Георгий Каюров. О писательской кухне.

Нарушу негласный запрет делиться с читателем писательской кухней. Открою небольшую завесу, как создаётся тот или иной сюжет. Возьмём самый банальный случай и опишем его.

«По заснеженному, скользкому тротуару шла пожилая женщина. Навстречу ей шёл мужчина. Женщина поскользнулась и упала. Мужчина помог женщине подняться, она его поблагодарила, и они разошлись».

Наверно, этот случай кому-то будет интересным. Но это не писательская работа. Так сможет описать любой бухгалтер или шофёр.

Писатель должен вытащить из читателя эмоции, подтолкнуть к переживаниям. Теперь как опишет подобный случай писатель.

«По заснеженному, скользкому тротуару шла пожилая женщина в серых войлочных полусапожках с разошедшимися молниями. В её молодости такие полусапожки называли «прощай молодость». Края полусапожек удерживались застрявшими посередине молний бегунками. Они давно застряли, потому что уже окислились от времени и прикипели. Правый и левый полусапожек отличались друг от друга только тем, что на одном бегунок застрял ближе к верху, а другой ближе к подошве. На иссохшихся ногах женщины полусапожки болтались и то и дело грозили подвернуться. Осторожно ступая, женщина зорко следила за тем, чтобы наступать на всю подошву. Навстречу женщине приближался мужчина, но, занятая скользким тротуаром, женщина не видела его. Когда мужчина приблизился, то для неё он словно восстал ниоткуда. Женщина испугалась, сделала быстрый шаг, полусапожек предательски подвернулся, и женщина упала.

– Надо вставать, мать, – равнодушным взглядом взирал на лежащую женщину мужчина: – Не могу приближаться, надо соблюдать социальную дистанцию. Мать, хочешь позвоню близким?

– Нет у меня никого, – стирая снег со щеки, сказала женщина и с усилием встала на четвереньки.

– Что же ты прожила жизнь, а детьми не обзавелась? – продолжал стоять над женщиной мужчина и наблюдать, как та пыталась найти в себе силы, чтобы оттолкнуться от скользкого тротуара.

– Не дал бог детей, – больше самой себе ответила женщина.

– Давай мужу позвоню, – предложил мужчина.

– И мужа никогда не было…

– А-а, – воскликнул мужчина: – Всю жизнь прожила для себя: – Ни тебе готовить еду для семьи, ни тебе ждать мужа с работы, ни тебе недосыпать, когда дети болеют, ни тебе делиться с ближним. Теперь вот упала и помочь некому даже встать.

Женщина, как стояла на четвереньках, так и опустила голову на руки. А мужчина пошёл прочь, только искоса бросив взгляд на дрожащую мелкой дрожью спину женщины».

Скажем, если на скорую руку, вот так должен бы описать простую ситуацию писатель.

Что я собственно всегда и делаю.

P.S. Можно ужесточить сюжет и описать от первого лица. Тогда психопаты проявляются как лакмусовая бумажка.

Поделиться:


Георгий Каюров. О писательской кухне.: 3 комментария

  1. Можно видеть в луже отражение солнца, а можно — плавающее г… Видимо, автор статьи склонен ко вторрму. Неаппетитная у него кухня получается — с запашком!

    • А ведь автор не зря предупредил, что сей случай, увы — банальный.
      Времена добрых дяденек и пионеров-тимуровцев давно канули в лета, и на поверхность нашей повседневной жизни всплыла грязная пена, в образе таких вот мерзавцев, как «герой» данного короткого сюжета.
      И не автор в том виноват, что отобразил во всех деталях мерзость нашего бытия, а сама мерзость, какую он «засветил» на людях.
      Прочитав подобное, читатель обязательно проведет некую параллель между «героем» и самим собой. Порядочный человек, конечно же осудит подобное, но ведь найдутся же и не совсем порядочные люди, а порой и просто негодяи подобные данному «герою», которые со злорадством и чувством внутреннего удовлетворения заметят, что эту пожилую женщину, лично они сами бы хорошенько толкнули, и без всяких угрызений совести и душещипательных разговоров с пострадавшей, пошли дальше по своим делам.
      И не только в данном сюжете просматривается проблема пожилых людей. Есть куда более мерзкие вещи, совершаемые теми же чиновниками всех мастей, заставляющих их мыкаться по многочисленным очередям, и при этом, отпускать им вслед «пожелания» поскорей сдохнуть.
      А старики, все ещё на что-то надеются, и в очередной раз, идя на выборы тех хе депутатов, мэров, губернаторов и даже президента, голосуют не за тех, кто реально о них позаботится, а за тех, кто эту «заботу» им только обещает.

  2. Литературное произведение, даже если оно изложено в виде короткого рассказа, должно «цеплять» читателя таким образом, чтобы он на какое-то время, забыв обо всем, становился частью «картинки», и мог прожить той жизнью, о которой идет речь в произведении.
    Как то так.

Добавить комментарий для Анатолий Воронин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *