающей поэтессы! Такой вывод я сделал после «воскрешения» Надежды. А как думаете вы, читатели «Родного слова»?

Борис Свердлов,

руководитель литературной студии «Тамариск»

НАДЕЖДА ЖИЖИКИНА

* * *

Как тишина хрустальна… дремлет лес,

и небеса купаются в разливе

спокойных вод.

Ночной туман исчез,

лишь облаков серебряные гривы,

как божьей кисти щедрые мазки

на голубом просторе так близки.

Такая тишь… природа в неге томной.

Не уходи, любви моей огромной

испей глоток, всего один глоток!

И ты сама, любимая, земная –

увидишь, ощутишь пространство Рая…

* * *

Рыжей кошкой Осень

притаилась где-то,

золото подбросив

в изумруды лета…

* * *

Янтарём подкрашены, солнышком напоены

Побережья карие у бездонных омутов.

Как нырну я в омуты, а реснички схлопнутся –

Не позволят выбраться, не дадут опомниться!..

ВОТ И ВСЁ

    Вот и всё. Закончилась весна.

    Отзвенела, обласкала светом!

    Всё сменилось сумасшедшим летом –

    Растворилось в лабиринтах сна.

    Как теперь обманутой Природе

    Вырасти, подняться и взлететь,

    Не разбившись о земную твердь

    Без любви божественной в полёте?

    Как ей жить без лунного тепла,

    Без горячих солнечных объятий?

    Бездна дней, оставив только память,

    Меж ладоней в вечность утекла.

* * *

Безбрежная вселенная видна,

Её познать стремимся мы до дна…

Нам тайны поля, времени, пространства

Покоя не дают. А постоянства

Нет в мире нашем, и разгадка этих тайн

Откроет бездны неизведанную ткань…

* * *

Откликнись дуновением неслышным

Во сне ли, яви… лучиком зари,

Строкой, где аромат цветущей вишни…

Три точки, как надежду, подари…

* * *

Я молчу осторожно,

лишь украдкой слезя…

Доверять тебе можно,

доверяться — нельзя.

ОДИНОЧЕСТВО

Мегаполис кичится и корчится,

что ему до тоски Одиночества?

В круговерти житейских сплетений

мимо люди снуют, словно тени…

ГДЕ ТЫ?

Я держу листок газеты

от десятого числа:

он из августа, из лета.

Ты тогда жива была!

Были встречи и беседы,

телефонные звонки:

«Хочешь — я к тебе приеду?

Вот послушай две строки…»

Позади зимы потери.

Улеглись в душе метели,

март пленяет жизни светом…

Где теперь ты? Где ты, где ты?..

Поделиться:


Надежда Жижикина. Стихотворения.: 43 комментария

  1. Имя Надежды Жижикиной мне знакомо!
    Как хорошо, Надежда, что появилась эта подборка, что Вы снова в творческом строю!
    Борис, ты прав, действительно самобытно. И талантливо.

    • Благодарю Вас, Дина, за добрые слова. Приятно, что Вы меня вспомнили. Я тоже всегда помнила Вас и ту прекрасную атмосферу в студии.

  2. очень слабые стихи- чо же хвалите ее — мне не понятно совсем-анварбек култаев

  3. Если честно — отношение двоякое. Вроде да, а вроде нет.
    Что это — четверостишия обо всём?
    Где история? Где смысл?
    Не могу сказать, что я в восторге.
    Извините.

    • Эти тексты действительно никак не связаны между собой. Это просто несколько небольших лирических стихов. Если бы меня предупредили, что нужна тематическая подборка с историями и прочим, я бы предоставила для публикации совсем другие поэтические тексты и по размерам, и по тематике.

      • Не обижайтесь, пожалуйста. Я не хотел Вас обидеть. Стихи хорошие, некоторые мне очень понравились, но общее впечатление, увы, чем-то смазалось

  4. Задела «нега томная») В остальном вполне приличные женские стихи. На фоне вездесущего верлибра, засорившего поле русской поэзии, писать оригинальные стихи в силлабо-тонической традиции вообще трудно.

  5. Благодарю Вас, Николай, за поддержку. «Нега томная» меня тоже напрягает — исправлю).

  6. Хорошие стихи, я тоже люблю стихотворные миниатюры. Образно и ёмко.

