Александр Бобров. Эпос и ретроградство. 7 ноября — Красный день календаря.

День 7 ноября, кто бы как ни относился к нему — всё-таки красный день календаря! Он может считаться днём подлинной независимости Русского государства: первый Государь Всея Руси Иван 111 в этот день 1480 года порвал грамоту Золотой Орды о возобновлении выплаты дани, а хан Ахмат, понюхав пороху первых русских пушек, начал отход от заснеженных берегов Угры, окончательно убедившись, что войска Ивана 111 — неодолимы и власть Золотой Орды — истаяла. Бывают такие поворотные даты без грандиозных сражений. В этот же день 7 ноября 1612 года, по большинству источников, был взят Кремль (4-го ноября, на Казанскую, казаки Прокопия Ляпунова взяли только и пограбили Китай-город), а уже 8 ноября был отслужен молебен в Успенском соборе в честь освобождения от польских стервятников-людоедов. К этому дню 1917 года утратили всякую власть либералы Временного правительства, а большевики во главе с Лениным взяли её, по существу, бескровно.

Только в кино существовал декоративный штурм Зимнего.  А вот  в Москве пролилась кровь юнкеров-идеалистов и бойцов рабочих отрядов.  Кремль штурмовали, гибли дружинники на улицах, например, станцию Добрынинскую назвали в честь одного из павших организаторов Красной гвардии Замоскворечья Петра Добрынина, бюст которого установлен в 1967 году перед входом в наземный вестибюль. Странно, что его не снесли во время государственных переворотов и антисоветских компаний.
Сразу хочу оговориться, что мои заметки —  не какой-то ретроградный гимн Великому Октябрю, а очередной исторический  взгляд на грандиозные события, перевернувшие ход истории России да и всего мира, которые предчувствовал и приветствовал гениальный лирик Александр Блок, слышавший ветер времени и музыку революции. Но и моего любимого поэта пытаются принизить, выставить обывателем-страдальцем.


Питерский телеведущий спрашивает в репортаже:

— Выставка называется «Поэма «Двенадцать» и Великий Октябрь». А сам Блок называл октябрь Великим?
Анна Горегина — старший научный сотрудник Музея-квартиры А.А. Блока лжёт как ни в чём не бывало:

— Нет. Никогда! Для него революция была революцией духа, а не политическое явление. Сначала он был ей очарован, а потом будет прозрение в более позднее время. То есть Великий Октябрь — это как понятие времени, истории, но не взгляд Блока на эти события.

Да читала ли Горегина самого Блока?

Например, в дневниках Блока <31 (18) мая> 1918 года содержится прямое определение:

<Непосланное письмо к З. Н. Гиппиус>
«…В наших отношениях всегда было замалчиванье чего-то; узел этого замалчиванья завязывался всё туже, но это было естественно и трудно, как всё кругом было трудно, потому что все узлы были затянуты туго, оставалось только рубить.

Великий октябрь (подчёркнуто мной – для Горегиной – А.Б.) их и разрубил. Это не значит, что жизнь не напутает сейчас же новых узлов; она их уже напутывает; только это будут уже не те узлы, а другие.
Не знаю (или — знаю), почему Вы не увидели октябрьского величия за октябрьскими гримасами, которых было очень мало — могло быть во много раз больше.

Неужели Вы не знаете, что «России не будет» так же, как не стало Рима — не в V веке после Рождества Христова, а в 1-й год I века? Также — не будет Англии, Германии, Франции. Что мир уже перестроился? Что «старый мир» уже расплавился?»

Провидческое письмо. Оно отправлено просто нам — в 2022 год. Да, мир снова перестраивается, старый мир расплавился, а много ли сегодня строителей и мыслителей века нового? Больной Блок метался, страдал, но жаждал деятельности. Вот – тот же «Дневник 1918 года»:

«1 марта (16 февраля)
Главное — не терять крыльев (присутствия духа).
Страшно хочу мирного труда; но — окрылённого, не проклятого.
Красная армия? Рытьё окопов? «Литература»?
Всё новые и новые планы.
Да, у меня есть сокровища, которыми я могу «поделиться» с народом.

* * *
Революция — это: я — не один, а мы.
Реакция — одиночество, бездарность, мять глину».

А ведь умело «мнут глину», навязывают бездарную реакцию. Например, Юрий Кот – сбежавший из Киева тележурналист, который быстро пролез во все эфиры трёп-шоу, создал никому неизвестную партию русских украинцев – «Парус» и стал без учёной степени деканом факультета, рассуждает плоско и реакционно: «Вчера услышал от моего хорошего знакомого фразу — когда красные и белые примирятся, мы победим!

На что я ему ответил, так пусть красные раскаются в том, что натворили…

И тут прозвучал ответ — обе стороны должны каяться.

Что же. Давайте разберёмся, какое раскаяние они ждут от нас? В чем же мы виноваты? (наставник молодых из семьи советских учителей Житомира – белый? – А.Б.)

В том, что воевали за единую и неделимую Россию? В том, что были верны Богу?

Суть духовного состояния русского человека — за веру, царя и Отечество! Получается, мы должны раскаяться в том, что мы были русскими и сражались за русский мир!»

Ох… Стыдно читать подобную спекулятивную галиматью! А Блок, выходит, за русский мир не сражался?
Интересно, что недавно прозрел даже Артемий Лебедев – сын телеведущей и писательницы Татьяны Толстой и профессора-филолога Андрея Лебедева. Он записал в той же сети, что и Кот, как бы отвечая и горе-декану: «А сейчас я быстро на пальцах объясню, почему из нас с таким завидным упорством пытаются сделать белых и почему становиться белыми нам никак нельзя.

Усвоим два факта:
1. Народ – это люди с эпосом: нет эпоса – нет народа.
2. События с 1917 по условно середину 20-х были и кровавы, и грозны, и страшны и эпичны – революции, Гражданская, первые стройки.

События такого масштаба неизбежно порождают эпос. При наличии, конечно, народа.
И советский народ породил мощный корпус эпоса, отражающего те страшные годы.
На первое место я выведу книгу, которую, к сожалению, знают мало, но по именно эпичности она превосходит все. Это «Россия, кровью умытая» Артёма Весёлого (Николая Кочкурова). Сравнить можно только с «Илиадой», не ниже. Может, и выше.

На второе, конечно, поставлю «Тихий Дон» Михаила Шолохова». В рекламе не нуждается.

Третье. Тут вы будете сильно удивлены. «Белая гвардия» Михаила Булгакова. Как ни делай из Михаила Афанасьевича белогвардейца, а его эпос беспримесно красный. Туда же и «Бег», это вещь гениальная, дать эпичные картины в пьесе куда труднее, нежели в прозе. Дальше просто перечисляю: Н. Островский, «Как закалялась сталь»; А. Серафимович, «Железный поток»; А. Фадеев, «Разгром»; А. Толстой, «Хождение по мукам»; А. Иванов, «Тени исчезают в полдень».
Список очень неполный.

Ничего подобного «красному» эпосу белые не создали. Нет ни одного «белого» эпичного произведения, хотя казалось бы белые прошли все те же самые события. Но эпоса нет! Значит, они выпали из народной жизни, перестали быть частью народа.

Вот потому-то все эти «дни России», «дни народного единства» так тщательно закрашивают белым. Потому на военных парадах прикрывают Мавзолей фанерками (при всей неоднозначности фигуры Ленина, он – одна из ключевых фигур советского эпоса). Потому его и боятся чуть ли не больше, чем Сталина.

Отметим, что вот это всё «белое», оно не так давно пришло из-за границы, и оттуда координируется. Меня тут пытались убедить, что, мол, НТС давно не существует, что это сам русский народ «очищается» от «красной заразы». Да-да, а кто издаёт «Посев» и «Грани»? Дух мадам Жанлиз? Брешите как-то ловчее, господа из ЦРУ».
Конечно, Артемий знает это лучше многих, поскольку жил с мамой в США, учился там, но потом сбежал в Москву, поступил на журфак МГУ. Его из университета выгнали за нерадивость, но что-то успели рассказать. Мыслит он в правильном направлении: «Ещё стоит упомянуть корпус красного, советского эпоса, посвящённого Великой Отечественной войне. Это тоже хотят опорочить, оболгать, убрать на дальние пыльные полки, если не удаётся вовсе уничтожить (а как хотелось бы!) Поэтому всё просто: сделай из русского народа белых – ты получишь толпу без эпоса. Толпа без эпоса – что трава без корня, любой ветер снесёт её на свалку истории.
И путь к Хартленду станет свободен.
Он закрыт, пока у нас есть наш эпос страшного XX века». Не дадим его убить, прервать, опошлить в ответственнейший период истории!

Последняя демонстрация в СССР, посвящённая Великой Октябрьской социалистической революции, состоялась 7 ноября 1991 года. В 2004 году Государственная Дума отменила выходной день и, по существу, вычеркнула 7 ноября из красных дней календаря. А из памяти народной? – покажет время… Госдума выборочно оставила день 7 ноября  в перечне Дней воинской славы России, признав, что в этот день произошло окончательное освобождение Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году и памятуя о немеркнущем параде 7 ноября 1941 года, когда войска прямо от Мавзолея, вдохновленные Верховным главнокомандующим Сталиным, оставшимся в осажденной Москве, уходили на близкую передовую, чтобы вступить в бой в 30-40-50 километрах от сердца Москвы.

В этот день правительство Москвы проводило последние годы бутафорский парад в рабочий день, когда работающие и учащиеся даже телерепортажа не могли посмотреть об этом затратном действе. В этом году на Красной площади с 5 по 7 ноября работает интерактивный музей под открытым небом. Гостям и жителям столицы рассказывают об истории и событиях 1941 года, когда москвичи героически защищали свой город. Сориентироваться в интерактивном музее помогают одетые в военную форму девушки-регулировщицы, а также волонтёры. Ну, и как всегда — на Красной площади установлено несколько инсталляций: там проходят буфетные театрализованные представления в ложно понятом духе времени. А надо бы чаще говорить о Великом Октябре и осмысливать его уроки в новую переломную эпоху, где эпос опять сражается с мещанским ретроградством.



«Российский писатель»

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *