Игорь Братченко. «Танец с тенью». Эссе.

 Ещё не покинула землю ночная прохлада, ещё звёзды золотятся в небе… А над горизонтом показалось солнце, окрашивая серые облака в жёлто-оранжевые тона и разбрасывая свет лучей по земле.  Отбрасывая извилистые тени, причудливо исчертив ими землю, солнце залило светом скалы с множеством теней от камней, кустарников и прыгающих, пробудившихся животных. Особо азартные и молодые бросаются на тени от своих соплеменников, играя с ними и будя своё воображение…

Танец с тенью, игра реальности с воображаемым, очаровывая, уводит в мир таинственный и непостижимый, размывая и искажая пространство…

Неимоверные усилия памяти запечатлевают минувшее, для постижения будущего — неимоверные усилия интеллекта и вечный бег по кругу в настоящем. Вращение то убыстряется, то ослабевает, но ни на миг не замрет, иначе — смерть! На что только ни приходится идти ради озарения и попытки познания смысла! От многочасовых медитаций и собирания мандалы из песчинок до отрубания собственных пальцев и рук… И всё ради озарения! Ради поиска смысла сущего…

Мандала кропотливо, минута за минутой, час за часом, складывается из миллионов разноцветных песчинок. Игра! А смысл за гранью этой игры… Всё, что с таким усердием было создано, с тем же усердием сметено и собрано. Всё, когда-то рождённое, – умрёт, падёт прахом. Тщета! Но ведь есть процесс! После разрушения мандалы остаётся процесс! Но и он лишь путь к постижению смысла! Игра… Остаётся только привкус, только след…

Но игра с тенью продолжается — тень ускользает и смысл тоже.

Ускользая, смысл меняет покровы и маски, от божественного до человека, сидящего в грязной луже. Хочешь ему помочь, протягиваешь руку, но… он отмахивается — он привык. Ему и так хорошо! Он не ведает иного. Это его, пусть и не понятый, смысл, его реальность. Вся его жизнь — это перемещения по этой грязной луже в поисках лучшего места, более тёплого. И, можно считать, ему повезло, если он сам выберется за пределы этой грязи, но, сколько времени и сил уйдёт впустую, и нет никаких гарантий, что, перемещаясь, он не поменяет одну лужу на другую.

Опыт прошедшего этот путь исправит наше неведение… но как его услышать?

Замкнутое пространство дрожит, переливаясь огнями, меняет формы, сжимается и вновь набухает… Живёт… Зачем? Зачем живёт эта переливчатая амёба – Вселенная? Мы замкнуты в ней… Или это иллюзия сознания, боязливого и слабого — лучше плескаться в знакомой луже, чем выбраться из неё в неведомое. В луже всё рядом — можно потрогать рукой — не страшно и тепло. Сознание, утомлённое однообразием, ищет выход для своей деятельности. И находит. Человек копается в грязи, извлекая оттуда разный хлам — камешки, комки грязи, обломки дерева, осколки стекла… Придаёт им статус ценностей, и это поневоле захватывает, становится смыслом и целью жизни. Танго с тенью продолжается, и уже важен не сам результат, а танец и его эйфория. Всё кружится, всё летит кувырком, всё больше и больше кривляющихся масок, таких знакомых, но лишённых всякого смысла…

Игра с тенью увлекает.
    
Игра с тенью увлекает — душа пустеет, а лица кривляются и всё больше превращаются в пошлые, истеричные и грубые маски. Невостребованные потенции души покрываются пылью, отмирают…  Комнату можно вымыть, выкрасить, но что делать с захламлённым и деградирующим органом — душой? Невостребованные любовь и доброта превращаются в противоположные сути, как перезрелые фрукты, вместо блага — несварение желудка. В пыльной комнате нечем дышать — воздух тяжёл и затхл. Чистые лёгкие сотрясают приступы кашля — отрава! И мир уже не театр, а обезьянник с кривляющимися гипертрофированными масками — Корысти, Равнодушия, Злобы и Пошлости.

Танго с тенью, навязчивый мотив, действующий на неискушённых, как звуки магической свирели на кобру, очаровывая и лишая понимания происходящего, лишая знания…

Знание – как импульс, стимулирующий движение вперёд. Знание — зеркало, в которое мы заглядываем по утрам и наблюдаем те или иные изменения в нас, а, значит, и в нашем отношении к миру. Новые знания — новый ракурс виденья действительности на пути постижения смысла. На пути постижения ждут монстры разочарования и птицы отчаянья. Когда начинаешь постигать этот мир, то понимаешь: это мир неравенства, в нём белых и чёрных полос не поровну. Тёмного, грязного — больше, а светлого мало. Но неравенство это качественно — плохих картин, плохих стихов всегда больше, и они никогда не дадут, сколь ни было б их много, того, что даст одна прекрасная картина, одно прекрасное стихотворение. Во вселенском масштабе нашей души важны не туманы, а искры.
Чем тоньше и изящней вещь, тем больше в неё вложено, тем более она хрупка, тем больше она заслуживает к себе бережного отношения и внимания.

Любовь — ажурная ваза из тонкого, хрупкого стекла. Любовь — не танго с тенью, не игра — это одна из граней ускользающего от сознания Смысла. Постигая знак неравенства, понимаешь: гордыня и непрощение — это элемент сумрачный и туманный того, чего много и что призвано, играя на контрастах светлого и тёмного, злого и доброго, игрой разрушать Любовь и то светлое, что есть в этом мире. Гордыня — игра в иллюзию своего превосходства.

На вершине у всякой горы есть камень, что выше горы, и хоть высота не в нём — он выше себе подобных. Умрёт гора, он не умрёт, но обмельчает и станет миллионно-подобным и незаметным.

Отдавая должное многогранности мира, нельзя служить одной и только одной его грани. Зло — оправа, внешняя основа добра, но иногда они меняются местами… 
Без тьмы нет света… Добро ли, свет ли, истина ли… Познавая грань, забывая о целом – скатываемся к заблуждению. И тогда мы теряем познанную крупицу смысла и, теряя его, превращаем всё в игру и служение иллюзии. Мы колеблемся маятником от полного всепрощения и бездействия, к злобе и насилию.

Вселенский Разум, как шахматист, играющий сам собой, где побеждает Бог — белыми, где побеждает Дьявол – чёрными. А человек – фигура, наречённая на ту или иную роль в пределах игры, её правил и поля. Всему дано свое место и своя малая крупица смысла. Но, не познав её, пешка так и останется пешкой.
Рафинируя восприятие, недопустимо забрызгивать грязью рядом идущего. Каждому своё… но, изменяя себя, невозможно не изменять мир. Иначе познание умрёт вместе с телесной оболочкой. Аскетизм и само озарение йогов — пусты, если не делиться искрой своего знания с ближним, не облагораживая и не ведя его за собой. Иначе всё — игра, танго с тенью…

Без золота не было бы и прекрасного перстня с алмазом.

Пищу нужно подавать на блюде, иначе она растечётся, и останется жалкое её подобие. И тогда сознание падёт до примитивного и плоского, растечётся, как пища без блюда…  И тогда вновь мандала из миллиона разноцветных песчинок…

Путь постижения смысла интересен и увлекателен, но безмерно страшно преддверие постижения и страшна встреча. Всегда приятней, при всём неведении, брожение в тумане, чем выход из него и столкновение с предметом поиска во всей его полноте.

Необъективность слов имеет вкус субъективного — каждый понимает так, как ему ближе и проще.

Разучиться мечтать – всё равно, что обрести вечную жизнь без смысла существования.

Танец. Это танго с тенью, вечно ускользающей и недосягаемой, чарующей тайной и манящей неведомым. Близко, как хвост жар-птицы и недосягаемо, как свет далёкой пульсирующей звезды. Недосягаемость увлекает, недосягаемость огорчает. И, устав от погони и вращенья, придумываем «па» танца, искусственные координаты и цели. Координаты множатся, цели растут, растёт и антология танца. Придумываем новые «па», сложнее и сложнее… И добившись к концу дней своих, придуманного нами же, уходим в мир иной умиротворёнными и, возможно, за новой искусственной целью, так и не познав ни сути, ни смысла…  Игра увлекает – это она становится смыслом! И… всё лишь хвост жар-птицы. А птица где? Ты не тороплив в своем мудром величии, а она летает… и быстро. Она кружит и кружит, как танец, как танго…

Смысл и Истина — огонь, можно ли огонь давать ребенку?.. Для этого нужно пройти путь поиска смысла и осмысления самости. Что можно дать не прошедшему этот путь и не заглянувшему в бездонный колодец собственной души? В какой извращённой форме может быть понято твоё постижение. Но, не делая попыток передать познанное, мы лишаемся смысла достижений и тогда — танго с тенью…

Ты его не понимаешь потому, что он понимает то, чего ты ещё не понимаешь!

Поделиться:


Игорь Братченко. «Танец с тенью». Эссе.: 4 комментария

  1. Страшно…очень страшно…Ведь, нужно осмыслить…»осмыслить»себя…А это..занятие ..усилие..Мы так отвыкли от этого..от усилий..

  2. Припорошенный заботливой метелью,
    Так, что не легко его найти,
    Этот путь определяется не целью…
    Цель — идти и не свернуть с пути.

    Здорово, Игорь. Россыпь самоцветов Ваши мысли. Каждый абзац достоин стать венцом отдельного произведения.

  3. Спасибо, Ирина! и действительно: «Цель — идти и не свернуть с пути»! Главное — не метаться)))
    Вспоминается анекдот:
    Лев, царь зверей, собрал всех на поляне и сказал:
    — Красивые — налево, умные — направо.
    Обезьяна мечется туда-сюда.
    Лев ей говорит:— Ты что, обезьяна?
    — Ну не могу же я разорваться! Я и умная и красивая!

  4. Танец с тенью…ради поиска смысла сущего..И ВСЁ ЭТО — игра..танго…любовь…и снова танец..В итоге — СМЫСЛ и ИСТИНА… Завораживает…Спасибо, Игорь, — захватило..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *