
Недавно обнаружил на вашем сайте мои заметки «О писательской кухне». Спасибо большое! Если вашему изданию интересны подобные писательские заметки, то могу предложить мои короткие лекции-советы начинающим авторам.
С уважением, Георгий Каюров, член Союза писателей России, Санкт-Петербург.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ НАЧИНАЮЩЕМУ ПИСАТЕЛЮ
Начиная серию лекций для начинающих авторов, хочу оговориться – предлагаемый мною материал не является оригинальным. Я не ставил задачу сделать открытие в области теории и техники создания и построения произведения. Несомненно, некоторые идеи или сугубо личные приёмы, к которым я прибегаю при подготовке художественного произведения, и о которых я также буду говорить, могут оказаться полезными начинающим авторам.
К решению подготовить серию небольших статей-лекций меня подтолкнуло множество вопросов, которые присылают на почту журнала начинающие авторы. В основном все вопросы связаны с просьбой посоветовать, как писать рассказ, стихотворение, дать оценку тому или иному произведению.
Я решил поделиться своей «кухней». В предлагаемом материале мною будут использоваться личные записи из дневников. Много советов взято из писем известных писателей, из литературоведческих статей, поэтому я не претендую на их авторство, но и изложу в своём видении. Также я сам для себя поставил задачу – излагать ёмко, коротко и доходчиво.
Есть ещё одна причина, из-за которой я взялся за эту работу.
Недавно мне в руки попала книга, выпущенная ещё в 1930 году издательством «Красная газета» в Ленинграде. Я внимательно прочитал эту книгу, и меня поразило вот что – идеи и даже примеры, которые опубликованы в этой книге, я находил во многих современных учебниках и статьях по руководству начинающим авторам. Непонятно, почему же мои современники даже не удосужились хотя бы примеры подыскать свои?
Лекция №1
КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ
Прежде всего – писать можно обо всём и о чём угодно. Приступая к написанию художественного произведения писатель должен ответить на вопрос: имею ли я право отнять драгоценное время у читателя? Затем важно, чтобы отношение, толкование, подход к описываемой теме были свежими и оригинальными.
Утверждая – писать можно обо всём, о чём угодно, мы должны отметить темы, которыми очень легко заинтересовать читателя, и такие, которыми заинтересовать гораздо труднее. Есть темы, издавна и постоянно волнующие человечество, – это так называемые, вечные темы: любовь, смерть, религия, предательство, измена, порабощение и так далее. В зависимости от времени и социального развития общества то та, то другая темы приобретают особый интерес у читателя. Писатель должен следить – какая тема на сегодняшний период волнует общество, интересует читателя в данный момент.
Бывают темы, которые на данном этапе развития общества, в данный исторический момент приобретают интерес гораздо больший, чем вечные темы. Как пример, в настоящее время общество с пристальным вниманием следит за проблемой пересадки органов. Многие СМИ постоянно поднимают вопросы, связанные с моральной и этической сторонами развития донорской медицины. Или, скажем, тема дележа малолетних детей родителями, тема гражданских браков и нагулянных детей. Ещё более актуальные темы региональных конфликтов или пандемии. Но каждый писатель может найти тему в своём городе, в своём окружении и волнующую многих его близких и знакомых людей и написать об этом. Темы, которые приобретают в определённую эпоху особый интерес, отнесём к актуальным темам. Хорошим примером отклика писателя на актуальную тему может послужить роман Льва Толстого «Анна Каренина». Роман писался в тот исторический период, когда было отменено крепостное право в России, дворяне получали огромные выплаты из казны за то, что давали вольную своим крестьянам. В общество хлынули огромные деньги, которыми сорили дворяне, обзаводясь содержанками из девиц разорившихся или обедневших дворянских родов.
Или роман «Дым» Ивана Тургенева, в котором писатель попробовал высказаться по поводу актуальности поднимаемой темы в те времена – развитие производства в обществе без рабовладельческих устоев. Нельзя и не сказать – общество было разочаровано романом, и по сей день роман «Дым» относится не к самым сильным произведениям великого мастера.
Писателю необходимо отыскивать актуальные темы. Для этого он должен всё время находиться в гуще социальных событий, среди самой жизни, следить и улавливать, какими вопросами интересуется общество, каким вопросам общество ищет ответы и их разрешения. Чтобы раскрыть определённую идею в предлагаемом читателю произведении, чтобы заразить читателя каким-либо определённым чувством, писателю необходимо развернуть на такой фабуле, которая читателю близка, которая более всего ему интересна.
Примером из своего творчества приведу несколько произведений. Актуальные темы – тема чёрных копателей и поисковиков, которые отыскивают останки солдат, погибших во время Великой отечественной войны – это рассказы «Зюзька» и «ППШ»; тема трагической судьбы в современном мире – рассказы «Лесник», «Дворник», «Макарова семья»; тема равнодушия общества – рассказ «Пелагия»; тема нагулянных детей – рассказ «В объятиях прошлого»; вечная тема смерти – повесть «Свидетель».
И если в теме поисковиков и чёрных копателей я коснулся только морали, связанной с судьбой родственников, ожидающих десятилетиями своих близких с фронта, то есть и ещё одна идея – мораль чёрных копателей.
Подытоживая вышесказанное – темы писатель должен брать из настоящей жизни, развивать и развёртывать их на фактах, близких современному обществу, и преподносить актуальные темы свежо и оригинально.
И главное! Писать о том, что сам знаешь и пережил!
И главное! Писать о том, что сам знаешь и пережил!
Золотые слова!!!
Проза в литературных произведениях напрямую связана с прозой жизни, а когда писатель своё произведение основывает на трёх «П» (пол, палец, потолок), то это уже не проза, а чтиво, ничего общего не имеющее с реальной жизнью.
Особенно это заметно, когда авторы пишут детективные романы. Порой, диву даёшься, читая их.
Спасибо! Очень интересно.