Сергей Казначеев. «Писатели» и писатели.

Наше отечественное ТВ всегда с интересом и уважением относилось к присутствию на экране профессиональных литераторов. Это придавало передаче вес, авторитет, значимость. К слову мастеров пера прислушивались, их уважали, ориентировались на их мнение, особенно если оно выражается ярко, энергично, образно. Но сегодня что-то пошло не так…

Было время, когда в главной телестудии «Останкино» выступали настоящие писатели: Айтматов, Астафьев, Бакланов, Белов, Гранин, Залыгин, Распутин, Солоухин, Трифонов… Тогда ещё не было в ходу волшебного словца «рейтинг», но все понимали, что такие выступления собирают массовую аудиторию.

Писатель в студии выгодно отличался от официозных обозревателей и дикторов своей живостью, нестандартностью мысли, артистизмом. Телезритель со стажем вспомнит искромётные телерассказы литературоведа и писателя Ираклия Андроникова с его умением без особой натуги – в отличие от нынешних пародистов – передавать манеру речи того или иного современника.

И позднее телеэфир вовлекал в свою орбиту яркие личности из мира литературы. На московском телеканале эмоционально вели вечерние передачи Александр Бобров и Вячеслав Шугаев. Всегда интересен был Владимир Лакшин. Чуть позже в различных телепроектах заблистали Игорь Волгин, Александр Проханов, Юрий Поляков… Сегодня на экране успешно реализуют свой талант Захар Прилепин и Сергей Шаргунов. Но разговор, собственно, не об этом.

Когда-то считалось, что писатели – это Куприн, Бунин, Булгаков… А в последнее время, когда видишь на экране телевизора лицо какой-нибудь миловидной участницы культурологической передачи, под ней часто появляется самодовольный субтитр – «писатель». Да, зачастую написала с десяток жиденьких рассказов или пособие по психотренингу, и нате вам: писательница!

Или, например, «писатель» Александр Никонов, бывший одно время завсегдатаем ток-шоу. Поневоле захотелось узнать, что же такого особенного он сотворил? Выяснилась довольно скудная библиография, состоящая в основном из брошюр по темам, далёким от высоких материй. Но он вещал с такой уверенностью и апломбом, что порой ему невозможно было рот заткнуть! Так что же такого выдающегося он наваял? Вот краткая ссылка на «Википедию»: «Совместно с Дмитрием Быковым издал… приложение к еженедельнику «Собеседник» – «матерную газету» «Мать», был фигурантом уголовного дела за употребление нецензурных выражений в печати… В сентябре 2009 года прокуратура Санкт-Петербурга предписала изъять книгу А. Никонова «Апгрейд обезьяны» из продажи (по мнению прокуратуры, в книге содержится призыв к легализации наркотиков)».

Ничего себе, инженер человеческих душ! И ему охотно давали слово на лучших площадках телеэфира.

В фильме Карена Шахназарова «Город Зеро» (кстати, картина до конца не понятая и не изученная) есть герой, которого очень удачно сыграл Олег Басилашвили: прохиндей, который может писать что за Сталина, что против Сталина, что за джаз, что против. С этого персонажа, вероятно, и пошла девальвация писательского образа.

Не хотелось называть никаких имён, чтобы лишний раз не пиарить, но вот простой пример: буквально сейчас, когда пишутся эти строки, на телеэкране на одном из каналов возникла «писатель» по имени Екатерина Мишаненкова, несущая антинаучную ересь. Что она написала, где прочитать? Загадка, но слово сказано, и вот она отправилась в свободное плавание!

Когда задаёшь далёкому от современного литературного процесса человеку вопрос, кого из нынешних писателей он знает, обычно следует ответ: «Никого». «Ну как это «никого»? А Донцова? А Устинова? А Лена Ленина?!» Выходит, если ты есть в «ящике», то и писатель. А остальные – не в счёт. «Скучно на этом свете, господа!..»

«Литературная газета» №46 (17 – 11 – 2021).

Поделиться:


Сергей Казначеев. «Писатели» и писатели.: 18 комментариев

  1. К писателям-деревенщикам у меня, как у честного читателя, тоже есть вопросы по поводу их идеологической направленности и видения того, что по их мнению должна была делать Россия в 90-х, а что нет… Но у них, безусловно, была и есть искра таланта и, конечно, рядом с такими экзальтированными личностями Астафьев, Белов, Солоухин и другие из когорты кажутся благородными зубрами. Мало кто вспомнит, что многие из них «раскачивали лодку» на излёте Союза, превратив, например, «Роман-газету» в антикоммунистический листок… А теперь автор что-то хочет от этих вот, новых, классом меньше и рангом пожиже… Ах, господи-господи, о времена, о нравы, никогда такого не было и вот опять) Этим-то, вторым, сразу не поверишь, а вот на талантливый слог первых откликнулись многие… Так что тут есть о чём подумать… С Уважением!

    • Казначеев призывает к порядку и справедливости. Ставит вопрос ребром: «Если ты ничего толкового не написал, какой ты писатель?» Перестали приглашать на телевидение профессионалов своего дела, зовут русофобов, подзаборную гниль. Суть его заметки — об этом, а не о измельчании инженеров человеческих душ.

      • да, ни фига! он сетует что его не приглашают. Слёзно и мерзко… противно читать было! вначале всех называем подзаборной гнилью и русофобами, потом сетуем что писателей нет… риторика — писательская? шашками у нас умею махать и в шоу!

  2. Хотел прокомментировать… не соглашаясь с некими утверждениями и сетования автора, но прочитав коммент Павла, вздохнул: «Лучше и не скажешь». ))) Похоже я становлюсь поклонником письма Павла…

  3. Но ведь не только с писателями такое происходит. Очень часто на ТВ высказывают свои взгляды на жизнь и искусство современные «знаменитые» певцы и артисты, а мы смотрим и удивляемся: кто они? Чего напели? Что сыграли? Знать их не знаем, а они излагают своё «авторитетное мнение» , и телеведущие поддакивают им с почтением…) Всё простенько: миллион разменяли на рубли, как в песне Высоцкого.

    • Ещё лет двадцать тому назад, любой телезритель мог без запинки назвать не меньше десятка современных популярных певцов. Сейчас. несмотря на многочисленные концертные программы и музыкальные шоу, пожалуй, и пятерых не вспомнишь. С современными писателями происходит что-то подобное.

      • Намеренно. Культура разваливается не сама по себе. Поэтому, раскол в писательских рядах и признание графоманов писателями — хорошо продуманный шаг. Ну и не забывай, Анатолий, что с книгоизданием у нас в России — просто беда.

  4. Строго говоря, без «корочек» человек не имеет права называть себя писателем. Раньше за этим строго следили, да и Союз писателей СССР был один, а теперь развелось их видимо-невидимо. Идеологии почти нигде нет. Что хочешь, то и пиши. И государство к этому относится лояльно. А деньги, пиар – это уже дело десятое. У меня был такой случай. Написал первую книгу, у меня в связи с её выходом взяли интервью в студии телеканала «Астрахань 24». Как и учил Борис Свердлов, я сказал, что начинающий литератор, непрофессиональный. А мне: «Так не пойдет. Написал книгу, значит – писатель». И даже не открыли книгу ни разу. А вдруг ахинею в ней написал?

    Теперь о главном. Девятого ноября были подведены итоги премии «Поэзия». Стихотворением года назван текст Марии Малиновской «Бело-красно-белый флаг», наполненный матерными выражениями. Члены жюри из видных литературных кругов сочли данное сочинение необходимым для продвижения в массы. Марию теперь везде называют поэтессой, тем самым навешивая схожий ярлык на профессиональных писателей и поэтов. Это неправильно. Нечестно. Подло. И публикация Сергея Казначеева строго об этом, но тема, увы, нераскрыта. А стоит подискутировать об этом, ох, стоит…

  5. Думаю, что писателем может называться лишь тот, чьи книги востребованы читателем, цитируемы… а в этом случае — писатель без «корочки», тоже писатель. А всё остальное — профанация и «игра в ролю»))) но даже и здесь не всё ровно: раньше писатели были оракулами, сейсмо-датчиками событий зреющих или происходящих, сейчас они уступили свои позиции шоуменам и актёрам (а актёры самая не устойчивая ментально личность, как и их коллеги шоумены) — имитаторам. Вот и имеем — балаган.

    • Балаган начинается с рождения спроса на графоманов и того, что они пишут. Вспомни скандал с якобы астраханкой, написавшей «50 дней до моего самоубийства». Книгу запретили, продавали из-под полы, а потом в верхах решили, ничего страшного. Читал её роман от корки до корки, наполненный орфографическими ошибками и смысловыми неточностями. Мой вердикт: «Она — не писатель». Тоже самое и с остальными «писателями».

      • Максим, я не могу судить о том, чего не читал… Писатели не равны и не могут быть равны, есть иерархия вызванная не статусностью, а темами их интересов… как рыбки бывают аквариумными с пушистыми хвостиками и очень зубастыми в океане… Тема написания и подача делает писателя писателем, а не корочка и приглашение на ТВ. Автор «50 дней до моего самоубийства», вероятно, не писатель, но подняла тему, интересную читателю… раз её творение продавали из под полы. Честно говоря, учитывая серьёзность темы и плаксивость статьи под которой идут комменты, очень хочется почитать статью по этой теме от Юрия Николаевича… как всегда сдержано и аргументировано.

        • Всего то и надо прочитать последнюю книгу Юрия Щербакова с публицистикой. Там эта тема постоянно муссируется.
          Что до обсуждения «астраханки-писательницы», ты, к моему разочарованию, прав, но книга всё равно вышла слабой и не заслуживает такого хайпа. Написан «шедевр» на троечку, а шумихи…

          • ))) запретный плод — сладок

    • Есть скромное мнение, что балаган управляемый) Это называется эпоха постмодерна, столь любимая такими господами, как, например, Дмитрий Быков и ими же культивируемая, потому что при Союзе он был бы просто хороший добротный писатель, каких много, а теперь в медийном поле ему равных нет по знанию в области литературоведения и тд…(Широко известная личность в узких кругах. Знать и положительно воспринимать его деятельность — маркер «свой-чужой», в писательской и преподавательской среде но, естественно, встать на одну ступень с Дмитрием или с тем же Ерофеевым никто не даст, для этого и есть прослойки «писателей» и прочих, чтобы мысли такой не возникало, и научить было некому. Уж больно хорошо оплачиваемое дело — быть лидером мнений у аудитории, для которой уровень знаний ВУЗа почти недосягаем и божественен)) Так что, думаю, писатели, как лидеры мнений никуда не делись… Просто их меньше, стоят в тени и дёргают за нитки всех этих шоуменов и певцов. С Уважением.

      • Либо вовремя выявить такого человека, задавить авторитетом или привить ему нужные ценности под видом «Массовой культуры и балагана», нивелировав его знания. P.s. Прошу прощения за запятые в предыдущем посте…

  6. Господа! А не пора-ли заглянуть в себя, в свою душу и выдавать » на гора» настоящие литературные произведения, на зло ненасытным графоманам. Они ведь были всегда, как блохи плодились на теле искусства, от Тредиаковского до наших дней. Просто при Советском строе, «всевидящее око» Государства не допускала их к литературной кормушки и графоманы в основном писали «в стол» и были интересны только самим себе. А ныне всё изменилось и далеко не в не в лучшую сторону.

    • Поддерживаю, Борис Аркадьевич, но есть одно но. Вот, я написал пару очерков — о молодых писателях и о Чернове. Комментариев почти нет. Талантливо написано или нет — непонятно. Так как «выдавать » на гора» настоящие литературные произведения?» Как понять, что они таковые, когда одни комментаторы сразу блох ищут, а другие пишут муру? Я то, конечно, в том же духе продолжу, но для всестороннего понимания вопроса нужна хоть какая то адекватность, прямое доброе слово поддержки, а не упрёки.
      А насчёт графоманов — будем бороться, но без центра рецензирования, про который не устаёт напоминать Юрий Щербаков, при отсутствии свободного времени у коллег, чтобы основательно разобрать рукопись, процесс этот не позволит бить наотмашь. Разве, что пощёчинами…

  7. Всё правильно! Но бороться с графоманией, в наше время, это всё равно, что против ветра плевать! Пока Государство не повернётся к настоящим писателям лицом, пока не будет Союз Писателей единым и нерушимым, а остальные псевдосоюзы, которыми руководят псевдописатели, не превратятся в прах. Пока билет члена Союза Писателей не приобретёт достойную значимость и не будет даваться кому не попадя, а являться «золотым билетом» каким раньше считался в Волгограде, при вступлении в С.П. Пока не прекратится выпуск книг без настоящего редактирования и исчезнет эта глупость с форзаца книги как » авторская редакция». Тогда, может быть, мы и вернёмся к истокам и начинаниям, которые задумывал Максим Горький, создавая Союз Писателей!

Добавить комментарий для Максим Жуков Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *