
В новогодние дни посмотрел несколько фильмов. Из советских «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень», а из современных «Брат» и «Брат-2». Странные ощущения. Не хочется выбиться из ряда всеобщего одобрения, и тем не менее. Попробую поделиться. Начну с «Братьев». Полная туфта. Посмотрел и даже стыдно стало — чего это я восхищался этой белибердой? То, что устарел, даже не стану на это отвлекаться. Если оценивать, как искусство. Подобное «кино» можно смотреть каждый день под названием «Следствие вели» с Каневским. Так же в «Братьях» добавьте врезки с комментариями Каневского, и получится «Следствие вели». Где искусство кинематографа?
С особым удовольствием смотрел «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». Не устарело кино! Вечное кино. Шикарно играют артисты. Глубокое вхождение в образы своих героев. А какие важные темы подняты! Зрителям предложены морально-нравственные ориентиры. Переживаешь каждую сцену. С нетерпением ждал серию, в которой предатель, сын Панкрата Назарова вернулся из лагеря. С момента, когда Максим переступил порог отчего дома и до его похорон – душу вывернуло наружу. Тяжеленная сцена, но как сыграна! Какая там туфта может соперничать с этой сценой по типу «В чём сила? В правде брат!»
Кто-то возразит, мол, не надо сравнивать, другие времена, другие ориентиры. Возражу! Во все времена одни и те же морально-нравственные ориентиры. И если произведение искусства не несёт читателю или зрителю эти морально-нравственные ориентиры, то это мыло!
А образ героя «Купи-продай», который предложил зрителю гениальный актёр Борис Новиков, в фильме «Тени исчезают в полдень»? А Валерий Гатаев, сыгравший роль Фрола? Смотрел и у самого сердце то наполнялось кровью, то опустошалось, словно в его шкуре сидел весь фильм.
Повторю – вечное кино!
Сегодня нет цензуры, денег море, лишь бы не утонуть в них, а кино нет. Одни какие-то шлюхи мелькают на экранах и мужички мелкие ничтожества и моральные уроды, и не важно, во что одеты: в цивильное или в мундиры полицейских и военных. Все одинаково ловко перебрасывают своих жён друг другу… Тьфу!
Раньше у нас было общим местом хвалить братьев, теперь мы принялись их также огульно ругать) Картина — слепок своего времени. А мысль там одна, что сильные мира сего, не такие уж и сильные… И деньги отбираются по праву сильного, и если в тебе есть эта злоба и она свежая, порождённая несправедливостью, не важно прав ты или нет, ты можешь эти деньги забрать у засидевшихся, чьё чутьё уже притупилось. Современному, устоявшемуся, как он думает, капиталисту такое уже претит, он уже начинает забывать, как сам был таким вот «Братом». Это как тридцатилетние коллеги учителя начинают наперебой показывать на детей и голосить: «Ужас, мы такими не были», а начнёшь вспоминать, у ребята, были ещё как, это вы там, ребятам рассказывайте, мне не надо)))
В девяностые годы, когда произошёл разгул криминала, и фильмы пошли на эту тему, в которых преступники всех мастей не подвергались критике или общественному порицанию, а как раз героизировались. Именно поэтому молодые люди зачастую выбирали себе довольно скользкую дорожку криминала. По этой же дорожке пошли и многие «афганцы». Столкнувшись в мирной жизни с чиновничьим «Я вас туда не посылал», им ничего не оставалось как искать для себя такую «работу», к которой они привыкли в Афгане. Именно поэтому они стали желанными бойцами в многочисленных криминальных структурах словно грибы после обильного дождя появлявшиеся по всей стране.
Многие из них сами стали жертвами кровавых разборок, но как сказал один из таких «братков»: «Лучше умереть молодым и сильным, успев от жизни взять что хотел, нежели корпеть до самой старости в нищете, и сдохнуть в каком-нибудь хосписе».
Зайдите на любое кладбище и посмотрите, на чьих могилах стоят самые крутые надгробия, и многое станет понятно в этой сволочной жизни.
В 90-ые годы в России победила циничная сила, а не правда. Культ этой силы действует повсюду и сегодня, что лишает людей душевного участия друг к другу и подлинного творчества. Я думаю, что это основное отличие среды, в которой творили мастера в СССР, от нынешней среды в настоящее время. Если сейчас составить реалистичный портрет героя нашего времени, то он получится жалким и убогим. Вот и приходится снимать фильмы про сказочных героев или снимать бесконечные сериалы на тему современной «Золушки», а также детективов с их потожировыми следами.
Не бывает такого. Просто нет сейчас таких режиссёров на слуху, которые, как Балабанов. Ему было о чём и как сказать. Мог снять Братьев и Войну за копейки, чтобы снять потом нужное, как он считал, конкурсное кино для себя. Быков мог бы, который «Завод» и «Дурак» снял, но он, видимо не хочет…
Всё остальное: дело не в реалистичности. Всё от ракурса зависит, вон, жалкий маменькин сынок Женя Лукашин, пьяный, перепутавший квартиры, был героем целого советского поколения (по крайней мере представительной его части). Вот вам и Золушка)) Ещё и жену чужую стал бесцеремонно клеить, слава богам, не срослось. А все за него так переживали, так переживали…) А Ипполита все так ругали, так ругали… Бесчувственный, хам… Да он уставший, упахался за год, приехал домой, а тут этот непонятно кто и жена с конскими, простите, предъявами, а никто ведь у него по большому счёту не спросил, как дела. Потому что по задумке Рязанова у нас только Лукашин имеет тонкую душевную организацию и способен пережить экзистенциальный кризис)))
На то она и сила искусства: не важно какую мысль донести, важно, как, в какой обёртке)))
Цитата: «На то она и сила искусства: не важно какую мысль донести, важно, как, в какой обёртке».
Настоящее искусство не должно быть всеядным, а сейчас оно, как и всё в буржуазном обществе, должно быть прибыльным. В СССР деградация нравов не свершилась мгновенно, а вызревала подспудно.
На мой взгляд, причина была в том, что в СССР строили богоборческий социализм.
Моральный кодекс строителя коммунизма соответствовал религиозному моральному кодексу, но было одно, но очень важное различие, которое игнорировали классики марксизма-ленинизма. Это различие стало одной из основных причин дальнейшего морального разложения общества. Дело в том, что религиозная вера в ценности неизмеримо сильней и действенней любой светской убеждённости в моральных принципах. Вспомним Достоевского с его «если нет Бога, то всё можно!». Гражданский моральный кодекс до некоторой степени и на некоторое время может заменить религиозный, но только на ограниченное время. Религиозная мораль действует в условиях как совершенного, так и несовершенного общества, поскольку в обоих случаях являет собой образец для подражания идеалу. Если же при строительстве коммунизма, действительность будет отличаться от провозглашённых им ценностей (идеала), то теряется источник веры в светлое будущее, и всё общество неизбежно падает в моральную яму. Современное буржуазное общество превратило религиозную мораль в симулякр, а в реальной жизни оно глубоко аморально.
Фраза типа «В чём сила? В правде брат!» более уместна из уст апостолов (ближнего окружения Христа), которые силой духа несли правду жизни в жестокое время. Одиннадцать из двенадцати апостолов были казнены и приняли мученическую смерть за их веру и убеждения.
Что, на мой взгляд, надо было сделать при строительстве СССР, чтобы предотвратить будущую моральную катастрофу в обществе? Во-первых, не надо было истреблять в обществе традиционную религиозную веру в Бога. Во-вторых, для неверующих людей, которые не готовы принять религиозную догматическую трактовку понятия Бога, надо было оставить возможность веры в научное понятие Бога, которое совместимо с рациональным мышлением. Многие величайшие мировые философы так и делали, поскольку у каждого человека свой путь к Богу, основанный на любви к людям, что по утверждению Христа — подобно любви к Богу.
Оба эти понятия объединили бы людей на принципах духовного совершенствования.
«Моральный кодекс строителя коммунизма соответствовал религиозному моральному кодексу» — Он не соответствовал, эту схему Неоевразийцы придумали, чтобы остатки красной идеи с белым шлаком сторонников Ильина примирить, а Путин в середине 2010 за ними повторил)
Я никогда не повторяю за кем-то, поскольку с детства привык думать своей головой. Я не буду сейчас упоминать моральные религиозные заповеди типа не убий и т. д., которые были и в моральном кодексе строителя коммунизма, а скажу, что основная христианская заповедь о любви к ближнему в коммунистическом обществе считалась основной. Она проявлялась в презрении к мамоне, в чувстве заимопомощи, а самое главное — в стремлении искоренить эксплуатацию одних людей другими людьми. Нельзя же любить человека и эксплуатировать его в чём-то в своих корыстных интересах.
Достаточно вспомнить первохристианские общины, чтобы понять, что моральные ценности коммунизма и христианства были практически тождественны.
Зато вы хорошо ищите Социализм, там, где его по определению нет) Как редакторы перестроечных «Роман-Газеты» и «Огонька»))) Удачи Вам в этом нелёгком деле, а я пошёл повесть писать, там, на страницах буквы нужнее будут)
Только, ради Бога, не подгоняйте своё творчество под чужие определения! Помните о подстерегающих призраках рода, пещеры, рынка и театра, о которых говорил Ф. Бэкон, чтобы не впасть в прелесть.