Марина Солотова. Вопросы без ответов.

Мама воспитывала Люду одна, работала санитаркой в больнице. Жили они в маленькой однокомнатной «хрущёвке» со старыми обоями и шторами, доставшимися от бабушки. Люда носила платья, которые шила ей ночами мама, и пальто с надвязанными рукавами. Но зато она училась играть на флейте.

Класс, в котором училась Люда, был обычным, никаким не элитарным, в обычной школе в микрорайоне на окраине города. В нём учились разные ребята: и из обеспеченных семей, и из семей попроще. Надвязанные рукава пальто не были большой проблемой, и почему именно Люду одноклассники выбрали своей жертвой, непонятно.

Её не брали в походы и на экскурсии. Не приглашали на дни рождения. Над ней смеялись без всякого повода. Каждый выход Люды к доске сопровождался смехом и ехидным шёпотом. Ей на спину цепляли бумажки с обидными словами. В портфель засовывали мусор. Когда на классных праздниках Вовка фальшиво пел, ему хлопали и кричали: «Браво!» Когда однажды Люда решилась сыграть на флейте, и сыграла очень хорошо, потому что долго готовилась, её осмеяли.

На отличниц никто не подумал.

В 7 классе мама купила Люде куртку за 40 рублей. Красивую куртку, японскую. Как маме это удалось – неведомо, и дело не только в деньгах: в начале восьмидесятых куртку надо было достать. Люда побоялась оставлять дорогую вещь в школьной раздевалке и носила её с собой. На уроке физкультуры куртка осталась в раздевалке для девочек. А ещё там же задержались девочки – три отличницы, лидерши. Остались специально, наврав учителю про больные животы.

Отличницы взяли Людину куртку и повесили её в женский туалет на втором этаже. Люда, обнаружив пропажу, тихо заплакала. Классный руководитель объявила поиски. Конечно, на отличниц никто не подумал (на это и был расчёт класса, когда на перемене разрабатывалась операция «Куртка»). Те, кто был в курсе операции, молчали как рыбы.

Куртка пропала навсегда. На следующий день Люда вновь пришла в школу в пальто с надвязанными рукавами. И, как всегда, не пошла с классом в кино. А класс в кино пошёл. Во главе с отличницами.

В тот день класс посмотрел «Чучело».

Тем же вечером к Люде домой пришли родители отличниц. Они принесли Люде новую куртку. Немного не такую, как пропавшая: та была синей, а эта – красной, с манжетами и воротником из красивого белого меха. Её достала по блату мама одной из отличниц своей же дочери.

Люда отказывалась брать куртку и говорила, что она ни за что её не наденет и, тем более, не придёт в ней в школу. Тогда в квартиру зашла одна из отличниц. Та самая, которой мама достала красную куртку. И попросила у Люды прощения. И пообещала, что больше её никто не обидит. И сказала, что завтра зайдёт за ней, и в школу они пойдут вместе.

Нет, девочку-отличницу никто не уличил в краже куртки. То есть уличил. Режиссер Ролан Быков.

В тот день класс в кинотеатре посмотрел «Чучело». После фильма семиклассники плакали почти все, даже некоторые мальчишки. Они долго не расходились и говорили о том, что всё это – про них. А потом пришли домой и рассказали родителям про куртку в туалете.

А что смотрят наши дети?

Тем детям начала 80-х повезло, у них был Ролан Быков и Кристина Орбакайте в роли Лены Бессольцевой. А ещё Елена Цыплакова в «Школьном вальсе», молодой Харатьян в «Розыгрыше», герои фильмов Динары Асановой. А раньше, когда эти дети были младше, у них были Буратино и Красная Шапочка Леонида Нечаева. У них был Электроник. У них было Детское Кино. Наше, родное, понятное.

Волшебный мир, которому доверяли, который любили. Который дарил чудо Алых парусов, романтику Капитана Гранта, героизм юных антифашистов. В этом мире дети разгадывали Тайну железной двери, летали в космос, боролись с пиратами, влюблялись, путешествовали. Этот мир учил их любить добро и правду, отличать плохое от хорошего, разбираться в людях, признавать свои ошибки, помогать слабым. Этот мир подарил им героев, настоящих, тех, на кого хотелось быть похожими. Чтобы стать частью этого мира, надо было взять у мамы 10 копеек и прийти в кинотеатр.

Откройте афишу кинотеатров в любом городе России на ближайшие выходные. Попробуйте найти хоть один на всю страну полнометражный художественный фильм для детей российского производства. Может быть, из последнего – “Призрак”, да и всё. Если найдёте – напишите, пожалуйста, мне.

Почему? Почему, на каком основании в стране уничтожено детское кино? Уничтожено напрочь, как явление. Даже тот мизер, который точечно снимается неимоверными усилиями энтузиастов, не попадает в прокат. Не надо говорить мне про деньги. Я не поверю, что в стране нет денег на детское кино. На бессмысленные и беспощадные новые ЕГЭ – есть. На зарплаты депутатов – есть. На шумные массовые гуляния в День города – есть. На кино нет? Хотя бы на одну ленту в год? Ну, тогда грош нам цена как государству. Порядочные люди не экономят на детях…

Это какой-то жуткий системный сбой, последствия которого оценить ещё предстоит. Я хочу знать фамилии людей, от которых зависит решение о возрождении детского кино в моей стране. В стране, в которой взрослеют мои дети, и предстоит жить мои внукам.

Я хочу спросить у этих людей, почему наших детей и внуков лишили волшебного мира, который, как никто другой, умеет научить главному. Я хочу спросить у них, сколько в рублях стоит наличие этого мира.

А ещё я хочу спросить у них, какое кино и где они показывают своим детям и внукам. И чему это кино учит…

Девочке Люде из того седьмого класса сейчас 45 лет. Она назвала дочь Леной, в честь героини Кристины Орбакайте. Люда учит детей литературе. И каждому своему классу она показывает «Чучело» Ролана Быкова. Жаль, что в классе, через мультимедийный проектор. Волшебство немного не то…

Поделиться:


Марина Солотова. Вопросы без ответов.: 5 комментариев

  1. Наши дети и внуки сейчас растут на таких фильмах, как «Гарри Потер» и «Властелин колец» — оторванных от реальной жизни. Складывается впечатление, что в нашей стране молодёжь специально уводят от действительности и вопросов нравственности, подменяя их чуждой идеологией и разговорами о свободе.
    Больно всё это видеть.
    Спасибо за статью.

  2. Моя жена — педагог с более чем 30-летним стажем работы в одной и той же школе. На протяжении последних лет, наверное 15-ти, каждому классу демонстрирует «Чучело». Этот великий фильм актуален во все времена. И 25, и 10, и 5 лет назад в классах жены периодически возникали и возникают схожие конфликтные ситуации с бойкотами, побоями, травлей в школе и Интернете. Года три назад в соцсетях была популярна школьная группа (забыл название), в которой травили «белых ворон» среди учащихся. «Белой вороной» могли стать как плохо одетые дети из необеспеченных семей, так и выделяющиеся своей воспитанностью мальчики в жилетках, костюмчиках, с галстучками и бантиками, девочки с аккуратными косичками и бантиками. Приходилось срочно проводить классные часы, родительские собрания, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, всячески демонстрировать своё тёплое отношение к тем, кого начинали травить, брать их под свою опеку и защиту. Лишь один маленький пример. Дети отказались сидеть рядом с одноклассником, от которого, простите, воняло. Моя Танюшка тут же заявила, что пахнет не от мальчика, а из-за того, что несколько дней назад мышка умерла где-то за батареями или под полом. В ближайшие выходные она разберёт этот участок, перезахоронит мышь и продезинфицирует место, от которого исходит запах. После уроков пошла по месту жительства мальчика. Там картина, обычная для микрорайона на окраине города. Мать-одиночка, алкоголичка. За многочисленными внуками и внучками ухаживает, как может, старенькая бабушка. Попросила её чаще стирать детскую одежду. Пусть старая, латаная-перелатанная, но одежда должна быть чистой. История эта забылась буквально через неделю-две. И никто о ней и не вспоминает. И слава Богу! Работа школьного учителя — это обучение детей своему предмету, работа над приобретением ими необходимых знаний, навыков, умений. Но при этом, это ещё и борьба с проявлениями детской жестокости, эгоизма, направление неуёмной энергии учащихся в правильное, позитивное русло.

    • Во втором предложении после слова «наверное» пропустил запятую. Прошу извинения.

    • Хорошая у вас жена, Анатолий! Дай ей Бог здоровья!
      Далеко не все учителя такие, по-себе знаю.

  3. Хороших фильмов для детей теперь никто не делает не случайно. Не нужны теперь люди, тонко чувствующие, совестливые и добрые. Нужны тупые потребители, хапающие в «чёрную пятницу» ненужный товар и обожравшиеся идиотической рекламой по телевизору. А из умных детей вырастут умные взрослые люди и, того и гляди, поймут. как их дурачат… Вот этого и не хочется тем, кто деньги на кинофильмы выдаёт…

Добавить комментарий для Анатолий Лиджиев Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *