Игорь Братченко. «Голос ветра». Рассказ.

Это началось неожиданно. Сегодня. Утром. Вначале всё было, как обычно. Будничное утро, похожее на сотню таких же обычных и ничем не примечательных утренних пробуждений, сборов и семейных препирательств.
Сначала жена закатила истерику, что бреюсь утром, а не с вечера, как все нормальные люди. И где она видела этих «нормальных людей» ?! Потом дочь, что кофе закончился, а без кофе – весь день пропал, вместе с её настроением, и школу сегодня она видеть не может, как, собственно, и нас, родителей. Стараюсь сохранять ровное дыхание и ни на что не реагировать. Бреюсь, пью кофе, тот, что остался, и которого почему-то достаточно для меня, но не для моей дочери, максималистки. Слышу голос жены: «Я жду тебя в машине». Второпях обжигаюсь кофе, выскакиваю в подъезд, вспоминаю, что забыл материал по презентации. Обратно домой. Недовольная дочь у двери: «Ну что опять не так?!» Хватаю бумаги и бегом, под завывание клаксона нашей машины, вон из дома! На вылете из подъезда останавливает дотошная соседка и начинает мне высказывать за громкую музыку, что слушает моя дочь. Обещаю всё решить. Почему она высказывает это мне, а не моей жене?! Слишком мягок? Наверное. Жена долго разговаривать с ней не будет. Вот и вешают всё на меня.

Плюхаюсь на пассажирское место.  Машина резко срывается, на скорости, с повизгиванием покрышек. Едем. Молчим. Останавливаемся возле моей работы. Выскакивая из машины: «До вечера, дорогая!» В ответ: хлопок дверцы и сорвавшаяся с места машина.  «И я тебя… дорогая!» – смотрю вслед, пока красный «лексус» не затерялся в потоке машин. Вздыхаю: «Как долго это может продолжаться?»

«Привет… Привет. Привет! Доброе утро. Здравствуй. Салют, старик, как дела?» – Я уже в потоке, растекающемся по этажам, коридорам и кабинетам. Знакомая дверь. Вечно хмурый взгляд «главного» и кивок вместо приветствия. Радостная Ксюша – ей двадцать один, и она в восторге от всего, что её окружает. Мне иногда даже кажется, что она ко мне неровно дышит. Клавдия Мироновна внимательно смотрит на меня, подходит, снимает несуществующую соринку с костюма: «Стас, у тебя всё в порядке?» Боже, завела бы себе собаку и заботилась о ней! У меня всё в порядке. У-ме-ня всё-о-о в-по-ряд-ке-е! В ответ улыбаюсь: «Здравствуйте, Клавдия Мироновна, у меня всё отлично, собственно, как и всегда!»
«Станислав Николаевич, вам кофе налить?» – Это Ксюша, не успеваю ответить, а вопрос уже с другой стороны: «Стас, материал по презентации продукции где? Готов? Директор в одиннадцать нас ждёт у себя!»  И опять не успеваю ответить. Распахивается дверь – Марина из бухгалтерии с большой речью, без пауз: «Стас! Доброе утро! У меня опять комп завис, не грузится». Посмотри, пожалуйста! Ты же знаешь, системщиков пока дозовёшься, с ума сойти можно! А у меня воз работы и ещё маленькая тележка! Стасик, пожалуйста!» Я только что опустился на стул за столом. Но этой обворожительной рыжеволосой красотке сложно отказать. Она знает об этом и пользуется этим. Встряхивает роскошными рыжими волосами и улыбается. Иду. А в мыслях ворчу: «А у кого работы воз, да ещё маленькая тележка?» Минут сорок мучаюсь с её компьютером. Нервничаю. «Всё, пробились!» Запустился.  Бегом к себе. Время почти десять. В одиннадцать к директору, а у меня сравнительный анализ продукта ещё не готов! Мне жарко, на лице испарина, хотя «кондёр» работает на всю.

Одиннадцать. Кабинет директора. Всё как в тумане. Свой голос слышу откуда-то  издалека. Что-то показываю на графике. Вокруг лица. Пожимают руку. Хлопают по плечу. Улыбаются.
До сознания доносится голос «главного»: «Молодец, Стас! Директор доволен». Только сейчас понял, что я уже у себя в отделе, за столом. И вновь Клавдия Мироновна: «Стас, с тобой всё в порядке? Какой-то ты бледный. Налить воды?» «Нет, Клавдия Мироновна! Нет! Не в порядке…» И «главному»: «Что-то душно мне. Пойду, пройдусь!»

Выйдя из здания, почувствовал порыв ветра. Прохладный, освежающий порыв. Прикрыл глаза и подставил лицо. Ветер будто понял – струя живительной прохлады наполнила мои лёгкие и освежила лицо. Сознание прояснилось. Можно было бы, постояв, вернуться в отдел. Но я решил пройтись до ближайшей пятиэтажки и посидеть в тени, под кроной дерева.

Сев на скамью и удобно откинувшись на спинку, закинул руки за голову и, переплетя пальцы, сквозь крону дерева стал наблюдать за бегущими облаками. Белые и пушистые, в голубом небе сквозь зелень листвы, они казались особенно прекрасными и безмятежными. Мне почувствовалось, что мой взгляд сквозь переплетенье ветвей и листьев в голубое небо, как взгляд пожизненно заключённого сквозь прутья решётки. Небо безгранично, облака свободны… На мгновенье у меня закружилась голова. И через минуту подумалось: «Свобода облаков иллюзорна, им хозяин ветер – куда подует, туда они и поплывут». Охватило безотчётное чувство тоски. Спазм сковал горло, стало тяжело дышать. Бросил взгляд на окружающих – и с удивлением определил, что счастье и безмятежность небес вокруг: прошла улыбающаяся девушка, другая, проходя мимо, смеялась, разговаривая по сотовому, шумной стайкой пронеслись пацаны, в обнимку прошла парочка…

– Эй… Эй! Мужчина! Я тебе говорю… Эй, на скамейке!
Я с удивлением поднял голову вверх, на голос. Обладательницей голоса была пожилая женщина в очках, перегнувшись грузными телесами с балкона четвёртого этажа, она обращалась ко мне.
– Чё уставился! Тебе говорю: что раскидал бутылки?  Попил пиво – выбрось в урну, вон она – рядом. После вас, алкашей, сидеть там невозможно! И не смотри на меня так! Убирай! А то милицию вызову.
Проходившие мимо люди косились на меня недобрым взглядом. Мне казалось, что через всё моё лицо горело клеймо: «Ату его! Он виновен!» Пересилив своё удивление и растерянность, промямлил в ответ: «Это не я. Здесь так было…». Она расслышала.
– Да, как же, не ты! Я только чай попить поднялась, а ты вон сколько накидал! Убирай, говорю. – Не унималась беспардонная «блюстительница порядка».
Я встал и растерянно развёл руками.
– Вы только посмотрите на него! Стоит! Убирай сейчас же! –  завизжала женщина.

Я развернулся и быстро пошёл прочь от этого безумия. Прочь. Прочь. Я бежал от неё, от себя, от всего, что так неприятно и беспокойно.  Подальше, подальше… Перед глазами пелена, в ушах её мерзкий голос.
Ноги вынесли меня к морю. Штормило. Волны разбивались о камни, накатываясь на берег, шелестели увлекаемыми за собой ракушками. Берег был пуст, и только чайки ликовали в рокоте морском. Я в изнеможении прислонился к большому наклонному куску скалы и прикрыл глаза. Камень вздрагивал при ударах волн о берег. Налетавший волнами ветер нёс с собой влагу и брызги.

– Эй! Эй… 
Что-то больно ткнуло меня в плечо. Темно. Голос слышался сверху. Я почувствовал, что лежу. Сел. Повернув голову на голос, спросил в темноту:

– Ты кто, и где я?
– Где, где!? Открой глаза – увидишь… Точно! Алкаш!
– А ещё прилично одетый, – произнёс второй, как я понял, старушечий, голос.
Открыв глаза, я их тут же закрыл. В сторону от меня, прогуливаясь по берегу, уходила пара пенсионеров, старик опирался на трость. Я сидел возле того же куска скалы. По-видимому, уснув или потеряв сознание, я упал. Скорее, последнее – в голове ватно бухал колокол. Больно открывать глаза – свет иглами пронизывал всё моё сознание и тело. Во рту поганый привкус. Ощущение реальности и времени было потеряно. Хотелось упасть и растечься по песку, просочиться сквозь него водой и исчезнуть.
Я откинулся на песок, сотканный из миллионнолетних ракушек, разбросав руки. Пересилив боль и страх, чуть-чуть приоткрыл глаза. Надо мной стремительно проносились лохмы облаков: «Дыхание вечности и свободы».  Я почувствовал, как миллиарды лет, закованные в панцири вымерших раковин и камней, просачиваются в меня, делая себе подобным. Ощущение невероятного покоя и блаженства… Ветер принёс голоса. Далёкое многоголосье. Я закрыл глаза и прислушался, но ничего не разобрал. Голоса то приближались, то отдалялись… Переходили на шёпот. Я открывал глаза – никого! Появился страх. Со страхом пришли строки: «Но ракушки под рукою, как надежды чьей-то крах, заплетают в смех прибоя нарастающий мой страх…» Я пересилил страх. Мной овладело равнодушие ко всему, и к мыслям, которые лезли в голову. Мысли стали жить своей жизнью – прилетать и улетать. 

«И без свидетеля живёт история…  Твои похороны, состоявшиеся тысячу лет назад, повторятся вновь и вновь. Ящеры и не предполагали, что их потомки будут говорить на разных языках. У всякой тайны есть план – начало и конец. Ты первый раз пошёл в школу, и всё было тайной. Для тебя. Но не для твоего учителя. Нет тайны, и я знаю, что ты будешь делать завтра!»

Это не мои мысли! От неожиданности я подскочил. Вокруг ни души. Но голоса… С левой стороны шепот: «Боишься?! Я буду даже тогда, когда не будет тебя. Я буду в твоём завтра, как есть в твоём сегодня…»

Ветер налетал неожиданно. Резкими порывами трепал полотно рубашки, разбрасывая волосы по лбу, попадал ими в глаза. Это раздражало. Но это не самое ужасное. Самым ужасным было то, что ветер говорил! Он то нашёптывал, то ехидничал, а то и просто, неожиданно налетев, орал в ухо. Неожиданность пугала.
Я встал и пошёл прочь от берега и ветра. Ветер догонял и шептал: «Я знаю всё о тебе и твоём завтра…» Я бежал. Я метался из стороны в сторону, распугивая прохожих. Запутывал следы. Но ветер знал. Он знал, где я. Он знал меня. Он знал обо мне то, что я забыл или не хотел вспоминать. Он догонял меня и орал, и шептал…  Доставал из глухих уголков моей души виденья и тыкал меня в них, как паршивого щенка носом в свежую лужицу. Он смеялся надо мной, срывая искусно созданные образы.

Я бежал. Я знал, где он меня не достанет – там, где простор, там, где ему негде спрятаться. На крышу. Я бежал туда, где работал, на крышу своего здания. Я хотел остаться там один и собраться с мыслями.
«Стас, Ста-а-сс, Станислав Николаевич!»

Я пронёсся мимо всех. Я перепрыгивал ступени и лестничные пролёты на пути к свободе. Вот заветная дверь на крышу. Слава богу, она открыта. Свет обжёг моё сознание. Я прикрыл глаза и встал посередине, раскинул руки, подставляя их пробивающемуся сквозь облака солнцу. Простор! Свобода!

– Свобода — иллюзия! Разве не ты говорил: «Свобода облаков иллюзорна, им хозяин ветер»?! Они бегут от меня, как и ты тоже! Только я делаю то, что хочу. А ты – лишь флюгер. Для меня нет преград и всё пространство – я! Я – погонщик жалкой плоти. Твоё тело укрыто изысканной одеждой, но оно тщедушно и жалко так же, как и тысячу лет назад. Твоё сознание – так и не раскрытый цветок лотоса, сгнивший изнутри. Ты…
– Всё, довольно! Хватит болтовни. Тебя не существует! Ты – плод моего воспалённого сознания…
– Забавно! Если меня нет, то чего ты от меня бегаешь? И говоришь ты со мной или с собой? Я прав: твоё сознание настолько ничтожно, что не верит в то, что видит и слышит. Твой мир – иллюзия! Мир призраков!
– Один из которых – ты!
– Опять ты за своё! Вон там, чуть левее, лежит дамское зеркальце.  Взгляни в него, и ты увидишь себя настоящего, а не того, кого привык брить по утрам.
Я взглянул налево и увидел зеркало, горящее в лучах солнца. Солнце будто прислушивалось к нашему разговору – облака расступились, открыв невероятной голубизны небо. Свет резал мне глаза, и я вынужден смотреть на мир сквозь щелки чуть приоткрытых век. Подобрав зеркальце и взглянув в него, я вздрогнул и выронил его. Оно раскололось на части, засверкавшие в солнечных лучах цветами радуги. Там был не я! Оттуда на меня глянуло безобразное существо с потухшим взглядом. Но я не такой! Я жив и полон жизненных сил.
– Жизненных сил…  Разве ты жил? Не кривя душой, скажи, ты жил? Что для тебя – жить?
– Ну…

Я вспомнил ярко-жёлтое солнце из своего детства, призывный блеск воды летнего тёплого моря. Я вспомнил шелест листвы в бабушкином саду, вкус свежесорванного винограда. Вспомнил мелких рыбёшек в лужах после спада реки. Вспомнил…
– Ладно, ладно! Это детство. В детстве всё иначе. А сейчас что для тебя – жить? Любить близких? Но ты давно сдаёшь им той же монетой, что и они тебе, – презрением! Ты любишь свою работу и коллег? Тебе нравится проводить уикенд с семьёй?  Что ты называешь жизнью? Судьбу свою? Ты ею доволен?
– Судьба?! Хм-м… Судьба здесь ни при чём! Судьба – это не более, чем наши привычки. Привычки прошлого и настоящего. Земля даёт всем равное право на жизнь. Как детям в большой семье – возможности даны одинаковые, а все дети разные. Я жил… Я живу и борюсь со своими привычками и исправляю свои ошибки. И глупо называть судьбою боль от падений. Моя невнимательность послужила причиной падения и боли. Мои неоправданные ожидания – причиной ожогов моей души. Земля, как мать, даёт нам жизнь и свободу проявлений – самостоятельность. Наше право – разбить себе лоб о стену или проявить мудрость и обойти её.

– Земля – мать… Ты об этой земле, под ногами? Если она твоя мать, то кто твой отец?
– Да, я говорю об этой Земле – о космическом теле. Отец? Солнце – отец! Сорванные одежды можно вернуть, утерянные иллюзии – никогда!
– Станислав Николаевич! Боже, с кем вы говорите? Сами с собой? Отойдите оттуда, пожалуйста! Идите ко мне – всё будет хорошо!
Я повернулся на голос. На крыше здания, недалеко от меня, стояла Ксюша, протягивая ко мне руки. За ней толпились неизвестные мне люди.
От взгляда себе под ноги моё сердце замерло от ужаса. Я стоял на самом краю крыши.

Пространство под ногами, внизу, дрожало и покачивалось. Визги и вопли со всех сторон, приносимые ветром, рвали тело и сознание на части, в клочья. Ветер взвыл и подул сильнее. Пространство внизу призывно задрожало. Тротуар встал на дыбы и надвинулся.
Глухой звук «там-тама» и протяжное затухающее эхо… Я разглядел неровные края красной тротуарной брусчатки и струйку жидкости, быстро заполняющей неровности камня. Свет перестал резать мне глаза. Ветер перестал со мной говорить. Я услышал топот ног и голоса людей.