  7. Меня всегда «напрягает» словосочетание «женские стихи» и ещё такое снисходительное похваливание — ну, молодец, ты же баба, чего с вас взять, стараешься. Сексизм!

  8. Женские и мужские стихи, как правило, легко различить. Никакого сексизма) И никакого снисхождения. Но пол никто не отменял, он проявляется во всём. Мужчины и женщины по-разному смотрят на жизнь и по-разному её воспринимают.

    • Это различается не так, просто есть женская и мужская рифма — определение поэтическое и закреплённое, даже азбучное, но здесь, я смотрю, сидят такие профессионалы, что хотят что-то объяснить общими словами и научить человека тому, чего и сами не знают)
      Как в анекдоте: Чукча не читатель, чукча писатель…
      Хоть бы интернет глянули что ли, если на ФФЖ не довелось учиться, ну или на студии это проспали…

  9. В самом Вашем комментарии нет ничего обидного. Просто после предыдущих комментариев немного задевает. Я не понимаю, почему все напали на поэтессу. Согласитесь, попадались и послабее стихи на сайте,вне зависимости от пола автора, никто не нападал, все тепло приветствовали…

    • Вот сколько комментариев, даже позавидовать можно. Стихи должны вызывать реакцию, отклик. Самое страшное это равнодушное молчание.

  10. Странно это. «Напали на поэтессу».Мне кажется, каждый должен выражать своë мнение, а не следовать за конъюнктурой под восторженные (или злые и яростные) крики собравшихся. Ну давайте все будем всех хвалить и восхищаться. У меня вот, как я и говорил выше, двоякое впечатление — стихи, вроде, хорошие, но какие-то бесцветные, что ли.
    И да, я сам не великий поэт, скорее даже не особо великий литератор, но могу же я иметь своë мнение?
    А поэт — не червонец, чтобы всем нравится, стоит проще относиться к любым оценкам и комментариям.

  11. Не знаю, меня самого это как-то задело… С другой стороны, стихи Надежды Николаевны стали поводом для дискуссии: что такое хорошие стихи или плохие, женские или мужские)…

  12. Да, согласна с Вами. Но тут вряд ли стоит всё возводить в абсолют, как в любом другом виде искусства. Для меня лично хорошая поэзия та, что оставляет место для субъективной интерпретации. И наличие своего стиля. У Надежды это есть.

  13. Ну конечно же я не против! И сама понимаю, что работы впереди ещё очень много. Сердечно благодарю Вас, Ирина, за поддержку. И благодарю всех, кто откликнулся — ваше мнение для меня очень ценно!
    На сайте «Стихи.ру» у меня 2 странички под никами «Надежда Клён» и «Ната Зима». Приглашаю всех, кому это интересно.

    • Надежда Николаевна, обязательно загляну. Работать нам всем приходится много над каждой строкой, ведь стихи — это наши детища, мы в них вкладываем себя, всю душу, жизненный опыт, мастерство. Метафора иногда бывает сложна для понимания, но хорошие стихи сначала чувствуются, потом понимаются.Это говорил Станислав Лем. Я полностью присоединяюсь к мнению Бориса Аркадьевича и Дины — у Вас талант. Удачи и вдохновения!

      • Большое спасибо Вам, Ирина! Согласна с каждым вашим словом о важности работы над каждой строкой. Вы прекрасно пишете, новых Вам успехов в творчестве!

  14. Я не пытаюсь писать стихи, поскольку Всевышний не дал мне такого таланта. Более того, я даже не пытаюсь встревать в обсуждение того, или иного зарифмованного произведения, поскольку ничего не смыслю в технике стихосложения. Но я всегда считал и считаю, что написанное в рифму произведение должно отображать какое-то событие о котором хотел поведать автор. И вот сейчас я читаю:

    Как теперь обманутой Природе

    Вырасти, подняться и взлететь,

    Не разбившись о земную твердь

    Без любви божественной в полёте?

    Как ей жить без лунного тепла,

    Без горячих солнечных объятий?

    Еще с детских лет я знаю, что лето наступающее после весны, всегда жарче чем весной, и вся природа именно летом растёт, поднимается, взлетает. Одним словом, лето и есть тот самый период года, когда она благоухает и развивается во всех отношениях. Поэтому мне не совсем понятен замысел автора, который лето записал в некое пагубное явление для природы.
    Если я, вдруг сподоблюсь в своём прозаическом произведении написать что-нибудь подобное, так ведь читатели засмеют же меня, и обвинят в отрыве от реальной жизни.
    А написать сей комментарий я решился после того, как обратил внимание на то, что на горизонте сетевой тролль нарисовался. Сомневаюсь, что он реально тот человек кем обозначился в своём комментарии. Решил прочитать, чтобы понять о чём весь этот сыр — бор. Прочитал, и высказал своё личное мнение, которое может отличаться от мнения профессионалов поэтического жанра.

      • Ирина, судя по всему, настоящих троллей вы еще не встречали на своём литературном поприще. А это такая публика, что с ней в дебаты лучше не вступать. Одному такому троллю, которого таки удалось вычислить, я целый рассказ посвятил, но только не на «Родном слове» он опубликован. И называется он «Вертухай». Там, кстати, весьма любопытные комментарии есть, и их настолько много, чего на «Родном слове» никогда не увидишь.
        Что же касаемо данного стихотворения, своё, сугубо личное мнение я высказал, не прячась под вымышленным ником.
        Очень хотелось бы, чтобы мои нетленки тоже подвергались подобному тщательному разбору. Но, увы и ах. Вполне возможно, что астраханские поэты их вообще не читают?
        Байку одну слышал от метра литературы профессора филологии Леонова. Мол есть в Переделкино протоптанные дорожки по которым ходят поэты и прозаики. И что ведь интересно, они нигде не пересекаются. Так и у нас получается — поэты живут своей, поэтической жизнью, а прозаики — прозаической. Лично я один из таких прозаиков, который за последние пять лет ни разу не запостился в произведениях астраханских поэтов. Почему именно так, а не иначе, объяснил в своём предыдущем комментарии.

    • Спасибо за отзыв, Анатолий Яковлевич. Вы верно шутите? Как можно не понять, что «Вот и всё» — аллегорическое произведение? И кстати, в первоначальном варианте стиха лето любви для женщины-Природы не наступило вовсе (в отличии от календарного лета, оно-то пришло вовремя)). В связи с чем влюблённая женщина-Природа сильно переживает и мучается. И её можно понять.) Вот этот фрагмент:
      Вот и всё. Закончилась весна.
      Отзвенела, отласкала светом!
      Не сменилась сумасшедшим летом –
      Растворилась в лабиринтах сна.

      • Надежда Николаевна, всё дело наверно в том, что аллегории допустимы в поэтических произведениях, в прозе такое встречается намного реже. На первый план зачастую выступает недосказанность дающая возможность читателю самому выстраивать ход дальнейших событий.
        Извините, если вас чём-то обидел. Зато какое бурное обсуждение получилось, что для данного сайта большая редкость.

        • Вдогонку у сказанному. Как прозаик в стихотворении я увидел именно то, о чём в нем конкретно написано. А именно о природе, а не о женщине. Сложно быть читателем, угадывающим авторский замысел, если то, о чем он пишет, знает только он один. Вполне возможно причина кроется как раз в названии произведения, которое «закамуфлировало» его суть. Такое частенько бывает. Порой читаешь отличные стихи про женскую фигуру, а в итоге оказывается, что автор подразумевал берёзу.

          • Это всё особенности вашего восприятия, Анатолий Яковлевич. На что же мне обижаться?) Из десятков моих читателей в интернете и в яви только Вы поняли текст буквально. Доброго Вам здоровья и новых успехов на литературном поприще!

  15. Мне нравится, что так много комментариев, так много неравнодушных людей, интересно читать. Обычно от коллег-литераторов не особо много слов бывает))

  16. Зря Вы так, Анатолий Яковлевич. Отсутствие комментов — это не тишина, это многозначительное молчание. Кто-то размышляет, кто-то анализирует своë, кто-то плюëтся и думает — я тоже так мог бы. Я не один раз хотел написать комментарий, но понимаю — нечего мне сказать, нет у меня опыта такого, не могу я судить и оценивать. Будь я хоть на милионную долю так же компетентен, как Вы в данном вопросе, может и высказался бы.

    • Сергей, у любого человека есть что вспомнить и рассказать. Порой именно комментарий становится неким сюжетом нового произведения. Убеждался в этом не единожды.

  17. Надежа, у Вас хорошие стихи, О Ч Е Н Ь емкое, красивое четверостишие, которое равняется одной мысли, что первый признак профессионала, а главное, вы очень отлично владеете инверсией — это вообще не каждому дано, о других выразительных средствах… Они есть, и всё на своём месте…
    У нас есть товарищи, которые десяток лет на студию отходили, а то и больше, некоторые из них даже в Союз вступили, но так не могут (И, думаю, не смогут никогда, рифму освоили, ну да и будет с них) Многие из комментаторов первый раз в жизни после Маяковского Цезуру видят (как и другие приёмы переноса, игры с ударением и тд), скорее всего, вот и пугаются… Не знают, что это… А уж как этим пользоваться, у-у-у-у, дебри…)))
    Не слушайте никого, и меня не слушайте, просто пишите новые стихи, Вы — отличная поэтесса, давно состоявшаяся, Вам есть что сказать, а главное, сказать элегантно и проникновенно, как редко кто может.
    Вы очень достойная ученица своего учителя и, думаю, даже в некоторых моментах его превзошедшая, хотя может мне попадались не такие яркие стихи Николая Васильевича, да и знал я его совсем недолго, год всего…
    Спасибо Вам огромное за Талант и за желание поделиться.
    С теплом в сердце…

  18. Это Вам, дорогой Павел, спасибо огромное за такую потрясающую характеристику моего творчества, за тёплые слова и пожелания — просто крылья за спиной выросли! Новые стихи появятся, надеюсь, ведь я снова в поэтической студии «Тамариск». Николай Васильевич Ваганов был хорошим поэтом, настоящим. Особенно мне нравятся его ранние стихи. Я благодарна ему и Борису Аркадьевичу Свердлову (который тоже вёл в то время некоторые занятия в студии) за полученные бесценные знания по теории стихосложения, конкретные советы и многое другое. И даже редкие беседы со Щербаковым Юрием Николаевичем и Диной Немировской вне студии помогли мне и запомнились на всю жизнь. Спасибо вам, мои первые учителя!
    Я сейчас читаю «Юность», фрагмент из повести — вашу публикацию на проза.ру. Профессионально, интересно и увлекательно Вы пишете, трудно остановиться, хочется узнать — что дальше? Добра и счастья Вам, Павел, здоровья крепкого и новых блестящих успехов в творчестве!

    • https://souzpisatel.ru/pavel-dyomin-yunost-povest

      Надежда Николаевна! Вот она, повесть, вся, опубликованная здесь чуть позже, и шрифт здесь намного удобней. (Если конечно Юрий Николаевич не сотрёт ссылку, ибо это уже обсуждения стихов не касается, но будем надеется).
      Хорошая повесть, Солнечная и немного грустная. Думаю, Вам понравится.

        • Спасибо большое, Павел, ссылка открылась — буду читать. Нравится образ главного героя повести, так хочется, чтобы у него всё сложилось хорошо в жизни! И текст живой, я будто фильм смотрю.

  19. А мне нравятся стихи. Поднимают над повседневностью, серыми буднями…. «Нега томная» восходит к сентиментальной традиции. Стихи поэта Жижикиной вдохновляют и заряжают на позитив.

    • Большое спасибо, Вам, Маргарита! Рада, что понравились. Про «негу томную». Сколько экспертов, столько и мнений конечно. А я решила просто написать другое продолжение к первому четверостишию. Если хорошо получится, будут жить оба варианта.
      С теплом —

      • Взаимно, Надежда Николаевна, буду ждать Ваши стихи на сайте «Родное слово».

        • Спасибо Борису Аркадьевичу Свердлову — он поспособствовал появлению этой подборки в газете «Родное слово». Я тоже надеюсь, что это не последняя моя публикация здесь. А почитать моё можно на сайте Стихи.ру: у меня две странички под никами «Надежда Клён» и «Ната Зима» — приглашаю!
          Всех Вам благ, Маргарита, успехов в творчестве и в жизни!

          • Спасибо, Надежда Николаевна, с удовольствием подпишусь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *