Александр Бобров. Премия и реальность.

Президент РФ вручил Государственные премии в области литературы и искусства. Всякий раз я в той или иной форме касаюсь этой темы – всё-таки надо знать предлагаемые образцы для творчества или осознать тот или иной выбор Кремля. На этот раз анализировать – просто нечего! По сути, произведений и новых имён – нет, а есть только проекты, как сейчас говорят, и фигуры – за многолетние заслуги. Литературы не было – СОВСЕМ, даже в виде киносценария! Напрашиваются, конечно, сравнения со Сталинской премией 1943 года – тот же срок с начала войны, та же трагическая обстановка на линии фронта и в ближнем тылу. Есть первые произведения, но…

Бытует твёрдое мнение, подкреплённое авторитетами, что Сталин практически все тексты, которые номинировались на премию, читал лично. Хочу привести пространную цитату из воспоминаний Константина Симонова: «Сталин имел обыкновение… брать с собой на заседание небольшую пачку книг  и журналов. Она лежала слева от него под рукой, что там было, оставалось неизвестным до поры до времени, но пачка эта не только внушала присутствующим интерес, но и вызывала известную тревогу — что там могло быть. А были там вышедшие книгами и напечатанные в журналах литературные произведения, не входившие ни в какие списки представленных на премию Комитетом. То, о чём шла, точнее, могла пойти речь на заседании в связи с представлениями Комитета по Сталинским премиям, Сталин, как правило, читал. Не могу утверждать, что он всегда читал всё.  Могу допустить, что он какие-то произведения и не читал, хотя это на моей памяти ни разу прямо не обнаружилось. Всё, что во время заседания попадало в поле общего внимания, в том числе всё, по поводу чего были расхождения в Союзе писателей, в Комитете, в комиссии ЦК — давать, не давать премию, перенести с первой степени на вторую  или наоборот, — всё, что в какой-то мере было спорно и вызывало  разногласия, он читал. И я всякий раз, присутствуя на этих заседаниях, убеждался в этом».

Это одно давало гарантию того, что те, кто премию получил, писали, по крайней мере, идейно нужные и художественно достойные вещи. Потому что к Сталину можно относиться по-разному, но чутьё и литературный вкус у него были высочайшие. А сегодня мне порой кажется, что во власти просто никто не любит и не хочет читать, как сегодняшние нерадивые школьники.  

Итак, в стране, ведущей кровопролитную военную операцию, с подвигами на передовой и напряжением в тылу, с контрастами фронтовой и праздной столичной жизни — в политиканский День России в Кремле состоялась церемония вручения золотых медалей «Герой Труда Российской Федерации» и государственных премий в области науки и технологий, литературы и искусства.

Наверняка заслужили звание Героя Труда удостоенные учёные и производственники, в том числе один из создателей турбореактивного двигателя ПД-14 авиастроитель Александр Иноземцев и другие оборонщики.  А вот учитель русского языка и литературы Татьяна Бабурова из Волоколамска вряд ли кому знакома – это говорит об отвратительной работе СМИ, того же Первого К. Эрнста – свой фильм «Вызов» он раскручивал до посинения, а других лауреатов?!

Писатели хорошо знают Татьяну Ивановну: мы не раз встречались с ней во время проведения канувшего в небытие фестиваля поэзии и песни «Наша Родина – Россия!» (а ведь ему — самое время!). Потому и сидел, наверное, в первом ряду министр образования Фальков, никакими свершениями по перестройке высшего образования не отличившийся. Рядом восседала в вызывающем алом платье и с новой причёской блондинки министр культуры Ольга Любимова. Уверенная в себе (о чём-то всё переговаривалась с Фальковым в модных очках), она чувствовала себя на коне – несколько лауреатов по её, как говорится, части! Ведь в числе лауреатов оказались создатели фильма-космического проекта имени Дмитрия Рогозина «Вызов» и советский кинорежиссер Карен Шахназаров. Правда, к ним её дамское министерство не имеет ни малейшего отношения.