«Боже мой! Станислав Николаевич!»

Всё стихло. Мелькнула мысль: «Ветер – раб солнца, раб ночи и дня, холода и тепла…» Тепло! Тепло разлилось по моему телу…

Поделиться:


Игорь Братченко. «Голос ветра». Рассказ.: 63 комментария

  1. Суицид — есть ничто иное, как окончательное решение временных проблем. Даже в том случае, если он происходит совершенно случайно, против воли самого человека..

    • да, стечение обстоятельств, как пуля прилетевшая из тишины. Спасибо за прочтение. Рассказ написан, примерно, в годах 2001-2003. Надо немного рихтануть 🙂

      • «Пули», выпущенные на афганской и чеченской войнах, до сих пор летают в воздухе, постепенно выбивая из жизни ветеранов.
        А переделывать в рассказе действительно ничего не надо, за исключеним, пожалуй, одного момента.
        Человек, падающий с большой высоты, при ударе о землю, уже ничего не сможет увидеть (это я про струйку жидкости).
        В прошлом году, в нашем доме один человек выбросился с десятого этажа, и свалившись вниз, ударился о козырёк над входной лестницей. Голова от удара о бетонный козырёк раскололась на части, и мозги вылетели наружу. При таком ударе, мозг вряд ли мог что-либо зафиксировать в последние мгновения жизни,.
        А рассказ весьма поучительный. Сейчас пошла «мода», особенно у молодых людей, на всяческие «игры» со смертью. Совсем не думают о том, что таким образом свои проблемы им не решить, а вот лишних проблем своим близким, они обязательно добавят.
        И хорошо, если всё закончится смертью (хотя, чего в этом хорошего), но может так случится, что человек останется жив, но на всю оставшуюся жизнь останется «овощем»

        • Спасибо за комментарий Анатолий Яковлевич, но согласно буддисткой традиции человек после смерти ещё может слышать, видеть, возможно нет. Но можно допустить что слышание и видение произошло астральным телом, душой… что возможно… 🙂 имею опыт выхода (спонтанно) из тела и видения и слышания вне тела (да, верно, не совсем нормален), что иногда помогает воспринимать мир иначе… я не материалист. Примерно так вижу мир https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=pqSe4r9d2%2FnPmy6%2FwdpOGyOkYwF7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vL1Q1cjEzS3lKQzMzUXo1cjA2eC8wQUl2U0VIVUVtczQwT0lTQVRYc1Z0QWpmWG1KL0VuZHlFcVNESnZ5TzNQb3EvSjZicG1SeU9Kb25UM1ZvWG5EYWc9PSIsInRpdGxlIjoiMi0g0K3Qn9Ce0KXQkCDQktCY0KDQotCj0JDQm9Cs0J3QntCT0J4g0KjQmNCS0KsgLTIucGRmIiwibm9pZnJhbWUiOnRydWUsInVpZCI6IjAiLCJ0cyI6MTYyNTY0ODAwNDU3MCwieXUiOiI4NjQ4NDA3OTMxNjI1NTgyODI0In0%3D&lang=ru

          • буддистской, конечно..

          • Если верить библейским постулатам, то человеческая душа аж сорок дней бродит по земле, всё видит, и слышит, вот только сказать ничего не может..
            Но я прагматик, долгое время проработавший в правоохранительных органах. Имел дело и с трупами, и паталогоанатомами. И во все эти байки насчёт отображения в зрачках умерших «картинок» из последних секунд их жизни, верю ровно настолько, что можно сказать — не верю вообще..
            Ну, а что же касаемо представлений о потусторонним мире, и прочих чудесах, то в литературе такое вполне допустимо. Это, как пересказанный сон.
            Никто из нас не знает, что мы будем чувствовать во время собственной смерти, и после неё. Остаётся лишь догадываться, и предполагать.
            Как в той поговорке: Человек предполагает, а Всевышний располагает.

        • ««Пули», выпущенные на афганской и чеченской войнах, до сих пор летают в воздухе, постепенно выбивая из жизни ветеранов»
          Вспомнилось стихотворение Роберта Рождественского, цитирую отрывок:
          Война откатилась
          за годы и гуды
          И горечь, и славу до дна перебрав…
          А пули еще прилетают оттуда.
          Из тех февралей.
          Из-за тех переправ.

          А пули летят из немыслимой дали!
          Уже потускневшие капли свинца
          пронзают броню легендарных медалей,
          кромсая на части живые сердца.

          Они из войны прилетают недаром!
          Ведь это оттуда, из позавчера,
          Из бывших окопов по старым солдатам
          чужие истлевшие бьют снайпера!..
          .

      • Разве что убрать фразу «Я взглянул налево». Почему именно налево? Это так важно? Думаю, нет. Фраза режет слух. На ней останавливаешься. Так что – в топку!
        А теперь общее впечатление.
        Отличное начало. Рубленный слог придаёт динамики, но как только он начинает напрягать, появляются описательные пассажи. Не могу навскидку сказать, кто из наших астраханских прозаиков на подобное способен. У меня много их книг. Встречались, конечно, чуткие переборы слов о природе, но не в таком количестве. Так что хвалю!
        Философские вставки тоже вызвали восхищение. Невольно сравнил вещь с романом твоего близкого по духу коллеги − Дорощука «Безумный вояж» − там много интересных мыслишек, но настолько они сумбурные, что приходится вчитываться, возвращаться назад и гадать, что к чему… А у тебя они считываются налету, не нарушая динамики событий. Да и свежо, знаешь ли… Бьёшь прямо в яблочко, на повал ) Так что и тут ты отличился по полной.
        Письмо очень и очень профессиональное.
        Сюжет, правда, простоват. Не буду ратовать за переделку, но предлагаю создать ещё один вариант, потому как не до конца понятен мотив суицида и кем являлся главный герой – он, вроде, сильная личность, но в то же время, простой бабки боится. Ну а чего плохого в том, чтобы убрать за других? Мне вот неприятно отдыхать на скамейке, когда её оплевали, заставили бутылками и семечек накидали. Если нет других вариантов, а есть рядом урна, обязательно уберу. Может, персонажу, как бы так выразиться…Чтоб не смеялись…? Костюм мешал? Как следует из рассказа, мужик он нормальный, работящий. Затырканный только. Ну, не выдержал давления, побежал подышать с воздухом, с ветром, а может, сам с собой поговорил. Если нет подходящего собеседника – тоже выход. Но когда он пошёл, точнее, побежал назад – тут начинается слабое место. Нет, написано – вау! Но – нелогично. Почему ему понадобилось лезть на крышу? Покончить с ветром в голове? Я не знаю.. Он ему много интересного нашептал, но перед этим, считаю, он просто обязан, раз такой ответственный, отчитаться перед боссом. Тот его бы похвалил, назначил на новую должность. И все бы обрадовались, кроме него. Забот бы прибавилось! Но этот момент нужно расписать. Добавить, что с новой должностью он и не обязан всем помогать, но всё равно помогает – такой уж он безотказный. А на крыше ремонт можно устроить или дверь хлопала, он решил её прикрыть. Та девушка, которая ему симпатизировала, что-то там забыла. Вариантов много, рассказ требует небольшой доработки в этом моменте. Пробегись по нему рано утром за кружечкой чая и всё поймёшь. Авось, родится повесть или из удачного произведения родится шедевр! Ты в шаге от него. А насчёт героя – подумай, может его не убивать?

        • Максим, благодарю за критику. Пересмотрю сей рассказ двадцатилетней давности на предмет вариативности и редактуры. НО — суицида в рассказе нет и близко. Там есть внутренний конфликт окружающего и внутреннего, и в какой-то момент они сливаются, размывая грань… герой не осознаёт что реально, а что иллюзорно… СУИЦИДА в рассказе нет. Там — смерть героя, как кончина противоречий мира души и современного циничного пространства. ЕСЛИ ЭТО НЕ ЗАМЕТНО СРАЗУ, ЗНАЧИТ МНЕ ЧТО-ТО НЕ УДАЛОСЬ ВНЯТНО ИЗОБРАЗИТЬ. хотя… некоторые двери не сразу открываются, а за обшарпанными бывают роскошные залы… СПАСИБО.

  2. Загнала жизнь человека… Написано давно, но и теперь звучит актуально. Хорошо написано, Игорь, но очень горько . Переделывать ничего не стоит — всё на месте.

  3. Игорь, молодец, отмечусь, хотя и давно читала это произведение. Ничего не переделывай, всё на месте.

    • Дина Леонидовна, благодарю! про рассказ «НАТАША» помню, но Юрию Николаевичу не нравится сей рассказ 🙂

  4. Когда-то писал дипломную работу, сравнивал Экзистенциалистов и нашего Вампилова искал общие мотивы. Теперь прочёл рассказ и вспомнил… Очень похоже. Хороший рассказ.(Но подобные вещи — это как лекарство, которое стоит принимать очень осторожно) Игорь (не знаю отчества, к сожалению) наверное является очень большим поклонником Камю… Образ Солнца, как воплощения абсолютной свободы из раннего детства, а ещё особая почти враждебная изолированность внутренних миров героев…Сам же Камю в последствии пришёл к выводу, что если смысла жизни нет, то его просто стоит придумать… Вот так. Зато сколько романов написал, сколько статей, чтобы осознать такую простую мысль… Так произошла его творческая эволюция от главного героя-нигилиста Мерсо «Постороннего» и до жертвующего собой во имя других (причём без апломба и также буднично, только потому что он доктор) Риэ из «Чумы». Если вернуться к творчеству автора, от себя лично могу посоветовать «Брезентовый парус», очень хорошая, светлая вещь, гарантирую удовольствие от похожего описания солнечных дней. Авторский стиль Игоря Братченко там явлен наиболее полно.

    • Спасибо, Павел за комментарий. Наверное, каждый писатель -философ, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но — философ. Философ с большой степенью эмпатии становится писателем. Как писал тот же Камю: «Не может человек по-настоящему разделить чужое горе, которое не видит собственными глазами». И потому любой рассказ связан с внешним осязаемым пространством, с сопереживанием, с переосмыслением… иногда мысли так плотно теснятся, что ничего не пишется 🙂 И если читали мой рассказ ПИРАМИДА, то тоже можно сказать о нём словами Альберта Камю: «В истории всегда и неизбежно наступает такой час, когда того, кто смеет сказать, что дважды два — четыре, карают смертью». Вам всего доброго и творческих успехов.

      • Увы, как это не печально, но людей имеющих смелость высказывать собственное мнение в лицо оппонента, не любит ни начальство, ни даже закадычные друзья.

        • Анатолий, знаю, что Вас и ценят, и любят! И спасибо, что высказываете собственное мнение. Лично мне всегда интересны и Ваши произведения, и Ваше мнение. Просто по поводу конкретно возможных правок в этом произведении наши мнения не совпали))).

          • Дина Леонидовна, вообще-то, я с самого начала своего постинга оговорился, что править ничего не надо. А то, что зацепился за мелочь, так то такая у меня натура — въедливого, отставного милиционера-прагматика, ,в определенной стерени, спеца в суицидных делах.))
            Но к литературе это совершенно никакого отношения не имеет.)
            Автор сам решает, как ему поступать в том или ином случае.
            Кстати, у меня перед Вами должок — увидимся при случае, обязательно вручу экземпляр своей повести.

        • Врагов имеет в мире всяк,
          Но от друзей спаси нас, боже! — как сам Пушкин писал. Там не смелость нужна, а некоторая отрешённость. Множество из моих товарищей поменялись и не все в лучшую сторону) А начальнику… Зачем ему моё мнение? Если он дурак, то всё равно не послушает и обидится, а если умный — станет ещё умей и уйдёт наверх, а я останусь на прежнем месте. Если же не сложится ничего, то негласно может переложить ответственность на меня, сделав белой вороной в коллективе. Так что сойдёмся на том, что моё мнение никого не интересует… Даже если оно компетентное в высшей степени. Такие дела, Анатолий Яковлевич.

          • Павел, очень многие проблемы возникающие во взаимоотношениях между людьми, и, в первую очередь, можду друзьями, возникают по причине банальной зависти.
            Преуспел человек больше, чем я, почему бы не охаять его, даже если на это нет никаких видимых причин.
            Лично я с таким явлением по жизни сталкивался очень часто.
            Что касаемо начальников, то я своё мнение на ту или иную проблему всегда отстаивал невзирая на то, кем является мой оппонент.
            Я и с генералом Варенниковым говорил на равных, и он, кстать, даже обозвав меня мильтоном, в итоге согласился с моими доводами. А вот с генералом Волкодавом, нашим начальником УВД, взаимоотношения так и не сложились. Я прямо сказал ему на Коллегии, что дробление четырёх городских РОВД на двенадцать ТОМов, ни к чему хорошему не приведёю, и вся эта затея только ради того, чтобы новоявленному начальнику городского УВД полковнику Леониду Голощапову получить звание генерал-майора, а ему самому — генерал-лейтенанта, в итоге закончится фиаско.
            Оно потом так и вышло. Но это уже после того, как меня самого, в добровольно-принудительном порядке отправили на пенсию, чтобы не путался под ногами.
            Сейчас работаю над новой повестью (а может быть и романом — как получится) «Предательство», где как раз затрагиваются многие аспекты связанные с событиями августа 1996 года, когда мы тупо сдали Грозный на милость боевикам. Но там, говорится не только об этом. Две части произведения уже выложены на ветеранском литературном сайте artofwar.ru. Но, это только начало.
            А что касаемо темы суицида, которую затронул автор, то это весьма сложная и животрепещущая проблема, которая как никогда сегодня актуально, поскольку затрагивает интересы многих слоёв российских граждан, и в первую очередь — молодёжи.

  5. Анатолий Яковлевич, а в каких случаях итог — овощ? вероятно в тех, где кислород некое время не поступает в мозг? а ещё варианты? любопытно… от «спеца в суицидных делах» хотелось бы узнать детали… или в рассказе расскажите? 🙂

    • Игорь, это весьма сложная и деликатная тема, о которой в открытой печати профессионалам не принято распространятся.
      В своё время, лет сорок тому назад, по этой проблеме я готовил доклад для выступления перед курсантами Астраханской СШМ. Пришлось перерыть кучу материалов ДСП, и добавить к ним своё видение проблемы как практического работника.
      Сейчас, повторять тот доклад как-то не с руки, но, с учётом того, что происходит нынче в молодёжной среде, наверно соберусь духом, и выдам «на гора» пройденный когда-то материал.
      Сами понимаете, что любой человек живёт не в замкнутом пространстве, и на принятие «окончательного» решения, влияет множество факторов, зачастую, воспринимаемых самим индивидуумом, не совсем верно и адекватно, что и приводит его к краю пропасти.
      Кстати, весьма немаловажную роль во всём этом «процессе», имеют обстоятельства, которые уголовным законодательством трактуются как «доведение до самоубийства».

      • Спасибо за ответ. Будем ждать освещения этой темы с актуальностью для нашей страны, тем более за рубежом создаются группы в интернете, участники которых, договариваются о совместном уходе, групповом, или индивидуальном, на веб.камеру. Доведение до самоубийства — применяется к индивидууму или небольшой группе, а не к государственной системе, лишающей смысла жизни многих и многих граждан. Для человека важно иметь возможность влиять на среду обитания, когда же тебя зашоривают, давят ботинком и дубинкой… то создаётся среда как для инфантильного ухода, так и для бунта — камикадзе. Побольше бы камикадзе и те, что сейчас «рулят» ушли в тайгу, лес валить…

        • Было бы лучше, если в роли «камикаде» выступала другая сторона.)
          У меня был друг (скончался несколько лет тому назад), а у него был сын. Нормальный парень, большой фантазёр и выдумщик в возрасте 13-ти лет. Много что умел, жизнь любил, и накладывать на себя руки не собирался.
          А ходил он на ту пору в кружок, где вместе с пацанами изучал морское дело и всё прочее. И вот однажды, руководитель кружка рассказал историю о том, как приговорённые в повешенью гардемарины придумали хитрый ход, чтобы избежать смерти. По тогдашним законам, если по каким-либо причинам повешенный не умирал, то смертная казнь ему заменялась пожизненной каторгой.
          И что они придумали — перед казнью просили палача самим завязывать узел на петле. Но вся хитрость была в том, что в процессе казни, этот узел невероятным образом развязывался.
          Руководитель кружка показал пацанам как завязывать сей узел, и на собственной руке продемонстрировал, как он развязывается.
          Артём — так звали того пацана, придя домой, решил на себе проверить этот узел. И ничего лучшего он не придумал, как испытать его не на руке, а на шее.
          Увы, «фокус» не удался, и пацан погиб. А тот руководитель кружка, после того как узнал о случившемся, потерял рассудок.
          Отец не перенёс такую трагедию (сердце не выдержало), и сейчас лежит в могиле рядом с сыном.

          • да… безрассудно и трагично… слово, идея калечат неподготовленные умы и волновым эффектом сотрясают пространство. «КАК СЛОВО НАШЕ ОТЗОВЕТСЯ…». Ответственность. Благодарю!

  6. Прошу меня простить, 🙂 внесу свою маленькую лепту в переписку Павла и Анатолия Яковлевича… у меня в рассказе не суицид… случайность…. как элемент в цепи многих стрессовых событий в жизни героя… ну, и, наверное, духовное одиночество — иначе иллюзии не властвовали бы так над его разумом.

    • Игорь, в юриспруденции любое деяние совершенное умышленно, либо неосторожности, или вообще случайно, в любом случае трактуется как преступление.
      Точно так же, и с суицидом. Оно может быть случайным, и даже не предумышленным, но в любом случае к нему ведет цепочка определённых закономерностей, в какой бы они форме не проявлялись.
      У героя вашего рассказа, все случайности, выглядят как закономерности, которые и привели его к краю пропасти.
      ВУ своей милицейской практике я встречал людей, которые мечтали свести счеты с жизнью, но только так, чтобы это не выглядело как самоубийство, а как несчастный случай.
      Сами понимаете, почему они этого хотели. Хотя, понять такого человека невозможно — у каждого индивидуума в голове свои тараканы.)
      Но это, больше из области психиатрии, нежели юриспруденции.

      • С вами не поспоришь… хотя я бы не стал относить суицид (огульно) к психиатрии… есть случаи когда человек принимает взвешенное решение, как единственно верное. Банкроты, например, люди испытывающие физические муки. В прошлом году закончил повесть и там, почти через двадцать лет после написания рассказа, обозначил тему намеренного суицида. И, конечно, у всего там есть причины и следствия (если интересно или время позволяет, то с 77 стр. «Взгляд в бездну») https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=77&*=gyBtntxX4r%2FxARlFQVgVKZVINBp7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vRVNUUjMyL0p5WW9NV05hZFptVmJvOHo0YTZ1SlZ0VDFEbVZMRXF1RHliZlU3bnNGRnZ0bzNvcXJZNkh0UTh3SnEvSjZicG1SeU9Kb25UM1ZvWG5EYWc9PSIsInRpdGxlIjoiKNCU0LDRgNGM0Y%2FQvdC%2B0LIpINCS0JjQntCb0J7QndCn0JXQm9CsICjQuCDRgNCw0YHRgdC60LDQtykzMNC80LDRjzIw0LPQvtC00LAgKDEz0LrQtdCz0LvRjCwgMTYw0YHRgtGAKS5wZGYiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInVpZCI6IjAiLCJ0cyI6MTU5NjU2NzAwOTA2NywieXUiOiI0Njk5OTgxNzExNTk2NTYzNDIzIn0%3D

        • Насчёт взвешенного решения.
          К нему человек идёт не от «фоноря», а в связи со складывающимися негативными обстоятельствами, когда в их появлении зачастую виноват он сам, а не кто-то другой. Просто человек по складу своего ума и характера, не видит, или не хочет видеть иного разрешения создавшейся проблемы.
          Зачем, к примеру, брать кредит, если нет уверенности в том, что ты его погасишь? Не лучше ли обойтись теми мизерными средствами, что имеешь, и пережить не самые лучшие времена, экономя на всём? Но нам ведь всегда хочется фраернуться перед друзьями, супругой и сослуживцами, а в итоге никто из них не поможет тебе выбраться из долговой ямы.
          Но, что-то о грустном мы сегодня заговориди. А ведь сегодня День Рыбака, и кому как не человеку с Мумры его праздновать.
          С Праздником, однако!

          • я к этому острову малое имею отношение — всю жизнь прожил в Шевченко, ныне -Актау и родился, по сути, в Баку — за несколько дней до «явления» маман решила лететь на историческую родину, доверяя местным медикам… И рыбу не люблю, и вечно пьяных рыбаков… Я — Перекати Поле, без родины и флага… чужой среди своих. Как говорил Губерман о себе: среди славян я иудей, среди евреев — славянин…

      • «…понять такого человека невозможно— у каждого индивидуума в голове свои тараканы.)»…???….

        • Анатолий Яковлевич,каждый может оказаться на грани невыносимого отчаяния… и не думаю,что литераторам эта тема может быть чужда… и суицид отнести к психиатрии можно, если вы вне творчества. В искусстве же самоубийство — вполне приемлемая часть… если неотъемлемая…

          • : ) спасибо за понимание! Душевные муки они всегда пограничны с «нормой»… а писатель-художник, точно и сам — не норма.

          • Не спорю — суицид в литературе вещь приемлемая. Та же «Анна Каренина» Льва Толстого. Но почему-то именно за этот роман Толлстой был подвергнут прессингу со стороны православной церкви, которая, как известно, запрещает самоубийства, равно как и аборты.
            Да, человека до крайности могут довести неблагоприятные житейские обстоятельства, выход из которых он видит в добровольном уходе из жизни. Но ведь не только это частенько случается, когда человек под влиянием сторонних сил и обстоятельств сводит счёты с жизнью.
            Сейчас стал весьма модным среди молодежи суицид, который никак не связан с их житейскими проблемами. Такими людьми добровольный уход из жизни выглядит как некая компьютерная игра. Именно они — компьютерые игры сомнительного содержания, зомбируют умы молодых людей, подталкивая их на совершение необдуманных поступков. И думаю, что сие новомодное явление, не имеет ничего общего с литературой, а как раз с той самой психиатрией, про которую я упомянул ранее..
            Сразу замечу, что мои умозаключения к авторской работе не имеют никакого отношения. Просто хотелось поговорить на данную тему, поскольку, в настоящее время проблема необдуманного и необоснованного суицида, к великому сожалению, стала весьма «модным» явлением. Уже отмечаются факты коллективного суицида, особенно среди школьников, а это может привести к куда более худшим последствиям, нежели совершение иных, уголовно наказуемых тяжких преступлений.
            В бытность моей работы в милиции, каждый случай суицида становился предметом тщательного расследования обстоятельств, приведших к самоубийству. Сейчас же, современные правоохранители, порой, даже убийство пытаются выдать за суицид, с тем, чтобы не морочить себе голову поисками преступника.
            А это, весьма и весьма печально.

          • сомневаюсь, что православные после того, как Лев Николаевич въезжал на тройке в церковь, простят ему суицид в его произведениях))……. А насчёт зомбирования на самоуничтожение в компьютерных играх можно также сказать, что и литература повинна в склонении к суициду. Вспомните «Страдания юного Вертера», в 18 веке после опубликования которого повлекло массовые самоубийства среди молодёжи?.. а теперь на молодёжь действеннее влияют комп.игры, так как наши сегодняшние дети намного меньше интересуются литературой…

          • … да, и не каждый может устоять против жизненных перипетий… но поразительнее всего, когда человек на пике благополучия и материальных благ сводит с жизнью счёты… вот где вопросов больше

  7. Насчёт «Перекати Поле» я понял сразу, не обнаружив Вас живушим в нашей области. Что касаемо рыбы, то она мне опротивела ещё в детстве, когда вместа игры в футбол со сверстниками, родители заставляли меня её ловить в любое свободное время. Не только для того, чтобы её потом есть, но и кое-что продавать на базаре, поскольку денег в семье в ту пору хронически не хватало. Но День рыбака я всё рвно любил — из-за фейерверка.)
    А что касаемо евреев, то есть такой «бородатый» анекдот.
    Встречаются два еврея, и один говорит другому: «Слушай — Мойша, вот когда мы с тобой жили в Одессе, все нас называли евреями, но стоило нам перехать в Израиль, как нас стали называть русскими. Не знаешь, почему так?

  8. С удовольствием перечитал рассказ. Наконец-то у нас появился настоящий, думающий, современный прозаик. И говорить здесь
    надо о душевных муках, о переживаниях приведших к такому
    драматичному концу. Игорь, ты, молодец!

    • Борис Аркадьевич, благодарю за столь лестный для меня отзыв!

      • Игорь, будь осторожен с такими темами!
        Когда Есенина спросили, почему он так много пишет о смерти? Он ответил, как истинный поэт: — Тем самым утверждая жизнь на земле!- Однако, всё обернулось
        так как он предсказал: » В зелёный вечер под окном на рукаве своём повешусь…» О, сколько настоящих писателей проходя по острию между жизнью и смертью, настолько вживались в образ героя, что
        после написания произведения их личная судьба становилась трагедией !

        • я думаю, Борис Аркадьевич, в какой-то момент любому соавтору становится тесно в пределах его роли, он хочет быть Автором, а как стать автором, если ежедневно борешься с плотью? Разум и душа говорят одно. а тело другое. И я не верю в самоубийство Есенина — поэты любят жизнь и говоря о смерти поэт говорит о весне, о возрождении, как птица Феникс… : ) Мне так мыслится. Роль самоубийцы больше подходит к прозаикам : ) там явно происходят долговременные сдвиги. Поэт создаёт калейдоскоп — феерию жизни, а прозаик режет из камня, который иногда и сам может не поднять…

          • Игорь, о Есенине я знаю
            больше чем о себе! Занимаюсь его творчеством с 16 лет. И, поверь, встречался с писателями, ( Сергей Кошечкин, Юрий Прокушев, Валентин Сорокин — зампред Есенинского комитета) которые ещё с 50-тых годов прошлого века первыми стали вновь писать и говорить о великом поэте. И все они уверенны в том, что Есенин предсказал свою гибель, но как она произошла на самом деле пока остаётся тайной, которая до сих пор не раскрыта до конца!

  9. Вот жеж тема! и надо же — такая буря : )
    Суицид – это что? Психическое отклонение, диагноз, преступление против вечной души? окружающие называют нормой, те иллюзии, что движут ими изо дня в день – бешенное вращение в колесе бытия, не дающее возможности взглянуть на себя в этом мире, на своё «я», протестующие в глубине души? Говорить о том все художники — психи и не норма – это привычно. Они, художник, все — психи, паноптикум, палата номер шесть… Можно говорить об особенностях мышления и восприятия мира, нас окружающего. Можно задаться вопросом: «А кто и что есть – Человек»? Биоробот, живущий по заложенной в него программе, при отклонении от которой он списывается в утиль или отправляется на перепрошивку-перепрограммирование? Или же, все же, человек — это соавтор этого мира, самонастраивающаяся, само программируемая система, стремящаяся не только приспособиться к новым условиям, но и изменить в сторону некого эталонного идеала?
    При этом настоящие психиатры, не те что — зубрилы, а те что – умеют думать, говорят: «суицид — явление социальное, касающееся и отдельных субъектов, и общества в целом». А потому в кризисы культурные и экономические таких «не норм» становится больше. Болен не субъект, больно общество. Раньше, на заре компьютерных игр, в них были ситуации, когда персонаж попадал в некую «яму» … и всё – гейм овер! Перезагружайся и играй сначала.
    Есть люди, познающие и осознающие мир и есть люди, живущие в нём, принимающие его как некую данность. Но кого в этом мире больше?
    «Почти все люди в то или иное время думают о суициде. Саморазрушение является одним из многих жизненных выборов, открытых для людей. Дж. Мерло, автор книги «Суицид и массовый суицид», утверждает: «80% людей признают, что они в разное время играли идеями о суициде». «Ни одна группа, национальность или класс людей не свободны от этого «непростительного греха общества». Все люди имеют тенденцию к саморазрушению, которая различается лишь по степени выраженности или интенсивности проявлений у разных людей и в разных обществах. Психологи считают, что желание умереть является частым среди детей, а суицидальные фантазии вполне естественны для обычных взрослых людей. Эти желания могут быть выражены по-разному: «Если бы я сейчас умер, мои родители пожалели бы, что относились ко мне так плохо», «Лучше умереть, чем так дальше жить», «Я устал от жизни», «Вам без меня будет лучше», «Вам не придется слишком долго меня терпеть». Эти высказывания могут показаться не связанными с самоубийством, но именно они используются в пресуицидальных беседах и записках. Угрозы могут превратиться в действия. Вместо пассивного принятия непреодолимых трудностей возникает активная декларация независимости: смерть от своих рук. Жертва как будто кричит: «По крайней мере, я сумел сделать хотя бы это». Суицид как протест и суицид как избавление от диссонанса бытия. Разве не так?
    Меня всегда удивляет, когда некая группу берёт на себя право судить, что верно, а что нет. Вот так – просто! Без погружения в глубины миропонимания и сознания, плавая на поверхности общепринятых «сереньких» норм. Верно, они обладают глубинными познаниями бытия? Тогда над чем бьются, в попытке понять и постичь, великие умы философии, религии, мистицизма, если обыватели, сгруппировавшись некой толпой, уже имеет понятие о правильном?! Нам не хватает самоуважения и уважения к окружающим нас людям. Система глобального мира, мира жизни и мира звёздных систем, законов вселенной – идеальна. И всевышний создавая её хотел бы чтоб мы вписывались в неё, а не ковырялись в носу, гадали на соплях и порождали хаос вокруг себя. Оглянитесь. Вы видите прекрасный мир? Что создал человек на этой планете? Помимо приумножения насилия и хаоса?
    Я как безумец жаждаю свободы
    И выдыхаю воздух бытия.
    Хочу туда, где нет плохой погоды
    И нет постылого мне «я».

    Кричу: «Карету мне, карету!»
    Но нет дороги в этот край.
    Я как слепец, идущий к свету —
    Во тьме потерян мною рай.

    • Как практик, сталкиваясь с фактами суицида, я становился свидетелем того, что пишут свмоубийцы в своих предсмертных записках.
      И самое интересное заключается в том, что большинство из них никого не обвиняло в том, что именно они стали виновниками принимаемого решения, что, кстати, существенно затрудняло расследование по установлению истинных причин суицида.
      Но, тем не менее, в итоге истина торжествовала. А основными причинами повлиявшими на принятие окончательного решения, были:
      — конфликт родителей и детей;
      — неразделённая любовь;
      — материальные или финансовые затруднения, из которых человек не мог выбраться самостоятельно, и в какие он не хотел втягивать своих близких людей;
      — неизлечимая болезнь, продолжительное время мучавшая человека;
      — конфликт социального, или бытового характера, произошедший с отдельным человеком, или группой лиц.
      Особняком стоят самоубийства произошедшие на почве злоупотребления алкоголем, наркотиками и галюциногенными препаратами.
      Лишний раз упоминать про самоубийства замаскированные под несчастный случай, не стану. Такие тоже бывают, и, порой, правоохранителям весьма сложно докопаться до истины, поскольку, человек решивший уйти таким образом, тщательно готовится к принятию такого решения, прорабатывая в уме все детали задуманного..

      • Присоединяюсь ко всем похвальным отзывам об этом замечательном рассказе. Но поскольку полемика развернулась, в основном, не о несомненных литературных достоинствах произведения, а по теме суицида, не могу удержаться, хочу вкратце рассказать об одном запутанном уголовном деле. Случайно я принял участие в судебном процессе в качестве присяжного заседателя. Суть дела, казалось бы, была простой. Во время дежурства в одном здании некоторое время находились лишь два сотрудника: офицер и сержант. Офицер был найден застреленным двумя выстрелами в голову, произведёнными из пистолета сержанта. Было достоверно установлено (свидетельскими показаниями, показаниями самого обвиняемого, экспертизами и другими следственными действиями), что в указанное время в здание никто не входил, проникнуть тайно не мог. Обвиняемый вину в убийстве отрицал и пояснил, что во время отлучки в туалет снял ремень и кобуру с пистолетом и оставил на хранение офицеру. Услышав выстрелы, быстро (насколько было возможно в данной ситуации) выскочил в коридор, увидел открытой дверь в один из кабинетов, вбежал туда и увидел лежащего на полу офицера, начинающее растекаться небольшое кровавое пятно и лежащий рядом пистолет. Сержанту до выхода на пенсию оставался месяц, мотивов для убийства у него не было, с офицером они были в хороших отношениях, он его очень уважал как опытного старшего товарища и наставника, офицер тоже относился к нему хорошо. Всё, что я описываю, достоверно установлено в ходе следствия, подтверждено многочисленными свидетельскими показаниями, следственными экспериментами, заключениями астраханской и ростовской экспертиз. Причём заключения двух экспертиз различаются друг от друга весьма значительно. Перед присяжными стоит задача решить: виновен ли в убийстве обвиняемый или нет. Если виновен, то есть ли у него смягчающие обстоятельства. При этом до присяжных доводится только определённая информация, касающаяся самого факта преступления. Никаких уточнений, рассказов о предшествующих событию фактах. Судья постоянно прерывает речь адвоката — этого присяжным знать не нужно, другое не относится к делу и т.д. Речь стороны обвинения льётся без ограничений. В итоге после продолжительных бурных споров присяжные с перевесом в один голос выносят вердикт: виновен, достоин снисхождения.
        Главным аргументом, как стороны обвинения, так и присяжных, было убеждение, что человек не может стрелять в себя дважды. Хотя в истории известны как минимум несколько подобных случаев. Анатолий Яковлевич, если я неправ, поправьте меня.
        Я пытался не вдаваться в подробности этого дела, чтобы не утонуть в деталях.
        Впоследствии я узнал, что у офицера были серьёзные причины для самоубийства (хотя я лично убеждён, что причин для самоубийства не может быть вовсе). Незадолго до трагедии он застраховал свою жизнь на кругленькую сумму (цифра восьмизначная). Если бы был доказан факт суицида, страховая компания не выплатила бы ни рубля. Не представляю себе, как может прийти в голову зрелому и далеко ещё не старому мужчине мысль застраховать свою жизнь, потратив значительные средства. А спустя некоторое время его убивают. Может быть, он был провидцем?
        Игорь, поздравляю Вас с отличным рассказом, спасибо за доставленное удовольствие от прочтения. Прочтения, после которого ещё долгое время размышляешь о жизни. Приношу извинения за длинный комментарий, хотел написать коротко, но не получилось.

        • Ого, какой детектив — интересно-запутанная история получилась! Спасибо.

        • Тёзка, в моей милицейской практике был случай похлеще.
          Одна семнадцатилетняя девушка? решив покончить с собой, наглоталась снотворного, но этого ей показалось мало, и она re[jyysv yj;jv вскрыла вены на левой руке. Но и этоuj ей не хватило, и в итоге она задушилась колготками, зацепив их за дверную ручку.
          Поначалу подумали, что имеют дело с убийством, в котором заподозрили её отца — алкаша, вусмерть пьяного спавшего в соседней комнате, но потом нашли дневник той девчонки, и выяснилась причина суицида — неразделённая любовь.

  10. Когда-то, много лет назад, я твёрдо была уверена, что покину этот мир, как только из него уйдёт моя мама, которую я обожала и опекала всегда. Мне казалось, что долг мой будет выполнен, и больше нечего делать будет в этом мире… Но однажды мне приснилось, что я должна уйти, отравиться — и я поняла, что не смогу этого сделать: ведь я христианка, и мир этот, здешний мне дорог и интересен, и в нём ещё много тех, кому нужна моя помощь… А другие пусть сами решают, нужна ли им жизнь со всеми её тревогами и радостями или…

    • да. потому и причины свершённого акта в первую очередь социальны. И вы точно всегда нужны! : ) Если есть смысл бытия и покуда он есть, в голову не придёт мысль о кончине. Причина всегда в обществе и семье… Мы демонстрируем окружающим своё недовольство и равнодушие, а затем клеймим позором оступившегося. Спасибо за комментарий, Вера Ивановна.

  11. Игорь, боюсь обидеть, но меня совсем не впечатлило. Много отвлечённых рассуждений, а сути нет. Мало реальности, мало жизни. Всё больше какие-то заоблачные высоты. Впечатление такое, что вся глубина и гамма чувств героя понятна лишь автору, но не читателю. И вот приходится каждому домысливать по своему, кто во что горазд. Меня часто критикуют за прямолинейность, но я хочу ясности и убедительности. Среди твоих рассказов, вошедших в книгу «Брезентовый парус», есть куда более удачные.

  12. Александр, я не слишком обидчив… а творчество на то и творчество — чтоб одни могли почитать и получить удовольствие (ибо легло надушу), а другие могли по плеваться : ) так что: «спасибо за отклик». ну, а насчёт домысливаний — разве это плохо? статичные формы подвержены времени и не сейсмоустойчивы…

  13. А вот теперь, после бурного обсуждения темы суицида, пора уж разложить по косточкам само произведение.
    Заранее оговорюсь, что я не провожу параллель между главным героем повествования, и его автором.
    Итак, по тексту.
    .
    >Сначала жена закатила истерику, что бреюсь утром, а не с вечера, как все нормальные люди.

    Все нормальные мужики бреются как раз утром, перед тем, как пойти на работу, а вот те из них, кому утром спешить некуда, а вечером намечается встреча с любовницей, самое то – побриться перед этой встречей. И если супруга про это заговорила, то это может быть первым «звоночком» для мужа, что она ему изменяет. Вполне возможно, что это всего лишь его домыслы, но, на психику исподволь действует. Тем более в семье, где мужу отведена роль «подкаблучника», такое вполне возможно.

    >И где она видела этих «нормальных людей» ?!

    Вполне может быть, что уже видела. Потому, и есть, что с чем сравнивать))

    >Потом дочь, что кофе закончился,

    Переходный возраст, куда от него деться. Проблема отцов и детей, однако.

    >Вздыхаю: «Как долго это может продолжаться?»

    А всяческие мысли, уже подспудно роятся в голове.

    >Ноги вынесли меня к морю. Штормило. Волны разбивались о камни, накатываясь на берег, шелестели увлекаемыми за собой ракушками.

    Резкая смена погоды. Буквально только что было лёгкое дуновение ветра, и уже почти шторм. Как в сказке о рыбаке и рубке. Для усиления экспрессивности повествования сойдёт, но в реальности, такое маловероятно.

    >Я в изнеможении прислонился к большому наклонному куску скалы и прикрыл глаза. Камень вздрагивал при ударах волн о берег. Налетавший волнами ветер нёс с собой влагу и брызги.

    Сомневаюсь, что скала может вздрагивать от удара волн. На то она и скала, что может дрожать разве что при землетрясении.

    >Это не мои мысли! От неожиданности я подскочил. Вокруг ни души. Но голоса… С левой стороны шепот: «Боишься?! Я буду даже тогда, когда не будет тебя. Я буду в твоём завтра, как есть в твоём сегодня…»

    Голоса, это уже явная психиатрия.

    >Я бежал. Я знал, где он меня не достанет – там, где простор, там, где ему негде спрятаться.

    Странно, но именно на крыше ветер будет дуть с большей силой, и ему там незачем будет прятаться.

    >Тепло разлилось по моему телу…

    Весьма спорное ощущение. При покидании крови из человеческого тела, (что и произошло в описываемом случае), становится не тепло, а как раз наоборот. Именно по этой причине, самоубийцы, решившие перерезать себе вены, и сделать себе кровопускание, ложатся в ванную, наполненную тёплой водой.
    И, пожалуй, повторюсь, если скажу про то, с чего начал обсуждение. В любой ситуации, даже в самой неблагоприятной, обязательно можно найти выход, и обойтись без суицида. У героя повествования такой выход тоже был, но он решил пойти по пути наименьшего сопротивления. И тут, просматриваются явные отклонения в психике, усиленные целым комплексом неблагоприятных моментов, которые он воспринял чересчур всерьёз.

    • я бы мог, конечно, не отвечать ещё раз… но — там нет и мысли о суициде! ЕГО ТАМ НЕТ! там есть ВЕТЕР и СОЛНЦА, там есть СТРЕСС… ИСКАЖЁННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА… он оступился и упал… за кадром осталось: это его внутреннее, скрытое побуждение/побег или же внешние факторы иллюзий привели в такому событию… Эгрегоры его ранней жизни. Иногда люди видят разноцветный песок, но не видят что из него собрана мандала. так бывает… Здесь спор материалистов-атеистов с человеком который очень давно занимается даосской йогой, медитаций, праноямой и тд. У нас, что очевидно, разное понимание причин и следствий. Мой герой не говорит:
      ­­Я отправляюсь в дальний путь,
      На что давно имею право.
      Мой путь души текуч, как ртуть,
      Хотя, конечно же, отрава.

      Мне вещи не собрать в дорогу –
      Как и пришёл — пойду босым.
      Тропой неведомой, к порогу
      Судьбы, где ждёт мой серафим.

      Для него это тоже неожиданность, хотя и закономерная в этом бешеном круговороте алчного бытия. Утверждение эволюции, ведёт к бездуховности. ВОТ. Спасибо за разбор. Всем — успеха в творчестве!

      • Я уже писал ранее, что суицид, равно как и преступление, может быть совершено по неосторожности, без злого умысла.
        А вот теперь представьте, как будут квалифицировать органы правопорядка, это самое случайное падение человека с крыши дома.
        Могу с полной уверенностью сказать, что квалифицируют как банальное самоубийство. И им будет совершенно безразлично, что там медитировал человек перед падением, поскольку, в юриспруденции нет такого понятия, как самоубийство совершенное под воздействием медитации. Тем более, что есть живые свидетели, которые кричали ему что-то там, когда он бежал по лестнице, а потом оказался на крыше

  14. и, к слову, насчёт крыши (и некоторых других моментов) — человек рассматривает землю (приземлённость) как нечто злое и порочное и потому стремится подняться выше, оторваться от неё. Ветер метался по городу и справа и слева нашёптывал ему… вырвавшись на открытое пространство, герой предполагал ослабить метания ветра, ослабить его влияние… Я НЕ ПИШУ НЕ ПРОДУМАННО — медитирую на тему и затем описываю полученный результат. Не думаю что стоит описывать медитативность работы… . так что, «странно», что это было не понято… но так бывает и меня это не удивляет…. Лишь хочу сказать спасибо за внимание и попытку понять сделанную работу. : ) ну, что ж, у каждого свой путь… кому-то собирать картошку на грядках, а кому-то мандалу из разноцветных песчинок, зная, что потом всё это сметут в ведро и — вновь сортировать по цвету, и вновь потом собирать. САНСАРА. Всего доброго! : ) да, прибудет с вами сила, друзья!

  15. Жанр кроткой прозы непрост. Рассказ хороший, и не имеет особого значения давно ли он написан, поскольку злободневен. Язык отражает и время, и состояние героя. Не известно, каким нервическим языком сейчас писал бы любимые всеми рассказы Антон Павлович Чехов, окунись он в нашу жизнь.
    Хорошо, Игорь, поздравляю.

    • Цецен Алексеевич, благодарю вас и за время потраченное на мой рассказ, и за время потраченное на прочтение комментов! 🙂 Но больше всего, конечно, за ваш отклик! в любом времени должно быть немного медитативности иначе рутина съест нас. Благодарю.

  16. Спасибо – не спасибо, а рассказ нуждается в доработке. Многие это подметили. И ели не слушать остальных: «Типа, оставляй, и так пойдёт» (прямо, как в короткометражной ленте «Вовка в Тридевятом царстве»), то автору стоится задуматься, тем более, что столько комментариев оставлено для него. А нужны будут недочёты – будут! Главное, чтоб они дошли до его сердца и был стимул к работе.

    • ну, в таком случае кратко: рассказ продуман и не нуждается в доработке. стилистика рассказа продумывалась. я не пишу по наитию. Прежде чем начать писать рассказы (20 слишним лет назад, а я уже работал корреспондентом в газетах, я перечитал публикации Александра Митта о драматургии,и других авторов, конечно) есть работы до которых нужно дорасти иначе — не понять, я не признаю пустое повествование, а потому чаще за фразами читаемыми — есть смысл вне внешнего. И когда я говорил о доработке, имелось ввиду — подправить отдельные моменты фраз, чтоб письмо было ровнее и прозрачнее… и всё. Так что… как-то так… господа критики. Тем более — критика была спорной и не по существу… Критике конструктивной всегда рад.

  17. И — есть такой автор Майк Гелприн, с красивым, безупречным письмом… он умеет писать, он чувствует строку, не теряя драматургии своего повествования, например рассказ «Свеча горела»… кто-то скажет: «мне не нравится, на любителя»! Ну, так и всё — на любителя. Чтоб быть безапелляционным критиком — надо быть знатоком литературы, филологом или хорошим и вдумчивым читателем. Мне нравится как пишет Токарев, а потому я спокойно воспринимаю его замечания. А если бы : ) Майк Гелприн написал мне разнос… я бы затух и пошёл бы учиться дальше, но — всё на любителя. Мои рассказы прошли обкатку в еженедельниках (газеты и журналы — приходила читательская почта), где мне платили гонорар (я вообще не понимаю, публикации, где автору показываю шиш). Так что — давайте жить дружно, критиковать конструктивно (а не: «мне не нравится» или «я не понял»), стремиться понять работу Автора, помня: кому-то мил Достоевский и российский кинематограф, а кому-то Рей Брэдбери и Голливуд. Мир разнообразен, не надо торопиться в суждениях (осуждениях).

Добавить комментарий для Павел Потлов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *