Медийной, кинематографической и культурной повесткой в России управляли люди, которые, как мы вдруг выяснили в 2022 году, оказались по большей части иноагентами. Но в те времена мы этого выяснить почему-то не смогли. В итоге наши медийные элиты, когда был конфликт прорусской оппозиции с прорумынским движением в Молдавии — болели против русских, против традиционно пророссийских гагаузов, против пророссийских молдован. Когда были конфликты в Абхазии и в Осетии, наши медиа и наши элитарии болели за Грузию — против пророссийски настроенных осетин и абхазов. Когда Чечня была расколота надвое — наши «аристократы духа» болели за Басаева и Хаттаба и даже слышать не хотели о тех чеченцах и дагестанцах, что воюют за Россию. Всё это распространилось и на литературу тоже.
Те, кто видели наше телевидение 90-х — прекрасно помнят, что управляли им Березовский и Гусинский, а ведущими итоговых телепрограм были Евгений Киселев* (включён в реестр экстремистов и террористов), Савик Шустер, Леонид Парфенов и Артемий Троицкий*. И Виктор Шендерович* тоже работал на нашем телевидении.
У нас и в литературной сфере царила примерно та же самая картина. Вообразить себе, что та издательская машина стала бы популяризировать тему приднестровского или абхазского сопротивления — невозможно.
Прямо говоря, мы тогда были оккупированы в культурном смысле. И оккупация эта в полной мере ещё не закончилась доныне.
У нас, знаете, есть такое, оставшееся в наследство от либеральных времён мнение: не надо ничего людям навязывать, «рынок сам решит», «люди сами выберут». На самом деле, либерализм через сотни самых различных носителей именно что навязывал и культивировал свою систему ценностей и своих витий — кинематографических, литературных, каких угодно. Если вы сегодня посмотрите рейтинг книжных продаж — вдруг выяснится, что там нет ни одной книги про СВО. В числе прочего потому, что люди о них просто не знают.
У нас сотни глянцевых журналов, телепрограмм, сайтов, «институтов мнений и репутаций» создавали феномен, ну, например, Людмилы Улицкой или Светланы Алексиевич. Они ж до сих пор в университетских программах на филфаках. К тому же на этих дам работала ещё и западная медийная машина, которая, конечно, всегда ценила помимо прочего их кромешный антисоветизм. Это как бы такой знак качества был для проходки на Запад. Но ответственно вам скажу: есть такой писатель — Олег Ермаков, «афганец», автор великолепного романа «Час зверя» и сборника афганских рассказов «Арифметика войны». И как писатель он, настаиваю, больше и талантливее Алексиевич, помноженную на Улицкую. Однако два последних имени знает в России любой читающий человек, а фамилию Ермакова, думаю, 99% читателей увидели впервые.
И это не «так само собой получилось». Это результат вполне себе зримых и разбираемых на составные процессов.
* признаны иноагентами
Всё верно.
Прилепин замечательный писатель. Правильный! Но фото его меня обескураживает. Он, на ней. очень похож на Муссолини…
Карикатурный Муссолини
После того, как этот человек написал позорную антикоммунистическую «Обитель» и получил от либералов свою банку варенья и пачку печенья, (а как это книга написана — разговор отдельный, можно использовать её как сборник речевых ошибок всех видов) не ему решать, кто у нас талантливый писатель, а кто нет.
эта*, (хотя нет, правильная оговорка, потому что это можно только очень длинной палкой трогать, но лучше не надо)