Государственная премия в области литературы и искусства была вручена художникам-реставраторам Андрею Голубейко и Александре Орловской за восстановление картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван», которые поблагодарили бывшее руководство Третьяковки за приобретение нужной техники. Также премию получила художественный руководитель хора имени Пятницкого Александра Пермякова, которая выкрикнула в микрофон: «Русская песня жила, живёт и будет жить!» С такой культурно-информационной политикой – только в отдельных образцах. Когда вручали премию продюсеру Константину Эрнсту, режиссёру и оператору Климу Шипенко и исполнительнице главной роли «Вызова» Юлии Пересильд, все камеры показывали плачущую и снимающую жену Эрнста.

И у меня слёзы наворачивались. Как мало лауреатов вообще и особенно — в гуманитарной сфере! Почему нет СОВСЕМ литературы, поэзии, песни?! Отчего так ничтожно мало духоподъёмных и патриотических произведений в стране, теряющей на передовой лучших сынов?

И выстраивалась мысленно параллель – идёт второй год войны, появились новые безусловные герои, открылись новые пласты русского характера, обрушились невиданные испытания на многострадальный русский народ и другие народы Отечества. Ничего не аукнулось в душе творцов, не появилось новых знаковых произведений? По поэзии знаю – это не так!

Вот где важна роль того же минкульта – найти через свою систему, конкурсы и фестивали драгоценные камни, огранить, преподнести бриллиант, а СМИ – заметить, донести до власти и до народа. Ну, обратитесь к опыту похожего 1943 года. Сколько Сталинских премий и какие!

Художественная проза:
Первая степень — 100 000 рублей.

Алексей Толстой за трилогию «Хождение по мукам», Ванда Василевская (полька)  — за повесть «Радуга» (1942)
Вторая степень — 50 000 рублей.
Павел Бажов — за книгу «Малахитовая шкатулка», Леонид Соболев — за сборник рассказов «Морская душа» (1942).

Соболев свою премию передал в Фонд обороны с просьбой построить на эти деньги катер, назвать его «Морская душа» и зачислить в 4-й дивизион сторожевых катеров Черноморского флота. Прозаик Леонид Соболев вошёл в историю отечественной литературы не только своими произведениями), но и тем, что первым возглавил и повёл в открытое море огромный идеологический крейсер – Союз писателей России. Участвовал в Моонзундском сражении, описанном Валентином Пикулем, и в Ледовом походе Балтийского флота. В 1934 году Соболев выступал на I Всесоюзном Съезде советских писателей; получила известность его фраза из этого выступления: «Партия и правительство дали советскому писателю решительно всё. Они отняли у него только одно –  право плохо писать».

Сегодня правительство – не даёт ничего…

Издательское и писательское дело зачем-то приписаны к министерству цифрового развития – к «паяльникам», как говорят в народе.

Поэзия:
Максим Рыльский — за сборники стихов: «Слово про рiдну матiр», «Свiтова зоря», «Свiтла зброя» и поэму «Мандрiвка в молодiсть» (вот  как работали с Украиной!) и Михаил Исаковский — за тексты общеизвестных песен: «Шёл со службы пограничник…», «Провожание», «И кто его знает…», «Катюша» и другие
Вторая степень — Маргарита Алигер (Зейлигер) — за поэму «Зоя» (1942).

Кстати, 16 февраля 1942 года Зое Космодемьянской было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Она стала первой женщиной, которой это высокое звание было присвоено в годы войны, а уже в том же 1942 году известный скульптор Матвей Манизер представил на выставке скульптуру Зои Космодемьянской. Эта работа тоже была отмечена Сталинской премией. Вот – оперативность и душевный порыв мастера. Ну, и госзаказ, конечно!
Можно и дальше перечислять советских классиков-лауреатов.

Драматургия:
Первая степень — Александр Корнейчук — за пьесу «Фронт» (1942);
Леонид Леонов — за пьесу «Нашествие» (1942);
Вторая степень — Константину Симонову — за пьесу «Русские люди».

Какие имена и названия!

Убивает мгновенным и ярким откликом список Хроникально-документальная кинематография:

Первая степень — создатели киноэпопеи «Сталинград» (1942-1943) — по самым горячим следам!», вторая премия — «Черноморцы» (1942).

Живопись:
Первая степень — Александру Герасимову, а ещё Василию Яковлеву – за портрет «Партизан» (1942), позже Яковлев напишет знаменитый портрет комдива Панфилова.
Вторую премию получил Дементий Шмаринов — за серию графических произведений «Не забудем, не простим!» (1942).

Произведения просто клубились пылью фронтовых дорог и сочились кровью свежих ран.

Нынешние творцы не могут или во власти не видят?
Слёзы… Но мы – не сдаёмся!

«Российский писатель»

Поделиться:


Александр Бобров. Премия и реальность.: 5 комментариев

  1. На это всё нужно время, а списки премируемых, скорее всего, надо было подавать уже вчера. Вот вручили тем, кто рядом, более менее на слуху и сильного отторжения не вызывает… Главное, что процесс начат… И чтобы премия в следующий раз давалась действительно новым, более сильным и талантливым авторам. А сейчас манифестировали для всех остальных: вот мол, работайте, братья…в таком ключе… А насчёт: не даёт ничего билет Союза… Ну, это знаете, информацию входящих в СП вижу, (зачем-то ведь люди идут…И, что характерно, сами не уходят) а списка исходящих или системно исключаемых за что-либо я пока не наблюдал, да и вообще есть ли такая возможность, чтобы тебя «вышли»…(Видел, правда, несколько случаев сенсационных почти за последние 15 лет) А, думаю, было бы хорошо… (есть же у организации какие-то уставы, которые, например, нарушать нельзя или хотя бы льзя, но не очень… Писатель — это прежде всего идеологическая единица, со всеми вытекающими, а потом уже талант, частота выпуска книг и всё остальное, иногда в разной и даже неравномерной степени) Если действительно премию задумали для выявления таких людей, о которых я здесь упомянул, то к следующей церемонии всё будет отлажено.

    • Павел, извини, но не соглашусь, что «процесс начат». Когда сам смотрел-слушал репортаж о вручении Государственных премий, подумал, что что-то упустил. Не может ведь быть, чтобы после слов «Государственные премии в области литературы и искусства» не прозвучало ни одного (ни одного!) имени литератора либо издателя. Оказывается, может. То же самое и с музыкой, эстрадой на ТВ. Концерт на Красной площади, приуроченный ко Дню России (никак не могут или не хотят найти другую дату для столь символичного праздника), начался с вроде бы патриотичной песни Газманова, не имеющей по существу отношения к СВО. Далее — прекрасная, великая песня «Гляжу в озёра синие». А потом Лепс, Лазарев и иже с ними. Не смог смотреть, переключил. Ну, не видит «опремиальненный» Эрнст в нашей стране талантливых авторов и исполнителей, поющих на самую актуальную, важную, болезненно-болевую тему. Устоит, выживет ли Россия в борьбе с западным фашизмом, геноцидом русского народа. В борьбе с внутренними врагами, которые якобы заботясь об общенародном благе, мечтают о поражении, разрушении, уничтожении страны, чтобы «на обломках самовластья» самим взойти на политический Олимп. Как в Первую Мировую.

      • Не за что извиняться, Анатолий Николаевич, просто я всегда думаю о людях немножко лучше, надеюсь на них… Идеализм эпизодами проявляется, но скоро это пройдёт))) А пока надеюсь, и очень часто бывает, что напрасно. А телевизор смотрю очень редко, почти не смотрю последние лет 7, только в гостях у кого-нибудь).

    • Так что, не вижу я начала процесса. Правильно говорят, половина страны воюет, половина празднует и танцует. Или ждёт, чья же возьмёт?

  2. Та публика, которая сейчас танцует и поёт, в случае победы России в СВО, потом на каждом перекрёстке будет «трубить», что всё это она деллала во благо страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *