Под
занавес фестиваля театральных премьер
«KHANFEST» Астраханский драмтеатр взорвался
спектаклем, поставленным известным
московским режиссёром Виктором Терелей
«Сон в летнюю ночь», премьера которого
состоялась совсем недавно – 29
марта. Шекспировский «Сон» — вещь
изначально несерьёзная и конъюнктурная
(в том плане, что была написана для
свадьбы неких именитых персон), а значит,
позволяющая экспериментировать над
собой столько, сколько душе и замыслу
режиссёра угодно. Ведь если фарс заложен
в самом первоисточнике, значит, он будет
порождать фарс и в своих новых театральных
воплощениях.
Таким и получился
спектакль Виктора Терели – зрелищным,
красочным, завораживающим, местами
уморительно смешным, самую малость
трагичным, а главное – нестандартным.
Ведь даже взятый за основу текст в
переводе Осии Сороки – это уже новаторство.
Безграничный полёт фантазии – вот
главное условие создания подобного
спектакля. А с этим у режиссёра всё в
порядке. Пришедший смотреть спектакль
зритель может смело отбросить все мысли
о соответствии или несоответствии
происходящего на сцене той или иной
исторической эпохе, литературному
материалу или своим привычным
представлениям о произведении. Потому
что у такого произведения, наверное, не
может быть классической версии, как не
бывает двух абсолютно одинаковых снов
даже в жизни одного человека.
Спектакль
погружает зрителя то в мир Античной
Греции, где кипят нешуточные страсти,
то в сказочный мир, наполненный богами
и эльфами, где происходят настоящие
чудеса.
В этих мирах герцог Афинский
Тезей (Валерий Штепин), предстающий в
белом военном мундире с эполетами,
готовится к свадьбе с царицей амазонок
Ипполитой (Екатерина Спирина). Царь
эльфов Оберон (Александр Ишутин)
ожесточённо борется с супругой Титанией
(Наталья Тетеревенкина) за право на
ребенка-подменыша (существовало поверье,
что феи похищают новорождённых детей
и вместо них подкидывают своих младенцев)
— сына одной из жриц царицы, украденного
у индийского раджи. Титания обвиняет
своего супруга в измене с Ипполитой, а
он её — в связи с Тезеем. Гермия (Юлия
Щеглова) и Лизандр (Илья Жуковский) в
образе двух одетых в рваную «джинсу»
подростков строят планы на совместное
будущее. А ещё один «офицер» Деметрий
(Алексей Кульчанов) с помощью отца Гермии
Эгея (Евгений Григорьев), действующего
в его интересах и обращающегося напрямую
к Тезею, пытается эти планы сорвать и
заполучить Гермию себе. Елена (Анастасия
Краснощёкова), мучимая неразделённой
любовью к Деметрию, раскрывает планы
пытающихся бежать влюблённых. Растяпа-эльф
Робин (Алексей Березюк) применяет
волшебство не по адресу и тем самым
усложняет положение всех вышеперечисленных
героев, чьи судьбы тесно переплетаются.
И лишь прямое вмешательство Оберона
опять ставит всё на свои места.
А
где-то рядом идёт репетиция спектакля
о несчастной любви Пирама и Фисбы –
двух молодых сердец, погибших в результате
недоразумения.
Даже в легковесной
комедии Шекспир отразил человека нового
типа – на смену богобоязненному и
действующему строго в рамках устоявшихся
представлений о допустимом и запретном
человеку Средневековья пришёл человек
эпохи Возрождения, обуреваемый античными
страстями, идущий к своей цели, сокрушая
на пути все моральные преграды и ранее
установленные нормы. Именно таковы
Гамлет, Макбет или Ромео с Джульеттой.
Но таковы и персонажи «Сна», хотя и
борются они всё больше не за власть, а
за свою любовь, за исключением, пожалуй,
Оберона, готового наслать на жену такие
чары, что та полюбит и осла, и всё ради
достижения заветной цели – получить в
свою свиту мальчика-пажа, чего и
добивается. Но и божественного
происхождения Оберону ничто человеческое
не чуждо. Иначе стал бы он заваривать
всю эту кашу с любовной ворожбой, пытаясь
наладить отношения смертных?
Одна
эпоха вторгается в другую, а другая в
третью – костюмами, декорациями и
лексикой создавая причудливый разноцветный
калейдоскоп, в котором настоящее
перемешано с прошлым, где один спектакль
идёт в другом и перерастает в третий.
Драма
Пирама и Фисбы, разыгрываемая афинскими
ремесленниками на свадьбе Тезея столько
же нелепо, как и всё, что творит эта
разношёрстная компания (Елена Булычевская,
Александр Беляев, Андрей Гончаров, Павел
Ондрин…) на глазах изумлённого зрителя
невероятным образом перерастает в
трагедию Ромео и Джульетты. Историю,
печальнее которой нет на свете, разыгрывают
Мотовило (Игорь Вакулин), едва избавившийся
от ослиной головы и причастившийся
божественных тайн, и Дуда (Платон),
приближая зрителя к шекспировским
реалиям, когда все женские роли исполнялись
мужчинами.
Как и всякая
осовремененная классика, «Сон» Терели
вызывает споры, которые начинаются уже
в зрительном зале. Действительно, трудно
поверить, что джинсовая девочка-подросток
Гермия может стать предметом вожделения
сразу двух мужчин, один из которых тоже
ещё «мальчик». Но ведь и в любовь
прекрасной царицы эльфов к ослиной
голове поверить трудно, даже если принять
во внимание волшебство. Оберон со своей
свитой эльфов в кожаных прикидах больше
похож на рок-звезду в окружении музыкантов
своей группы. Но если это сон, волшебство,
наваждение, то… «всё позволено».
Процесс
работы над спектаклем продолжается до
той поры, пока он в репертуаре театра.
Но приехавший на фестиваль Тереля уже
удивил зрителя, присоединив к трём
сформировавшимся в пьесе парам ещё две
– из самых что ни на есть настоящих,
всамделишных молодожёнов. Они выходят
на сцену и становятся частью
представления.
Раз уж пьеса
была написана для свадьбы, да будет так!
– говорит режиссёр.
А к тем
зрителям, кто всё-таки не смог преодолеть
своё недоумение, обращается в финале
Робин:
Мы, актеры, только
тени.
Не браните представленье
—
Это просто сновиденье.
Просто
малость вы поспали,
И пред вами
сны мелькали —
Легкие, пустые сны,
—
И ни в чём ничьей вины.
Если
в этот поздний час
Не освищете вы
нас,
То уж в следующий раз
Угостим
получше вас…
«Получше» мы не
откажемся, но и на этот раз остались
довольны.