Недавно
общался со своим 40-летним товарищем из
силовых структур, который планирует
через два года выйти на пенсию. И там,
на пенсии, получая тысяч 30 в месяц,
немного отдохнуть от службы и прочих
«напрягов».
Я
ему сказал прямо, что пусть он особо не
рассчитывает на беззаботную жизнь на
государственной пенсии в среднесрочной
перспективе.
И
для таких прогнозов у меня есть
определенные основания.
В России, как известно, около 5 миллионов силовиков (включая структуры МО). Плюс — более двух миллионов чиновников. И все эти люди хотят хорошие зарплаты и хорошие пенсии. Фокус, однако в том, что бюджетные выплаты не появляются из воздуха. Даже девятиклассник, сдающий ОГЭ, знает, что бюджет, в первую очередь, формируется за счет налогов — с бизнеса и работающих граждан. И вот тут перспективы у нас очень печальные.
Рецензия
на мини-сериал «Чернобыль». США,
Великобритания, режиссёр Йохан Ренк,
сценарий Крэйг Мазин.
Фильм просто
завораживает своей апокалипсической
атмосферой. Коль скоро слоган фильма
«Узнай цену лжи», а действие начинается
со сцены самоубийства одного из
руководителей ликвидации аварии Валерия
Легасова спустя два года после катастрофы
(это реальный факт), значит «Чернобыль»
претендует на нечто большее, чем проходной
фильм-катастрофа. Как бороться с небывалой
до сей поры техногенной катастрофой,
каковы её реальные масштабы и степень
опасности, какие жертвы придётся
принести, чтобы ликвидировать последствия
аварии, — не сразу становится ясным.
Решения приходится принимать молниеносно
и действовать буквально на ощупь. Внешняя
сторона советской действительности
отражена более-менее правдоподобно
(конечно, со всеми западными стереотипами
на этот счёт). Натурализма столько,
сколько необходимо для раскрытия темы.
Признаюсь, появления такого фильма, проникнутого искренним антивоенным пафосом, что так необходимо сегодняшнему российскому обществу, стремительно засасываемому милитаристской трясиной, я безнадёжно ждал уже много лет. И вот такая картина родилась. Быть может, кому-то это покажется преувеличением, но рискну поставить фильм Лунгина в один ряд с такими картинами, как «Взвод» Оливера Стоуна или «Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика. Или даже «Джонни взял ружьё» Далтона Трамбо. Не будет лишним напомнить, что антивоенные фильмы западных режиссёров имели оглушительный успех в СССР, который преподносил себя как оплот мира.
Сейчас
все скорбят по Доренко. Некоторые даже
считают, что его отравили. И только я,
пожалуй, не присоединюсь к общему хору
скорбящих.
Я хорошо помню 1999 год. Как известно, тогда началось соперничество сторонников Лужкова-Примакова и группы, объединенной вокруг Ельцина (так называемой «Семьи»), куда входили олигарх Абрамович, Березовский, Волошин, Юмашев и Татьяна Дьяченко. Никто в начале 1999 года не сомневался, что утративший всякую легитимность алкаш Ельцин и его окружение сначала проиграют выборы в Госдуму, а потом (март 2000) и выборы президента. У Лужкова было реальное желание взять власть, за ним была реальная сила и поддержка регионов (президенты Татарстана, Башкирии, других регионов стояли на стороне московского мэра). А Примаков тогда сделал невозможное: за год вывел страну из тяжелейшего кризиса, обусловленного дефолтом 98-го года. Поэтому народ тоже поначалу симпатизировал этой группе.
Предваряя
статью известного публициста и поэта
Александра Боброва, скажем несколько
слов о предмете его сочинения – о
писателе Дмитрии Быкове. Всю вторую
половину апреля его имя не сходило с
новостных полос интернета. О состоянии
его здоровья ежедневно сообщали разные
каналы телевидения. Вот это популярность!
О чём же пишет этот плодовитый автор,
активно работающий в прозе, поэзии,
публицистике? Вот отрывок из его статьи,
опубликованной в журнале «Русский
пионер» http://ruspioner.ru/cool/m/single/6023.
Это была не просто учительская командировка на освобожденную Украину, а боевая операция по спасению и сохранению детей, затерявшихся на фронтовых дорогах. Мой отец по болезни не участвовал в Великой Отечественной войне, но, как педагога и коммуниста, его командировали летом 1944 года подо Львов, когда город был еще в руках немецко-фашистских захватчиков.
Сегодня,
18 апреля посмотрел кусок ток-шоу «Время
покажет» на первом телеканале.
Дискутировали господа Кургинян и Гозман.
А тему обсуждения дала публикация на
новостной ленте интернета «Уровень
одобрения Сталина достиг исторического
максимума». Вот эта информация:
«Уровень
одобрения россиянами деятельности
Иосифа Сталина побил исторический
рекорд. Об этом свидетельствуют
данные опроса «Левада-центра», передает
РБК. Согласно исследованию, суммарный
уровень одобрительного или безразличного
отношения к Сталину достиг 77 процентов.
Отмечается, что 51 процент респондентов
относятся к руководителю Советского
государства с восхищением, уважением
или симпатией. При этом на 12
процентов выросла доля тех, кто заявил
об уважении к политическому
деятелю. С 2015 года заметно снижение
числа нейтрально или негативно настроенных
российских граждан к Сталину. Также
70 процентов россиян считают, что Сталин
сыграл «скорее положительную» или
«целиком положительную» роль в жизни
страны. Об отрицательной роли фигуры
лидера СССР заявили 19 процентов
опрошенных. Кроме того, с 2008 года
количество людей, считающих неоправданными
«человеческие жертвы, которые понес
советский народ в сталинскую эпоху»,
сократилось на четверть: с 60 до 45
процентов.В 2017-м
сообщалось, что 50 процентов граждан
положительно оценивают деятельность
Сталина в качестве руководителя СССР
во время Великой Отечественной войны,
а четверть опрошенных посчитали,
что сталинские репрессии были
политической необходимостью, поэтому
они исторически оправданны».
Не знаю, кто «победил» в споре, который, как по мановению волшебной палочки, разгорается опять и опять. Хотя почему «как»? «Волшебная палочка» манипулирования общественным мнением существует на самом деле. Нужно спустить пар от опасного для власти «брожения умов» – и невидимые кудесники взмахивают магическим предметом, точнее, нажимают на нужный пультик. И вот он, очередной виток публичного забалтывания того, что очень и очень серьёзно. Для истории, для страны, для будущего, для каждого из нас. Несколько лет назад я написал заметки, которые, как мне кажется, не устарели и сегодня.
Тут у нас в Астрахани недавно дождь приключился. Хороший такой апрельский дождик, добрый, неторопливый, три дня шёл с перерывами. Небесная канцелярия, видно, вспомнила, что снегу нам сильно недодала зимой, и решила дождиком компенсировать. Деревья обрадовались, почки распустили, юными листочками обзавелись, вишни со сливами даже зацвели. Травка зелёненькая, свеженькая, молоденькая на газонах полезла, возле домов крошечные фиалочки и важные нарциссы зацвели. Посмотришь вокруг – душа радуется, столько весенней красоты кругом. Но… радость эта длится до тех пор, пока взгляд не кинешь на проезжую часть многих наших улиц. А там – потоп настоящий, море разливанное плещется. И ладно бы, на каких-то дальних задворках такое зрелище… Так нет же! На одной из центральных городских магистралей, улице Яблочкова, всё это происходит.
В любой культурной реальности существуют некие формы краткой подачи информации, отражающей то, чем живёт время — своеобразные коды эпохи, если можно так выразиться. И у каждого времени они свои. Формы эти бывают продиктованы очень разными вещами, но зависят, главным образом, от той модели мышления, которая сложилась на данный момент. А поскольку сейчас мышление «клиповое», то и коды эпохи у нас формулируются в виде «мемов». Таких же коротких, таких же клиповых, но, в то же время, очень ёмких. И когда я собирался писать этот текст, мне вспомнился один из таких мемов, в котором на фоне портрета Гагарина размещается надпись: «Прости, Юра, мы всё пролюбили». Конечно, обычно данная фраза звучит чуть иначе, но к чему нарушать печатный формат и этим отвлекать от основной мысли разговора.
А поговорить я сегодня хочу про другой мем — политический, очень долго находящийся в обороте у тех, кого можно было бы назвать «конструктивными патриотами». Определение это я даю без сарказма и, в общем-то, с уважением: можно сказать, что эти люди — соль земли и на них держится страна. У подавляющего большинства из них очень непростое отношение к правящей элите и её действиям, но именно из-за своего отношения к Родине эти люди предпочитают быть конструктивными. Именно они во все времена и во всех государствах являлись опорой всего, и именно от наличия в стране таких людей зависел уровень её сопротивления сползанию в хаос. Сразу же оговорюсь: я сейчас веду речь о действительно искренних людях — «профессиональные патриоты» и «патриоты на зарплате» для меня таковыми не являются в принципе.
Блокбастер
Андрея Волгина «Балканский рубеж»
отвечает, пожалуй, всем сегодняшним
зрительским запросам.
Здесь есть героический патриотизм горстки крутых русских, которые, как водится, не сдаются даже многократно превосходящим силам противника. Здесь братские узы русских и сербов – тема, может быть и подзабытая ныне, но легко реанимируемая на уровне чувств и эмоций. Здесь противостояние России и Запада и жажда русского национального реванша – сегодняшний культурно-политический мейнстрим. И даже давно забытый искренний интернационализм вместо невнятной толерантности.