9 августа 2024 года – 130 лет со дня рождения Михаила Михайловича Зощенко Он родился в Петербурге. Его отец был художником, членом Товарищества передвижных художественных выставок, служил при Императорской академии художеств. Мать писала рассказы и играла на сцене любительского театра. Окончив Санкт-Петербургскую гимназию, Михаил Зощенко поступил на юридический факультет Петербургского университета, но через год был отчислен из-за неуплаты за обучение. Когда началась Первая мировая война, добровольцем ушёл на фронт. Участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Награждён за боевые заслуги четырьмя орденами. Воевал и в Красной Армии.
За свою жизнь Зощенко сменил более 15 профессий — от сапожника до инструктора по кролиководству и куроводству. Занимался в творческой студии, организованной при издательстве «Всемирная литература», которой руководил Корней Чуковский. Кроме прозы, во время учёбы Зощенко написал статьи о творчестве Александра Блока, Владимира Маяковского, Тэффи и др. В студии он познакомился с писателями Валентином Кавериным, Всеволодом Ивановым, Львом Лунцем, Константином Фединым, Елизаветой Полонской, которые в 1921 году объединились в литературную группу «Серапионовы братья». В 1920-1921 годах написал рассказы «Любовь», «Война», «Старуха Врангель», «Рыбья самка», которые впоследствии были напечатаны.
Переход Зощенко к профессиональной литературной деятельности был ознаменован выходом в издательстве «Эрато» книги «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» (1921-1922).
К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы «Баня», «Аристократка», «История болезни», которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества.
С 1922 года по 1946 год его книги выдержали около 100 изданий, включая собрание сочинений в шести томах (1928-1932). Сотрудничал с сатирическими изданиями, публиковал рассказы и фельетоны в журналах «Дрезина» (под псевдонимом «Назар Синебрюхов»), «Красный ворон», «Красный журнал для всех», «Огонёк». Он стал постоянным автором сатирических журналов «Бузотёр», «Смехач» и «Бегемот». Издал книгу «Письма к писателю» — своеобразное социологическое исследование, которое составили несколько десятков писем читателей и его комментарий к ним.
В 1930-х годах в составе группы советских писателей он совершил поездку по Беломорканалу, после которой написал «Историю одной жизни» (1934) о перевоспитании в лагерях преступников. Затем – повесть «Возвращённая молодость» (1933). Книга вызвала заинтересованную реакцию в научной среде — она обсуждалась на академических собраниях, рецензировалась в научных изданиях.
Как продолжение «Возвращённой молодости» был задуман сборник рассказов «Голубая книга» (1935). Рассказы о современности перемежались в нём рассказами, действие которых происходит в прошлом. Книга была не понята широкой публикой и вызвала разгромные отзывы. Зощенко фактически было запрещено печатать произведения, выходящие за рамки «положительной сатиры». Несмотря на высокую писательскую активность (заказные фельетоны, пьесы, киносценарии), подлинный талант Зощенко проявлялся только в рассказах для детей, которые он писал для журналов «Чиж» и «Еж».
В 1930-х-1940-х годах создал около двух десятков пьес. Среди них — «Уважаемый товарищ» (1930), «Преступление и наказание» (1933), «Опавшие листья» (1941), «Под липами Берлина» (совместно с Евгением Шварцем, 1941), «Солдатское счастье» и другие, а также повести «Черный принц», «Керенский», «Шестая повесть Белкина», «Тарас Шевченко». Работал в сценарном отделе «Мосфильма», в журнале «Крокодил».
В 1943 году журнал «Октябрь» начал печатать главы повести «Перед восходом солнца», которую писатель считал главной в своей жизни. Повесть привела в ярость Сталина, после чего её печать была приостановлена. С предъявленными обвинениями писатель не согласился и написал Сталину письмо, на которое не получил прямого ответа. Неожиданно для самого Зощенко в 1946 году журнал «Звезда», не поставив автора в известность, напечатал его рассказ «Приключения обезьяны» – произведение, в котором был усмотрен намек на то, что в советской стране обезьяны живут лучше, чем люди. Оно стало поводом для принятия в августе 1946 года постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», критиковавшего Михаила Зощенко и Анну Ахматову. На писательском собрании Зощенко заявил, что честь офицера и писателя не позволяет ему смириться с тем, что в постановлении ЦК его называют «трусом» и «подонком литературы». Зощенко и Ахматову исключили из Союза писателей.
В 1947 году Зощенко написал цикл партизанских рассказов. В 1948 году в его переводе вышел роман финского писателя Лассила «За спичками», но имени переводчика там так и не указали. Восстановлен в Союзе писателей в 1953 году.
В декабре 1956 года вышла книга «Избранные рассказы и повести. 1923-1956», в июне 1958 года — «Рассказы и фельетоны». 22 июля 1958 года скончался Михаил Зощенко скончался в городе Сестрорецке.
Михаил Зощенко останется в памяти многих, как автор смешных рассказов про мещанство и бытовые неурядицы. «Не может быть!» — фильм Леонида Гайдая, чудесная иллюстрация к этому. Картина вышла на экран в 1975 году. Сценарий был написан по трём рассказам Зощенко: «Преступление и наказание», «Свадьба», «Забавное приключение». Каждый эпизод снимался часами: на 15 секунд в кадре могло уйти полдня. А потом, к примеру, Наталья Крачковская случайно просто падает во дворе, ей пытается помочь Игорь Ясулович и тоже падает, а Гайдай берёт в фильм именно это, незапланированное безобразие.
Часть съёмок была в нашей Астрахани, тогдашней столице СССР по части чёрной икры и осетровой рыбы. Вдобавок здесь остался флёр тридцатых годов, в которые и происходят события рассказов Зощенко. На съёмках был и другой флёр: керосиновый. Дело в том, что при работе над новеллой «Свадьба» еду в кадре ставили настоящую. А это была очень-очень вкусная еда. И очень дорогая. Гайдай справился просто: облил все деликатесы керосином. Так никто ничего и не съел, а чёрную икру на экране «сыграла» мелкая охотничья дробь. Для блеска её полили подсолнечным маслом.
Съёмки шли долго, керосиновая еда дурно пахла, но артисты изображали свадебную радость, и бюджет не страдал. 49 лет назад, в августе, кино вышло, фильм только за год посмотрело 50 млн зрителей. Это тоже могло бы стать сюжетом для рассказа Зощенко: бутафорская свадьба, где еда была настоящей, дорогой, но не съедобной. Парадокс абсолютно в стиле писателя, который был одно время затравлен настолько, что публично произнёс «Я могу сказать — моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены. У меня нет выхода. Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я унижен как последний сукин сын… У меня нет ничего в дальнейшем. Ничего. Я не собираюсь ничего просить. Не надо мне вашего снисхождения. (…) Я больше чем устал. Я приму любую иную судьбу, чем ту, которую имею».
НЕСКОЛЬКО ЦИТАТ ИЗ КНИГ МИХАИЛА ЗОЩЕНКО:
«Это большое несчастье — никого не любить». («Перед восходом Солнца».)
«Если женщина добродетельна, то об этом знает она одна. Если порочна — кто не знает?» («Голубая книга».)
«Люди, которые идут на враньё и обман, смешны и комичны, потому что рано или поздно их враньё всегда обнаружится. И не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья осталось неизвестным». («Не надо врать».)
«Которые без денег — не ездют с дамами». («Аристократка».)
«Спи скорей — твоя подушка нужна другому». («Спи скорей».)
«Смысл жизни не в том, чтоб удовлетворять свои желания, а в том, чтоб иметь их». («Возвращенная молодость».)