Марина Паренская. Кто готов стать белой вороной?

Областная научная библиотека им. Крупской затеяла большой проект «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово», взяв в качестве названия слова великой русской поэтессы. Эти пронзительные строки Анна Ахматова написала в годы Великой Отечественной войны. Продолжение этих строк звучит так: «Свободным и чистым тебя пронесём, и внукам дадим, и от плена спасём». И, кажется, сегодня пришло время спасать.

От засилья иностранных слов. От матерщины. Особенно от матерщины, для которой придуманы «приличные» определения — её называют нецензурной или обсценной лексикой, и это похоже на милые уступки её наглому проникновению в наш прекрасный, волшебный, удивительный язык. Как будто, спрятавшись за этими определениями, матерщина становится не такой страшной, не такой опасной. Но она опаснее, чем можно себе представить. Потому что разрушает духовное, нравственное здоровье людей. Святые отцы об этом знают. Уязвимыми становятся не просто люди – народ, для которого язык – не абстрактное богатство, а символ идентичности, культурный код.

В Древнем Китае говорили: «Хочешь завоевать чужую страну – разрушь в ней культуру».

Что же мы сами с такой готовностью в этом участвуем? Кого убеждаем, что без мата в ряде случае просто не обойтись, и всё расширяем и расширяем этот ряд?

Сегодня молодые люди разговаривают матом. Когда, на каком этапе их перестали бить по губам за бранные слова? Когда перестали объяснять, что это плохо, гадко, недопустимо?

Каждый раз, когда в транспорте я слышу такую речь, то говорю молодым людям: «Вы здесь не одни. Мне не нравится это слушать». Ни разу не было, чтобы они не извинились или, не обратив внимания, продолжили материться. Но у меня вопрос к взрослым, умным, порядочным людям: «А вас устраивает, когда рядом с вами матерятся? Если нет, почему вы молчите?»

Подростки всегда кому-то подражают. Если в семье допускают грязные слова, зачем искать виновных на стороне? А если эти слова дети приносят в семью с улицы, то именно семья должна противостоять этому и объяснять подросткам, что это недопустимо, отвратительно, вредно.

К сожалению, интернет и телевизор нам никак не в помощь. Книги воспринимают как нечто устаревшее. Государство, спохватившись, начало навёрстывать упущенное: в ноябре прошлого года Президент подписал Указ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где идёт речь в том числе о защите и поддержке русского языка. А 16 февраля Госдума приняла закон, который предполагает «недопустимость использования иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке». То, что внимание к языку появилось на самом высоком уровне, конечно, радует. Но пока непонятно, как всё это будет работать в реальной жизни, где мат всё активнее становится средством общения.

За первым «круглым столом» библиотечного проекта обсуждали острейшую проблему современности: сквернословие. Не могу не отметить общую растерянность от непонимания, как можно решить эту проблему. Хотя один из выступавших, руководитель областной общественной организации по патриотическому, правовому и физическому развитию молодёжи Александр Даиров поделился опытом: участники поисковых вахт вынуждены соблюдать определённые правила, в том числе запрет материться. Если такое происходит, они несут наказание: девочкам надо отжаться 30, парням – 50 раз. К концу вахты все участники накачивают мышцы и отвыкают от мата.

Простое решение, когда репрессивные меры идут только на пользу. Но, может быть, только потому, что и сам Даиров не ругается. Воспринимают, как известно, не слова, а личные примеры.

Положа руку на сердце, кто из нас сможет стать таким же примером для своих детей, внуков, их друзей?

То-то и оно.

Быть белой вороной—это всегда вопрос убеждений.

Поделиться:


Марина Паренская. Кто готов стать белой вороной?: 2 комментария

  1. К сожалению, самый простой и в то же время самый эффективный способ убеждения — понимание неотвратимости наказания. Ещё не так давно в местах лишения свободы заключённые практически не ругались матом. Не потому, что законом запрещалось. Просто по криминальным «понятиям» слова воспринимались буквально. К примеру, если при тебе сказали «… твою мать!», это означает, что собеседник именно это и делал. Если ты хоть немного уважаешь свою маму — должен физически жёстко наказать оппонента. Желательно зарезать. Иначе теряешь уважение в среде арестантов, понижаешься в социальном статусе со всеми вытекающими последствиями. Послали тебя на три буквы — значит, назвали педерастом. Опять надо резать сквернослова. В противном случае получается, что согласен. Ложись на кровать в самом грязном углу, мой туалеты, работай золотарём, ешь из дырявой ложки и т.д. В общем, не хочешь быть жестоко избитым до инвалидности, может быть, убитым — не сквернословь, следи за своей речью. И ведь работало до определённых времён, пока западная «культура» не стала проникать даже в места, не столь отдалённые.

  2. Как слово наше отзовется… Это ведь и об этом.
    Я после круглого стола разговаривала с двумя журналистами. Разговор зашел о мате. Они ничего ужасного в этом не видят. Говорят: зато доходчиво.
    Вот когда ничего плохого не видят — это самое ужасное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *