Георгий Каюров. О чём следует писать. Лекция №2.

Зачастую мы скептически относимся к заявлениям автора, что он может написать, о чём угодно. В большинстве случаев оказываемся правы в своём недоверии.

Занимаясь подготовкой материалов для публикации в журнале «Наше поколение», я всегда стараюсь познакомиться с автором, по возможности, пообщаться с ним. Хочется для себя уяснить глубину познаний предмета, о котором рассказывает автор в своём произведении. Познакомиться с внутренним содержанием автора, с его отношением к миру, к обществу, к конкретному человеку, и может даже к конкретному чувству или черте характера.

Внутреннее содержание автора очень важно, и по его глубине мы можем прогнозировать продолжительность писательского пути. Прошли времена, когда советская система общества выступала заказчиком писательского труда, и сама же затем популяризировала писательский труд. Десятками, а то и сотнями тысяч выходили тиражи книг и литературных журналов. Сегодня писатель должен самостоятельно идти к читателю и предлагать те темы, которые востребованы обществом в целом и отдельным читателем. И вот тут как раз и важно внутреннее содержание автора. Если оно имеется, но очень невелико, то круг тем писателя ограничен, автор начинает повторяться и, как говорят, исписывается. В подобной ситуации никакая лекция или совет, или компьютер и даже учебник не помогут. Поможет лишь новое внутреннее обогащение, новые идеи, чувства, переживания, наблюдения. Ещё два десятка лет назад, во времена советской системы, государство направляло писателей и поэтов на различные комсомольские стройки, на целину, в экспедиции по тайге и океанам. И, как результат, рождался роман или цикл рассказов и очерков, или приличная подборка стихотворений. Подобные творческие командировки позволяли писателю обогатиться и посмотреть на мир масштабно. Увы, давно канули в лету подобные благоприятные для писателя времена. Сегодняшний автор, зачастую, тонет в мелкотемье, самокопании, а то и самолюбовании. Зачастую молодые авторы совершенно не тянутся к познанию окружающего их мира, а избирают путь вымысла, погружаясь в придумывание каких-то, доходящих до абсурда, миров и человекоособей, но почему-то привычки их героев, поступки, эмоции – наши, земные. Кто-то упрекнёт меня – мол, а о чём писать? Обо всём уже давно всё написано! Даже добавлю от себя – о любви говорят столько, сколько существует человечество, но всё равно, с рождением нового человека, можно не сомневаться, и этот вновь родившийся будет говорить о любви, писать стихи о любви. Итак, о чём же писать современному автору?

Отвечаю. Писать можно, о чём угодно, и обо всём на свете! Важно, чтобы внутреннее содержание писателя, его отношение к теме, толкование её и подход, были свежими, оригинальными и, добавлю – соответствовали времени писателя.

Как пример возьму произведения классиков – «Война и мир» Льва Николаевича Толстого и «Война и мир» Владимира Владимировича Маяковского или «Кавказский пленник» Толстого и «Кавказский пленник» Александра Пушкина. В каждой паре произведений тема одна и та же, но представлена автором по-своему. Неодинаков будет и вывод, делаемый читателем после прочтения каждого из произведений.

«Для себя» никто никогда не пишет. Если человек садится за стол и берётся за ручку с желанием описать увиденный случай, пережитые потрясения или эмоции – это уже потребность с кем-нибудь поделиться своими мыслями, чувствами, наблюдениями, наконец. Находить общество, для которого будут интересны мысли писателя – это значит иметь своего читателя. Не каждый писатель-современник может похвастаться кругом своих читателей, и тем более обширным. И, тем не менее, для писателя это и есть первостепенная задача – идти к читателю, искать своего читателя, вести с ним диалог. Каждый автор должен помнить о важности своей писательской миссии, и вот в каком значении. Всегда можно найти читателя, читающего литературу для приятного времяпрепровождения, и таких большинство. И очень хорошо! Но есть более серьёзный читатель, ищущий в литературе ответов на волнующие его вопросы, ищущий разрешений и выхода охватывающим его чувствам, ищущий освещения «вопиющих» фактов из жизни общества или конкретно взятой личности. Это особый читатель, мы, писатели, в какой-то степени даже в ответе за такого читателя. Выбирая темы и вынося своё мнение либо суждение о том или ином событии, писатель должен либо подкрепить своё изложение фактически достоверным материалом, либо его мнение должно быть аргументировано логически, чтобы читатель мог оппонировать. Всё это говорит о том, что темы писатель должен выбирать из жизни, развивать и развёртывать их на фактах, близких современному обществу.

Но вот тема писателем выбрана, всё постороннее, не относящееся к ней, отметено. Но как развить и развернуть сюжет, и в каком порядке повествовать выбранные сюжеты или события?

Вот об этом мы поговорим в следующих лекциях.

Пояснение: идея, тема, сюжет, фабула – это неотделимые составляющие произведения. Фабулой мы называем развитое содержание рассказа (факты, персонажи, происшествия и прочее). Сюжет – способ изложения фабулы, но не смешать того и другого в повествовании не представляется возможным. Оговоренное деление сделано условно, для удобства разбора текста и изучения техники писательского изложения.

Поделиться:


Георгий Каюров. О чём следует писать. Лекция №2.: 2 комментария

  1. Спасибо! Интересно, познавательно, с нетерпением жду продолжения.

  2. А мы вот на ФФЖ фабулой называли очерёдность событий в хронологическом порядке, а сюжетом называли тот порядок, в котором автор сам выстроил события внутри произведения, соответствуя заданному замыслу … В этом и суть их различия) Теорию литературы нужно знать, а
    знать её нужно хорошо и давать точные определения)

Добавить комментарий для Павел Потлов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *