Ювеналий Верзин. Из «Семейной хроники Верзиных».

Интереснейшее сочинение «Семейная хроника Верзиных» создал астраханец Ювеналий Николаевич Верзин. Он – частый гость литературных мероприятий, проводимых астраханскими писателями, публиковался в коллективных сборниках астраханских литераторов. Многие годы Ювеналий Николаевич вёл дневники, перемежая их рассуждениями о жизни, цитатами из понравившихся стихов. Сегодня это – воистину документ эпохи. Того времени, которое принято называть советским. Со всеми его недостатками, но и достоинствами, главные из которых – социальная справедливость общества и вера в светлое будущее. Причём для большинства наших сограждан вера эта была подлинной, ненаигранной. 15 февраля 2022 года Ю.Н.Верзин отметил своё 85-летие. Поздравляя нашего друга с этой знаменательной датой, желаем ему крепкого здоровья, долголетия и публикации полной версии его трактата! Потому что интересен он не только для детей, внуков, правнуков и далёких потомков юбиляра, для которых он и собрал объёмное сочинение, но и для многих астраханцев, живших одной судьбой с юбиляром.

ЮВЕНАЛИЙ ВЕРЗИН.

ОТРЫВКИ ИЗ «СЕМЕЙНОЙ ХРОНИКИ ВЕРЗИНЫХ»

Жаркое лето 1955 года. Расстался со школой. Выбор дальнейшего пути. Качество усвоенных в школе знаний не позволяет мечтать о выборе учебного заведения по Справочнику «Высшая школа СССР». В Астрахани три института: Педагогический, Медицинский и Рыбный.

В первый из парней идут: по призванию, хромые, «слепые», угрястые. Во второй попадают с учётом происхождения и рода занятий родителей. Да и никакого желания лечить геморрой нет. Остаётся АСТРРЫБВТУЗ. Три факультета: механический – готовит инженеров холодильщиков; промрыболвство – готовит инженеров механиков промышленного рыболовства; технологический – готовит технологов по выпуску рыбной продукции. Почему-то престижным считается механический факультет. Очевидно, из-за доминирования в программе инженерных дисциплин. А ведь два других факультета, кроме инженерной подготовки, имеют биологические и кулинарные дисциплины. Кругозор студента значительно расширяется. Однако, инертность мышления!

Подаю документы с намерением поступить на механический факультет. Приёмные экзамены: математика, физика, химия, литература и английский язык. Особенно волнует последний предмет, который без посторонней помощи не осилить на хорошую отметку. Конкурс – 7 человек на 1 место.

Родной Ленинский парк, его северо-западное «крыло», наиболее заросшее. Затаскиваешь лавочку подальше от аллей, забираешься в прохладную тень и штудируешь учебники. Сдаю экзамены, набираю 21 балл. Документы перекидываются на факультет «Промрыболовство», где проходной бал 19. Поступаю в институт. Студент!

Мой дневник

30.09.1955.

24 августа увидал свою фамилию в приказе по институту, среди зачисленных в него. 1 сентября пришёл в институт и … нас отправили в колхоз. В колхозе пробыл до 24 сентября. В этот день вечером приехал домой, а с 26 сентября начали учиться. И вот я студент. Теперь дорога жизни видна, 5 лет в институте, а там на производство. Выйду инженером-механиком рыбной промышленности.

Первое впечатление: ты взрослый! В перерывах между лекционными часами курим в коридорах до одури. Никто тебе не запрещает. Прослушал лекции и иди домой. Хочешь, пиши лекции, хочешь, нет. Никто тебя не обязывает. Практические занятия начнутся после «начитки» определённого объёма лекционного материала. «Расслабуха!» Результат: начались практические занятия по всему лекционному курсу, поднять который за 2-3 дня не в состоянии.

Мой дневник

05.12.1955.

Учусь в институте, занятия идут трудно. Особенно черчение. Да и всё трудно. Ну и ладно. Проучимся, скоро зачёты, а там экзамены. Не знаю, что и как?

25.03.1956. Сессия давно прошла. Стипендии нет. Настроение бодрое. Высшая математика бьёт по всем правилам. Вводятся новые предметы. Учусь.

Весной 1956 года среди студентов Астррыбвтуза был проведён отбор 200 человек для направления в Казахстан на уборку урожая.

После весенней сессии (успеваемость один из основных критериев отбора) получаем комсомольские путевки и грузимся в железнодорожный состав. 600 студентов трёх вузов Астрахани отправляются в казахстанские степи. Среди них моя бригада промрыбаков в составе 30 человек.

Едем на уборку урожая. Обуревающая нас радость и гордость за причастность к деяниям комсомола в масштабе всей страны выливается в песнях.

Поздно вечером приезжаем на станцию «Ал. Гай». Выгружаемся из вагонов и сразу же грузимся в бортовые машины, которые увозят нас в ночную степь.

Ночь такая тёмная, а степь такая бескрайняя, что, кажется, машина не движется, а просто трясётся от горячего сильного ветра. Сидим на скамейках, все окутанные пылью. Пыль в глазах, ушах, на зубах и в горле.

Неожиданно тряска прекращается. Приехали. Выгружаемся. При свете фар оглядываемся. Оказывается, что мы у группы копен сволоченного для скирдования сена. Машина уходит в темноту, обещая вернуться утром с продуктами, водой и хозяйственными принадлежностями.

К одиннадцати подходят машины. Принимаю хозяйство: палатку, стойки, колья и растяжки для неё, доски и стойки под бригадный стол и скамейки, кухонную утварь, молочные бидоны под воду, дрова и кирпич для очага. На отдельной машине 10 баранов, крупы, макароны, соль, сахар и 30 штук новых блестящих вил. За всё расписываюсь. Машины уходят.

Прежде всего ставим палатку. С северной стороны палатки собираем бригадный стол и скамьи, рядом оборудуется кухня. К вечеру бригадный стан полностью оборудован.

Вечереет. Выносим и расстилаем на копнах сена одеяла. Саша Илясов берёт баян и начинаем петь песни. Поём всё подряд. Особенно проникновенно поются лирические песни из кинофильмов.

Постепенно угомоняемся. Залезаем в палатку. Укладываемся. Засыпаем.

Второй целинный день уходит на наведение порядка на полевом стане, на инструктаж по технике безопасности, на наставления обкомовских работников и на постановку задачи бригаде руководством совхоза.

Все наставления, инструкции и задачи сводятся к одному: «Бери на вилы побольше, кидай сено повыше».

Июнь, июль, август, сентябрь скирдуем сено.

В сентябре ночами стало очень холодно. Максимально забиваем палатку сеном. Закрываем пологами входную дверь, окна, дымовые отверстия.

Наконец приходит команда собираться домой. Сворачиваем палатку, собираем хозяйственную утварь и сдаём совхозу.

После обеда приходит машина, грузим пожитки, садимся в кузов и отправляемся на станцию.

Приезжаем на станцию «Ал. Гай». Грузимся на поезд. Через день, к 8 вечера приезжаем в Астрахань.

Мой дневник

31.01.1957.

Началось профессиональное образование. Специальные дисциплины осваиваются легче, т.к. это необходимо для работы в дальнейшем. Это интересно. Да и мы повзрослели, стали серьёзнее. Венимиан Николаевич Войниканис-Мирский – зав. кафедрой, декан, воспитатель, педагог, учитель, кумир промрыбаков.

Своей постоянной готовностью выслушать студента, помочь ему, он завоевал огромный авторитет, который подкрепляется высокой культурой общения, глубокими знаниями теоретических и практических основ промышленного рыболовства. Совершенно ровное доброжелательное отношение к каждому из 200 студентов курса.

27.05.58.

Была 1-я производственная практика с 21 апреля по 25 мая. Прошла хорошо. Остался ей доволен. Проект (Редуктор) защитил на «хорошо». Сейчас готовлюсь к зачётам, а там сессия.

Тоня «Комсомольская» Травинского рыбозавода встретила нас радушно. Три промысловых звена укомплектованы студентами. Трое кадровых работников: звеньевой (Аминь), лебёдчик и пятчик. Работа вахтовая – 6 часов через 12. Пересменки в 6, 12, 18, 24. Наиболее щадящая вахта с 12 дня, т.к. потом заступать в 6 утра. Можно полностью отдохнуть и привести в порядок спецовку. Но, т.к. идёт соревнование между звеньями за максимальный вылов, между вахтами работаем в обтяжке. Делаем 2 – 4 притонения на весенних тонях, и эта рыба плюсуется звену.

Коллективный труд ватаги поднимает тебя в своих глазах. Нет места отлыниванию, нет места расхлябанности. Работаешь с полной отдачей. После каждой вахты уставшие, зачастую промокшие, с чувством выполненного долга идём отдыхать. Результат твоего труда овеществлён в центрах выловленной и сданной на приёмку рыбы.

Работа на стационарной тоне имеет свою специфику. Прежде всего, наличие электростанции, лебёдки, неводонаборочной машины, наличие различного вспомогательного флота. Столовая, общежитие, красный уголок, сушилка. Вешала для ремонта неводов. Всё на месте. Светло, тепло. Всё «под рукой».

Во время интенсивного хода воблы и леща работаем двумя неводами. Начало тяги первого невода за оба крыла определяет время замёта второго. И так, карусельно.

Быстро осваиваемся с командами звеньевого и лебёдчика. Все знают свои обязанности, а технологические паузы позволяют расслабиться и отдохнуть. Все операции при ловле неводом хоть трудоемки, но просты. Сложность заключается в однообразии и монотонности. Строгое соблюдение последовательности операций и своевременное исполнение их обеспечивают эффективность лова.

Река живая, невод живой, рыба живая, мы молоды и сильны. Радость от коллективного результативного труда наполняет душу.

Коля Пантелеев быстро освоил операцию подвязывания нижней подборы к рабочему урезу. При длине невода более 300 метров, необходимо более 500 раз, с интервалом в 30-46 секунд морским узлом соединить в целое два каната. Замысловатый узел должен быть крепким и, в то же время, легко развязываемым. И если на всех других операциях мы легко заменяли друг друга, то здесь Коля был авторитетом. Никто не мог его качественно заменить, а если и хотел, то лебёдчик кричал: «Колька, бери тоньки». Николай, ругаясь про себя, вставал на узлы.

К бежному клячу невода во время замёта привязывается лодка «фонарка». В задачу «фонарки» входит давать отмашку проходящим судам. При подходе к притонку обеих клячей, фонарка используется для развязки и расправления мотни невода. Работа нетрудная, но персональная. В течение 40 минут – ты и невод. Все на берегу, а ты на реке. Причём первый видишь, насколько удачен замёт.

Аминь (звеньевой) направляет меня на фонарку. При наборе невода привязываю лодку к бежному клячу. Забираюсь на неводник. Идем на замёт. С последними метрами уходящего вглубь невода, забираюсь в фонарку, а неводник уходит к берегу, травя урез. Некоторое время всплываем свободно, подчиняясь только течению реки. Подача уреза на лебёдку знаменует создание единой гибкой системы, работающей в сложных силовых условиях. Лебёдчик и пятчик регулируют наиболее эффективное всплывание невода, обеспечивающее облов максимальной площади акватории тони. Река старается разрушить сетную преграду и дать рыбе возможность пройти на верховые нерестилища. Побеждает опыт рыбака.

Лежу на корме фонарки, любуюсь голубым небом и высокими перистыми облаками. Отмечаю, завтра будет ветер. И вдруг чувствую, что лодка в свободном плавании. Чалка отвязалась, сильное течение подхватило лодку и понесло её вниз. Так как вёсел нет, то мостками подгребаюсь к берегу и бичевой тащу лодку к притонку. К этому времени рыбу вылили, начинается очередной замёт.

В следующий раз, когда Аминь посылает меня на фонарку, лебёдчик напутствует: «Юрка, бери в столовой две буханки хлеба, а то проснёшься на раскатах и с голоду умрешь!»

Мой дневник.

03.09.1958. Начался 4 курс, начался 7-й семестр моей учёбы в институте.

20.01.1959. Экзамены. Послезавтра сдавать последний. Готовимся.

05.02.1959. Кончаются зимние каникулы. С 6-го числа учёба. Семестр этот маленький… Программа рассчитана на 9 недель. Значит, за это время всё можно сделать. Сессию сдал хорошо.

06.04.1959. Приближаюсь к экзаменационной сессии. Вообще-то страшновато, но посмотрим. 1-й 15-го – судостроение…

В марте деканат вывешивает объявление с местами морской практики. Изучаем список предприятий и количество рабочих мест. Наше целинное звено в составе Коли Дёмина, Вити Минеева, Володи Игнатьева, Коли Пантелеева, Марата Степанова и других добивается направления в Клайпеду в Управление Тралового Флота (УФТ),

Сдаём весеннюю сессию, получаем командировочные и приобретаем билеты Астрахань – Рига – Клайпеда.

Жилой микрорайон Клайпедского рыбного порта встречает нас знакомым русским говором и привычным колоритом. Управление тралового флота размещает нас в «Доме рыбака». Через день-два, после инструктажа по технике безопасности и оформления документов, расписывают по судам. Попадаю на МРТ № 182 «Чирчик». Должность – матрос 2-го класса.

Утром портовые формальности, досмотр пограничников. Огибая оконечность Куршской косы, выходим в открытое море.

Это не Артековский пляж 1949 года, с проржавевшими снарядными коробками среди валунов. Это не пляж детского санатория «Дружба» в Геленджикской бухте, отгороженный буйками, за которые «не заплывать». Это МОРЕ! Это НИВА, которую необходимо пахать и собирать урожай. И ты на этой ниве не соглядатай, ты – РАБОТНИК, ПАХАРЬ!

По штатному расписанию, матрос обязан на переходах стоять два часа на штурвале, держа заданный курс. Воспринимаю это, как награду и, чувствуя себя Колумбом, крепко держу штурвал, но не стойко выдерживаю направление. И смотрю на море. С первого выхода оно покоряет меня на всю жизнь. Вижу его многообразность. Додумываю детали. Через Балтику переношусь в Атлантику и, через Огненную Землю, выхожу в Тихий океан. Пока мечтаю, не обращаю внимания на стрелку компаса и увожу судно с курса. Благо, капитана в рубке нет, выправляю курс и продолжаю мечтать. С сожалением передаю штурвал по окончании вахты.

Иду на ют, усаживаюсь в «затишке». Сморю на кипящую за кормой воду. Поражает многоликость моря. Невольно вспоминается «Старик» Хемингуэя.

Только что, в течение двух часов, следя за картушкой компаса, удивлялся ровному и мерному дыханию моря. Оно, не замечая форштевня траулера, ритмично вздыхало, спокойно принимая ласки судна. На много миль вокруг море искрилось лазурными бликами сваливающегося на запад солнца.

Теперь же, за ахтерштевнем, оно негодует. Белая пена гнева поднимается до планширя, зацепившись за обшивку, прикипает к ней и вдруг обрушивается с уходящей волной. Кильватерная струя витым канатом чалит траулер к невидимому подводному парусу, тормозит его ход.

Спокойный рокот двигателя всё расставляет по своим местам. Его урчание при навале маленького судна на волну воспринимается, как сольная партия в дуэте с морем. В унисон двигателю, волна, прокатываясь вдоль борта, поёт гимн единению природы с творением рук человека.

Малый рыболовный траулер естественно вписывается в обозримый морской простор. Он не является лишним, инородным. Он необходим для вспахивания нивы и сбора урожая. Море ждет его, изнемогая в предродовых муках.

К вечеру приходим в район промысла. Отсутствие поисковой аппаратуры компенсируется переговорами с другими судами, интуицией капитана и тралмастера и … рыбацкой удачей.

Приступаем к установке трала. Судно идёт на циркуляцию, трал за борт, травим «голые» концы, отдаём доски, встаём на курс траления, травим ваера.

Перед глазами встают страницы учебника «Промышленное рыболовство». Удивляешься, как точно команда судна следует указаниям Мирского. Затем понимаешь, что это Мирский, изучив опыт рыбаков, в доступной для понимания студентов форме описал процесс работы с тралом.

Пока идёт траление, стою у борта, любуюсь закатом и надеюсь увидеть «зелёный луч» — символ благополучия моряка.

Вся морская практика проходит под девизом «Море – Труд – Море».

Завораживающее, постоянно меняющееся море, белые ночи Балтики, практически беззвездное небо. Поистине – «Сверху – синяя глубь, \Снизу – синяя высь».

И – Труд. Тяжёлый труд рыбака.

Команда траулера 9 человек. Капитан в рубке, механик в машинном отделении, помощник капитана на лебёдке, тралмастер на операциях с тралом, моторист, три матроса и кок на обработке улова. Практически 24-х часовая вахта. Днём ловим кильку, ночью треску и камбалу.

Иногда штормит. Меня укачивает, но надо работать, и это помогает переносить недомогание. За два месяца практики вырабатываются методы преодоления этого недуга: перед выходом в море не принимать спиртное, жирного не есть, в море питаться умеренно, постоянно быть занятым работой.

Остров Саарема с бухтой Кихельконд (куда заходим для обмена на хуторах двух вёдер камбалы на два ведра пива), порт Лиепая (где отстаиваемся в шторм), Куршская коса – эти графические названия встают в один ряд со знакомыми с детства по книгам Бермудами, Явой, Кубой, Мадагаскаром.

С высот необузданной фантазии резко возвращаешься в сегодняшний день, когда трал вместо рыбы поднимает со дна моря фрагменты боевых самолетов, обшивки кораблей, стреляные гильзы, стабилизаторы торпед.

Мой дневник.

07.09.1959. Жизнь идёт своим чередом. Давно сданы экзамены за 4 курс. Был на производственной практике в Клайпеде. Плавал, ловил рыбу. И, наконец, опять Астрахань. 5-й курс. Учёба. Задания.

Инженер.

03.11.1959. Курс на последние зачёты и экзамены. Курс на последнюю защиту курсового. Курс на дипломный проект.

03.12.1959. Сдал два экзамена на отлично. Готовлю третий – Промрыболовство.

24.12.1959. Вчера сдал последний экзамен в институте. Всё прошло. 5 лет отучился. Курс на дипломный проект. Тема «Техническая реконструкция тралового лова в Балтийском море с базированием на Клайпеду».

01.03.1960. Был на практике в Клайпеде.

23.06.1960. 9 июня защитил диплом на хорошо.

14.08.1960. Сегодня проводил первую партию ребят, уезжающих работать: Бобровского В., Бузулукова Б., Сорокина Бориса и его Нинку. И других.

Первые поехали, скоро уедут остальные. Счастливого пути Вам, хлопцы! Счастливой работы и счастливой жизни!

02.09.1960. Николай Дёмин уехал 2-го на Южный Сахалин. Проводили хорошо. Счастливого пути тебе, Коля!

В заключении нельзя не отметить отеческую заботу деканата факультета о студентах промрыбаках, проживающих в общежитии. В 1955 – 1956 гг. наличие одной тройки лишало студента стипендии. Деканат занимался трудоустройством «троечников». Парни работали дворниками на территории института и кочегарами в институтской котельной, а девчата уборщицами в учебных корпусах института.

А дальше была взрослая жизнь.

Поделиться:


Ювеналий Верзин. Из «Семейной хроники Верзиных».: 2 комментария

  1. Присоединяюсь к поздравлениям и от души желаю, Ювеналию Николаевичу, крепкого здоровья, любви близких и всего самого наилучшего!

  2. Я знаю Ювеналия Николаевича лет двадцать. Он всегда поражал культурой, чувством юмора, очень хорошим знанием русского язык. А ведь он не литератор. Просто всю жизнь читает книги. Воспоминания очень трогают. Для меня история страны — это прежде всего личные истории. Именно они заставляют плакать, переживать, задумываться. Спасибо автору за это! И, конечно, поздравляю его с юбилеем. Желаю ему здоровья и сил для воплощения творческих замыслов.

Добавить комментарий для Марина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *