Виктор Мамцев. Из пасхального альбома. Евдокия.

Судя по реакции читателей «Родного слова», первая публикация на сайте Виктора Мамцева им понравилась. Даже телевидение заинтересовалось! Сегодня вашему вниманию предлагается рассказ из цикла «Пасхальный альбом». Виктор Мамцев – коренной астраханец, известный фотохудожник. В декабре должна выйти в свет его первая книга прозы. О «Пасхальном альбоме» автор выразился так: «Хочу оживить истории, связанные с Православием, – мои тропки, искания, выводы. Те, что повлияли на моё мироощущение».

ВИКТОР МАМЦЕВ

ЕВДОКИЯ

Евдокия” в переводе с греческого – «благоволение», «любовь».

До детского сада меня на весь день возили к бабе Дусе. Как сейчас помню: ночь, я в шапке и валенках, весь закутанный в платки, еду в санках по нашей четвёртой улице в сторону клуба “Новый быт”. Тротуаров нет, зато снега и мороза в избытке. Фонарь на столбе – единственный на всю улицу. Мелкий снег колет глаза и щёки, не закрытые пуховым платком. Сколько раз мама говорила: “Не бери губами платок, не щупай языком, он промокает, станет холодным, и ты примёрзнешь к нему!”

А как не трогать, если колючий платок так и лезет в рот, царапает губы, и я его выталкиваю языком, а он, противный, становится мокрым и липнет всё сильнее.

На улице ни души, высоченный и нескончаемый забор вдоль клуба, скрип снега, калитка, справа маленькая кухонька. Вытаскивают меня из санок, кованные санки ставят вертикально к стене, чтобы не скапливался на сидении снег, ведут в сени вместе с клубами злющего снега. Темнота – закрыли дверь. И открывается другая – свет, тепло, обдаёт жаром, дымом горящей печки, запахом печева, свечек, улыбкой и добром:

– Пришёл, мой золотой! Раздевайся, сейчас будем пить чаёк с сухариками…

Отец мгновенно исчезает, не то снег, не то слёзки с мороза начинают капать, я пытаюсь гундеть, что хочу спать, что снег колючий, что неподъёмные санки, что платок опять приклеился к губам, но шуба взлетает под потолок на гвоздь, валенки – к печке, где весело трещат дрова, платок – на верёвку, я – на кровать. На стене висит серьёзный кот, который водит глазами туда-сюда, один ус короче другого, наверное, забияка:

– Не реви, кому говорят!

Столик с чайником, который кажется больше меня, этажерка с толстой книжкой без картинок. Зато много-много картинок на стене и в углу, бородатые дяденьки и тётеньки в длинных платьях, как у бабушки, и самая большая – дедушка с добрыми глазами и большой белой бородой. Перед ним горит светильник с маслом, и от него вкусно пахнет. Тепло, спокойно, уютно, не нужен чай и сухарики, потом покушаю, ложусь – засыпаю.

Во сне вижу: пришла весна, потому что хожу по тропинке в чёрных сапожках. Если мальчик, то у него должны быть чёрные, если девочка – то белые или голубые, но на них грязь больше видно, и поэтому все девчонки – грязнули!

Грядка, огороженная широкими досками, в ней большущие тюльпаны, выше моего колена, стебли упругие, и листики будто покрыты воском, цветы – прозрачные на солнышке и удивительно ярко-красные на фоне серой земли, сараев, заборов, досок и деревянных дорожек.

– Только смотри, не рви! – слышится из кухни голос бабушки. – А то нам попадёт! Они такие красивые и сильные, целую неделю будут радовать нас!

Это было лишним, рвать такую красоту было бы варварством, настолько гармонично цветы придавали трепета жизни окружающей унылости.

На следующее утро, только войдя во двор, я увидел в окне дома вазочку, в ней стояли аленькие цветочки, вернее, свисали, размахнувшись в последний раз своими лепесточками! Они не сияли – окаменели, прямые стебельки скрючились, лепестки валялись на пыльном подоконнике. Я обомлел, с открытым ртом и глазами, полными слёз, обернулся к бабушке.

– Вчера у невестки был день рождения, – утирая кончиком платка глаза, не глядя на меня, пробурчала она.

Долго стоял, опираясь на частокол, отделяющий кухню от дома, где живёт её сын с женой – у них мальчик, да ещё и дочь с двумя своими дочерьми, вернувшаяся от мужа-буяна. Полон дом детей и внуков, а мать переселили в кухню, там уютно, и никто не мешает. Печь, кровать, столик и стул, иконы и аналой, чего ещё желать для молитвенного уединения.

– Дома тебе, мать, делать нечего! – начинала разговаривать с собой вслух бабушка. – Да и, право, чего мне там делать? Дом построила, пожила, детей вырастила. У меня всё здесь есть, что надо, он приносит, готовлю сама себе. Для них – всё не так. Ну, Бог – судия!

Взросленькие девочки, играющие во дворе в большой резиновый мячик, меня не замечают и не берут играть. Бабка стара, выжила из ума, её отселили из дома, и поэтому её нет, а раз нет бабки, то нет и тебя. В отличие от бабушки, я вечером вернусь в семью, а там сестрёнка, друг – наиграемся. И я возвращаюсь за стол кухни слушать, как, стоя у икон, бабушка читает толстую нескончаемую книгу.

Я не помню ни одного слова, прочитанного ею, но, когда позже начал читать евангельские книги, было ощущение, что я это уже слышал, читал, точно знаю, и это у меня внутри, и оно живо, и мне близко.

Переворачиваюсь на другой бок, и сон продолжается.

Праздник Пасхи никогда не проходил без Евдокии Васильевны.

Рано утром приходить было не надо, потому что всю ночь она стояла на службе в церкви, после службы освящали куличи и яйца, потом шли домой разговляться и отдыхать. А вот после обеда она меня всегда ждала.

Однажды нас пустили в дом, на большом столе стояло столько куличей, как во дворе церкви на освящении. Большие и маленькие, толстые и тонкие, с ангелочками или голубочками на макушке, блюда с яйцами изумительной величины и красоты, творожная пасха и вазочки с конфетами. Я просто задохнулся от восторга, запаха, изобилия! Куличи были белыми и мягкими, сладкими и таяли во рту, помада хрустела на зубах, и посыпка не расплывалась в сахарной глазури, яйца были ярко жёлтыми, алыми, фиолетовыми, отдельно покрашенные в луковой шелухе, но с отпечатками листочков петрушки или укропа. Такое я видел в первый раз.

– Вот эти куличи я пекла для батюшки в Храм, — говорила с гордостью баба Дуся, показывая самые большие и торжественные, — сейчас приедут, повезут в “Покрова” – поздравлять архиерея.

Много лет спустя, уже дочь Евдокии Васильевны, Раиса, тоже пекла просфоры в Храме Казанской иконы божией матери на Чехова, а дома – куличи для батюшки, и к ней тоже приезжали за ними. Мне выдали литровый кулич, размер кулича зависел от формы, в которой его выпекали: от маленьких консервных банок до ведёрных, конфеты, пару яиц – одно светло-жёлтое, другое ярко-алое:

– Жёлтенькое – сестрёнке, это, самое красивое, тебе! Знаешь, почему оно красное? Нет! Когда Богородица пришла к императору и сказала: “Христос воскрес!”, император ответил: “Не верю! Скорее яйцо курицы покраснеет, чем такое произойдёт!” И на глазах у императора в руке Марии яйцо покраснело!

Абсолютно счастливый я возвращался домой.

Осенний праздник – Спас, на него я получал в подарок шикарное яблоко, явно покупное и подаренное ей, я смотрел ей в глаза.

– Бери, бери. У меня ещё есть!

А то доставалась хорошая кисть винограда “Дамские пальчики”, росшего у них во дворе. Она усаживала меня за старенький столик, но всегда покрытый новой клеёнкой, клала на блюдце мытую кисть винограда и смотрела, как я его ем. Знала, что живём небогато и позволить себе такое роскошество не можем, или просто хотела подольше посидеть рядом, поговорить, поспрашивать, не обижают ли родители, послушать об успехах, поглядеть, какой красавец вырос. Я смотрел на прозрачные на солнце виноградинки, сочные, сладкие, желанные, а в горле застревал ком, и я просил забрать кисть с собой, чтобы и Таня могла увидеть эту красоту и попробовать эту вкусноту. Баба Дуся понимала, заворачивала в газету, и я аккуратно нёс свёрток домой, где моментально налетал ураган, хватал кисточку и летел на улицу хвастаться.

Последнее сновидение или воспоминание.

Память кажется нам такой надёжной, а она незаметно удаляет не требуемые в течение жизни события, места и лица. Я не помню её лица, не вспомнил, даже когда показали её фотографию, остались только ощущения доброты, заботы, любви, но абсолютно уверен, когда придёт время, так же, как с Евангелием, всё всплывёт и будет родным и нужным.

Опять тепло, но поздняя осень.

– Умерла баба Дуся, — сказала мама, — собери все цветы во дворе и сходи проститься. Она очень тебя любила.

Я завернул в газету хрупкие нежные розы и пошёл к бабушке в последний раз. Гроб стоял посреди двора, частокол убран, ворота в первый и последний раз умудрились открыть.

– Вот и пришёл твой любимчик! – завопила женщина, и всё-всё расплылось, но не в улыбке, как всегда, а в слезах. Меня усадили на скамейку рядом с ней, долго сидели, я перебирал пальцами ажурные рюшки гроба, вспоминая её убогие, чёрные, в пол юбки, что-то спрашивали, что-то отвечал. Заглянул в открытую дверь детства – махонькую кухоньку: печка – метр на метр, одноместная кроватка, упирающаяся в противоположную стену, узкий проход и столик на две тарелки с новой клеёнкой.

Икон не было, уже занесли в дом, чтобы не украли, у стены, где вешали шубки, стояла крышка гроба, ходиков не было. Вот и всё, ваше время закончилось. Как здесь в одиночестве можно было прожить столько лет и не задохнуться в своём бессилии что-то изменить? Одному Богу известно, с которым она здесь и жила.

Беззвучно завыл, как пятнадцать лет назад. Вскоре началось движение, вынесли, попрощались у ворот, погрузили в катафалк, повезли на старое кладбище. Я не поехал, обед проходил в столовой, но и туда не было сил идти, да особо никто и не звал, как когда-то играть с мячиком…

В доме, по обычаю, начали убираться, ворота так и стояли открытыми, ярко-красное пятно гроба исчезло, и остались серый забор, сарай, доски дорожек… далёкого сна, только Аленького цветочка и Христова яичка – уже не было и не будет никогда!

Поделиться:


Виктор Мамцев. Из пасхального альбома. Евдокия.: 8 комментариев

  1. До чего же зримо написано! Всё живо представляется, переживается заново. Вот что значит взгляд художника, способного мастерски выразить пережитое, пройденное словами!
    А я жду появления на сайте прозы Виктора про Хулкуту. И тоже связанную с воспоминаниями из детства.
    Меня эта проза тронула, задела за живое. Уверена — заденет и других читателей.
    Как и прочитанное (а в моём случае — перечитанное) сегодня.
    Жду продолжения публикаций прозы Виктора Мамцева!

    • Спасибо, Дина! Хорошая серия рассказов получилась, душевная и добрая! Как и вы с удовольствием встречусь с «Пасхальным альбомом» здесь, на «Родном слове»!

  2. Как будто окунулась в воспоминания своего детства.Вспомнила свою бабушку. Её тоже звали Дусей. И маленький двор, и виноград, за которым ухаживала она, угощала меня. И как-то раз папа сфотографировал меня с роскошной кистью именно «солнечного» винограда! До сих пор не забываемое чувство, ностальгия по детству и пережитом тогда. Спасибо, Виктор, за теплоту, искренность и доброту восприятия. Хотелось прочитать продолжение.

    • Благодарю, Галина!
      Продолжения у рассказа нет, а вот продолжение альбома будем ждать, как и новых историй и воспоминаний о детстве.

  3. Клуб «Новый быт», четвёртая улица… У нас в посёлке Свободном так и называли улицы: четвёртая, пятая. Счёт шёл от берега Болды. Настоящие названия порой и не помнили. Моя бабушка жила на шестой улице — Федеративной. Во дворе была такая же маленькая летняя кухня с печуркой, кроватью и кухонным столом. Во дворе рос виноград. Бабушка так же пекла куличи, в консервных банках. И зимы тогда были снежными. И меня чуть свет везли на санках через весь посёлок — в детсад. Как я его не любила!

    • Дождёмся «Нюры», там как раз и написано об этом, посёлок, улицы, люди и судьбы… и необычная встреча!

  4. Немножко даже Иваном Шмелевым запахло: когда с радостью пишете о православных приметах праздников. Очень трогательно. И рождает собственные воспоминания. Спасибо.

    • Шмелёв мой обожаемый писатель! Есть все его книги, биографии. Сравнение лестно, но так завораживающе писать…нужно писать всю жизнь, хотя корни православия прослеживаются и доброта детского восприятия мира также!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *