Константин Сёмин. Образование царской России — наше сегодня и завтра.

Председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин предложил учесть опыт образовательной системы царской России: «Огромное количество ученых с мировым именем, которые реально совершили открытия, совершившие развитие многих отраслей, прошли подготовку в школах, вузах того времени». Звучит логично, но ведь основной образовательный опыт в Российской империи — образование для элиты? Своим мнением об этом поделился политический обозреватель, автор проекта «Последний звонок» Константин Семин:

Я думаю, что лучше всего о нынешней ситуации в образовании говорит известная статистика о количестве неграмотных в царской России к моменту, когда произошла Февральская, а потом Октябрьская революции: до 90% населения страны не умели читать и писать, или делали это с большим трудом, а расписываясь ставили в документах крестик. Поэтому призывы опереться на царское образование — это примерно то же самое, что призывы опереться на царскую власть сегодня. С одной стороны, это демонстрирует абсолютную архаичность и деградацию правящего класса, цепляющегося за этот гнилой давно вышедший из употребления миф, а другого никакого мифа у российской буржуазии нет, украинская выбрала себе бандеровско-петлюровские декорации, а наша свой антисоветизм пытается представить вот таким образом.

Если начинаешь за одно звено тянуть, приходится вытягивать всю цепочку. Если ты хочешь советских достижений в экономике, в промышленности и в науке, то необходимо, действительно, восстанавливать советскую систему образования. А советскую систему образования нельзя воссоздать, не наведя порядка в экономике, не обобществив средства производства, не произведя, по сути дела, социально-политический переворот. Но этот переворот для наших сегодняшних властителей означает расставание с рычагами управления и с собственностью, которую они награбили в начале 90-х.

Поэтому единственное что им подходит — это дореволюционная царская модель камлания на фигуру святого царя-страстотерпца <…> и т.п. Самое главное — искоренение <…> рационального подхода к жизни, чтобы, не дай бог, плебс, холопы — тут же ещё и крепостное право периодически раз в неделю вспоминается — чтобы они не задумались о причинах и следствиях, о том, откуда что берётся, и куда что ушло.

Так что я думаю, что система, при которой меньшинство обладает доступом к образованию, при которой установилась, в общем-то, сегрегация — экономическая, имущественная и образовательная — это сегодняшняя система, не слишком сильно в основных моментах от дореволюционной отличающаяся, ведь не просто так тогда был манифест о «кухаркиних детях», отрезающий низшие сословия от просвещения, от высшего образования. Почему это было сделано? Потому что разночинцы, приходившие в эту сферу, революционизировали общество, а стояла задача законсервировать его, не допустить социальных потрясений и того самого переворота.



Также и сегодня «лишние» знания, новые знания провоцируют человека на какие-то не до конца безопасные поступки,поэтому лучше – без знаний. Ну и кроме того, сегодняшнее расслоение, неравенство в нашей стране фактически и устанавливает эту самую «кухаркину» сегрегацию, мы показывали это в нашем фильме «Последний звонок»: рассказывали об узкопрофильных школах для богатых, где выращивают «породистых скакунов» в то время, как дети из обычных бедных семей обречены не знать, не уметь, и в конечном счёте быть трудоустроенными на самые бросовые должности, получить самые невостребованные специальности. Так что отчасти это просто констатация факта, когда было объявлено о том, что мы выходим из Болонского образовательного процесса, хотя на самом деле нас просто пинком оттуда под зад вышвырнули, и если бы не известные события, я думаю, мы бы оставались там до сих пор. Когда эти слова прозвучали, мы сразу же сказали, что не надейтесь, никакого поворота в сторону советского не будет. Советские достижения, тот самый пресловутый «Sputnik moment», о котором американцы с опаской и тревогой говорили в 60-е годы — это нам не грозит, это невозможно. Нам грозит Рогозин с хохломой, осваивающий Марс с помощью баллистических ракет «Сармат», на фоне которых он записывает обращения и грозит всему миру стихами из фильма «Брат-2». Нам вот такое просвещение, вот такое образование грозит. А на всё остальное, я думаю, рот разевать не следует, потому что ножки протягивать нужно по одёжке, и смотреть нужно в первую очередь на одёжку — на то, что происходит в экономике.

Пример из нашей истории. 1915–1916 годы – выбит офицерский корпус, вместе с ним рухнула армия, а затем государство. Лето 1941 г. – выбит офицерский корпус. Рухнула армия? Нет, по осени в армию пришёл новый офицерский корпус – молодые люди, сформировавшиеся как личности уже в Советском Союзе, чьи юность и молодость пришлись на 1930-е годы, они-то и сломали хребет вермахту. Это было то, что социологи называют «модальным типом личности», и если в обществе его не менее 7–8%, то оно жизнеспособно. В царской России такого модального типа личности на замену выбитому офицерству не нашлось, а в СССР нашлось благодаря советским образованию и культуре 1930-х годов. Возникнет ли модальный тип личности, если в качестве примера ему подсовывают «даньмилохиных» и «моргенштернов»? Нет. Значит, тот, кто подсовывает, ведёт подкоп под безопасность нашего государства и нашей цивилизации, рушит наше будущее. Иными словами, совершает государственное преступление. И если в условиях гибридно-тотально-военного времени ситуация не изменится, то ни на какую победу в противостоянии не только с Постзападом, но даже с его укробандеровскими марионетками рассчитывать не стоит.

«Накануне.RU»




Поделиться:


Константин Сёмин. Образование царской России — наше сегодня и завтра.: 3 комментария

  1. Страшно, что такие преступления поддерживаются на государственном уровне!
    Прав был Задорнов, когда говорил, что люди, принимающие законы, должны подписывать документ, согласно которому ни они сами, ни члены их семей не имели бы право уезжать из России! А то, сами живут на Канарах, дети учатся в Оксфорде, а законы они принимают в России… Абсурд!!!
    Гнать таких в шею! Вот тогда и порядок будет.

  2. Семин прав на 100%. Непонятно только, почему его высказывание обрезали, убрав оттуда слова про религию и материалистический подход.

Добавить комментарий для Александр Токарев Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *