К 80-летию Великой Победы. Татьяна Рыжикова. Мои родители.

Железная дорога, которую проспала немецкая разведка, спасла Сталинград, Кавказ, всё Поволжье и помогла в общей победе над фашистской Германией. На строительстве и восстановлении этой железной дороги работали мои родители. Отец мой работал с 1941 года по 1946 год. А мама с 1942 по 1946 год. В кратчайший срок были открыты железнодорожные линии Сталинград-Владимировка-Баскунчак и Астрахань-Кизляр, которые впоследствии сыграли важную роль в снабжении войск на Сталинградском направлении. В конце 1941 года строительство первой очереди дороги смогли завершить. Этот труд был неимоверно труден, как и вся работа по строительству железной дороги и её восстановлению во время бомбёжек немецкой авиацией.

МОИ РОДИТЕЛИ: КОШЕЛЕВ ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1914 – 1991), КОШЕЛЕВА (В ДЕЧЕСТВЕ МАРЧЕВА) МАРИЯ МИХАЙЛОВНА (1918 – 1993).

Начальником Сталинградской железной дороги в то время был Воевудский. Он телеграфировал наркому путей сообщения: ”Пробный поезд N942 весом 520 тонн, паровоз серии III 3542 отправился 27 декабря со станции Паромная в 17 часов 30 минут и 28 декабря благополучно прибыл на станцию Ахтуба Рязано-Уральской железной дороги в 1 час 45 минут “. После этого дорога была сдана в эксплуатацию. Но не было телефонной связи, водоснабжения, станционных служебных помещений. Всё это предстояло сделать. Когда строилась железная дорога Астрахань – Кизляр, то велись работы по строительству и от Астрахани навстречу, чтобы скорее закончить строительство железной дороги. Нужно было доставлять грузы в Сталинград, а в Астрахани скопилось большое количество вагонов, которые пришлось выводить на трамвайные пути. Немецкие бомбардировщики мешали доставке грузов в Сталинград. Ещё немцы постоянно забрасывали в степь диверсионные отряды для подрыва составов с боевой техникой и срыва строительства железной дороги.

После того, как в воскресенье 22 июня 1941 года по радио выступил нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов, в стране была объявлена всеобщая мобилизация граждан 1905 года по 1918 годы. Сталин подписал суровый приказ N 227, что “каждую позицию”, “каждый клочок советской земли“ надо защищать “до последней капли крови“.

До начала войны численность железнодорожных войск составляла около 100 тысяч военнослужащих. С началом войны весь личный состав железнодорожных бригад был занят на работах по реконструкции и строительству железных дорог на западных границах, а в местах расположения частей-формирователей остались лишь небольшие, главным образом хозяйственные подразделения. Поэтому большая часть личного состава и техника были потеряны из-за быстрого продвижения фронта на восток. Ещё врагу оказались оставлены тысячи километров не разрушенных железных дорог. Врагом было угнано большое количество подвижного состава: вагонов, паровозов. Много немецкие самолёты повредили бомбёжкой железнодорожных путей, вагонов, паровозов, грузов в вагонах и людей. Срочно нужны были железнодорожники и техника железнодорожная. К осени 1941 года было набрано 160 тысяч человек для работы на железной дороге. Они оборонялись, строили, ремонтировали. Срочно нужно было ремонтировать взорванные рельсы, мосты, станционные постройки. Планы фашистов были сорваны упорным сопротивлением врагам советских граждан. Было создано при Народном Комиссариате Путей Сообщения Строительство N 8, которое организовало строительство и ремонт железных дорог. Враг бомбил постоянно. Степь на протяжении от Палласовки до Астрахани превратилось в огромное кладбище поездов. Только на станцию Баскунчак в течение октября 1942 года фашисты сбросили 1374 авиабомбы разных калибров. Пока разбомбленные рельсы восстанавливали, за семафором стояли вагоны с красноармейцами, которых везли на фронт. Они также подвергались обстрелам и бомбёжкам. Поэтому рабочие старались как можно скорее отремонтировать повреждённые рельсы. Надо сначала разобрать непригодные уже шпалы и рельсы и установить новые. И все это вручную. Работали день и ночь без сна и отдыха, падали от усталости, а иногда от пуль или осколков, потому что немецкие бомбардировщики прилетали и бомбили. Искорёженные рельсы и шпалы таскали вручную, потому что больше нечем было.

Весь личный состав спецформирований НКПС N 8 был переведён на положение состоящих в рядах Красной Армии. Они считались железнодорожниками и бойцами Красной Армии. Мой отец Кошелев Григорий Васильевич был переведён Наримановским районным Военкоматом с 20 февраля 1942 года на Строительство N 8 НКПС на 1-й Строительный участок. Продвигался фронт, и Стр-во N 8 двигалось вслед за ним, восстанавливая разбомбленные железнодорожные пути, вокзальные и пристанционные постройки, а также мосты и переправы, чтобы поезда могли попасть на фронт. В состав поезда включались санитарные вагоны, которые собирали раненых и доставляли их в госпитали. Рабочим вместе с санитарами часто приходилось собирать и нести в вагоны раненых, чтобы скорее оказать им помощь и спасти их жизнь.

Когда восстановительный поезд строительства N 8 НКПС уезжал из Астрахани в 1942 году, чтобы восстанавливать пути, мой папа пришёл к своей невесте Марчевой Марии Михайловне, с которой они собирались пожениться, и сказал: “Завтра в пять утра нас отправляют дальше”. Мария собрала сумку с вещами своими и поехала с ним вместе. Это была наша мама. Демобилизовали их в 1946 году. Тромбофлебит, который отец заработал в этом тяжком труде ради победы над врагом, дал о себе знать уже в мирной жизни. А потом, когда он работал на рыбозаводе имени Красина, получил травму: на ногу ему уронили бревно во время погрузки, отчего открылась рана на ноге. Он стал инвалидом 2-й группы. Потом ногу совсем ампутировали. Грыжи, заработанные от тяжёлого физического труда на войне и после войны, дали о себе знать и укоротили его жизнь. У него были сильные боли, но он никогда не жаловался. Был трудолюбив, добр, не пил алкоголь, был честным и совестливым человеком, хорошим семьянином.

Во время войны у моих родителей родилась дочь Людмила, но в возрасте один год и четыре месяца умерла от отита из-за отсутствия лекарств, плохого питания. В 1945 году осенью родился сын Виктор, с которым они вернулись в Астрахань в 1946 году.

Девочка первая их умерла и похоронена под Одессой, когда они там работали на восстановлении какого-то завода. По мере их продвижения за фронтом часто менялись поезда и вагоны, в которых они находились, потому что поезда часто подвергались бомбёжке с воздуха фашистами. Менялись тепловозы, вагоны, попутчики, санитарные вагоны, которые прицепляли к тому же поезду, в котором они были.

В Астрахани родители построили камышитовый маленький домик, в котором ещё родился у них сын Алексей и я. В этом домике они прожили до последних своих дней.

Папа был награждён медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы”.

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *