В областной научной библиотеке имени Н.К. Крупской состоялось очередное занятие Астраханского регионального отделения Совета молодых литераторов Союза писателей России. Впервые к сообществу присоединился Дамир Хансуваров. Поговорили о поэзии Екатерины Сороколетовой (о диалектизмах), Анастасии Шеиной (о поэте в маршрутном такси), Платона Пересветова (о даче). В обсуждении участвовали Юрий Абрамов, Екатерина Дубошина, Вениамин Глейхман. В качестве задания на развитие фантазии и поэтического мышления участники выполнили пятнадцать заданий. Попробуйте и вы заполнить пропуски, а после выполнения сравнить свои варианты с исходными текстами:
1. Мария Леонтьева
Взлетали, заплетаясь, волосы,
Мерцали точки – по одной.
По небу ________ полосы
От самолётов. Путь речной…
2. Мария Леонтьева
Просто так доступная красота:
______ мрамора, цедра любви.
Люди одного огня,
Дом там, где _____________,
Скачет по небу солнечный конь.
3. Мария Леонтьева
Я вдаль смотрел, и в том была ________ :
Смотреть на мир, не чувствуя преград.
4. Иван Ахметьев
В моей душе есть
Ребёнок и старик.
Старику нужен ________,
А ребёнку – __________.
5. Иван Ахметьев
Искусственные ёлки хороши
Вот только жаль
Что они не _______________
6. Иван Ахметьев
Не бойтесь
Это всего лишь
___________ слов
7. Алексей Алёхин
Юная флейтистка всем своим тонким телом колебалась вместе с выдуваемой мелодией: музыка ________ в ней…
8. Алексей Алёхин
Рука будущего едока нащупывает ____________ картофелину в _________ утробе земли.
9. Алексей Алёхин
На коричневом сиденье <…>
Юная парочка _______ поцелуем
10. Олег Дозморов
Улица Братская, школа, качели,
Я сочинял __________ ямбы.
11. Алексей Парщиков
СОМ
Нам кажется: в воде он ________, как _____________.
12. Алексей Парщиков
Как бережно отпаривают марку,
Снимается с Днепра _______________ лёд.
13. Олег Чухонцев
И зияет _______________ карта
Со _____________ где-то возле Курил.
14. Александр Ерёменко
Сторож спит, _________ пьяный,
Бригадир не настучит.
15. Александр Ерёменко
И кому всё это надо,
И зачем весь этот бред,
Не ответит ни Лубянка,
Ни Ордынка, ни Полянка,
Ни ___________ Ленсовет,
Как сказал
другой поэт.
А в качестве экскурса в историю астраханской литературы поговорили о стихотворении большого астраханского поэта, фронтовика Бориса Шаховского, чьё имя носит областная библиотека для молодёжи:
НА БЕЗЖАЛОСТНОМ ВЕТРУ
Рассвет над Волгою осенней,
И не понять — туман иль дым.
И вспоминается Есенин:
«…не буду больше молодым».
У нас сложнее всё и проще
В полсотне метров от врага.
Который день в прибрежной роще
Метёт свинцовая пурга!
Мы очень молодые люди,
Но здесь, на огненном ветру,
Не знаем —
Будем иль не будем
Во взводных списках поутру.
Кого-то вычеркнет неслышно
Вот этот хмурый день войны.
А ведь никто из нас не лишний,
Мы все любимы и нужны.
Здесь поэт касается двойственности вещей, окружающих бойцов на передовой: что это ползёт по реке — туман или дым пожарищ? что это свистит — вьюга или пули? Самое страшное место стихотворения — «не знаем, будем иль не будем во взводных списках поутру», в них вся скоротечность жизни человека на фронте. А дальше — расчеловечивание живого и очеловечивание неживого, они меняются местами: человек становится строчкой на листе бумаги, а война имеет силу его вычеркнуть, уничтожить. Жизнь молодых людей может закончиться в любой момент, и в этом они схожи со стариками, доживающими последние дни.
Следующее занятие состоится 9 июня 2024 года.