Екатерина Четверикова. На душе стало светло.

На нашем сайте недавно была опубликована рецензия Максима Жукова на повесть Наталии Ложниковой «Воронка времени». Её результатом стала оживлённая полемика не только о конкретном произведении, но и о проблемах подготовки рукописей будущей прозы к печати: о необходимости творческих обсуждений, нелицеприятной критики, тщательного и квалифицированного литературного редактирования. Думается, что разгоревшийся спор пойдёт на пользу всем его участникам, а, главное, – на пользу астраханской литературе. Однако полемика далеко увела от предмета дискуссии – повести Наталии Ложниковой. Со своей точкой зрения на «Воронку времени» с читателями «Родного слова» сегодня делится преподаватель русского языка и литературы Екатерина Четверикова.

Прочла повесть Наталии Ложниковой «Воронка времени», первая часть которой была опубликована ранее. Прочла с удовольствием, и на душе стало светло. В современной жизни люди измотаны усталостью, стрессами, безденежьем. И так мало сейчас по-настоящему солнечных произведений!

Сюжеты, где герои перемещаются во времени, конечно, не новы. Но у автора повести получилось создать увлекательную цепь событий на фоне истории нашего родного края. Из уст оживших героев «разинской» Астрахани льются старинные песни о вольной Волге и Степане Разине. В их разговорах употребляется много архаизмов и историзмов, что делает речь персонажей красочной и достоверной, используются старинные выражения и названия предметов. Так создается исторический колорит в повести. Подробно описывается одежда исторических героев, их внешность, взгляды и черты характера. И люди далёкого времени предстают уже объёмными и живыми личностями. Описание окрестностей и природы добавляют красок. И вот словно я сама прошлась по берегу реки, проплыла на большой ладье разинцев по широкому разливу Волги, сопереживала друзьям, попавшим в плен. Словно я сама прошлась по дощатой площади кремля, спустилась в подвалы, посидела в трапезной у Степана Разина, отведала разнообразные угощения с барского стола или сбитень у старушки Авдотьи.

Повесть читается легко, на одном дыхании. Ни длинных размышлений, ни нравоучений читатель здесь не найдёт. Зато меня порадовали красивые описания волжских берегов, заката, деревьев и травы, сочувствующих переживаниям главной героини. «Ветерок… исподтишка наблюдал за водной гладью…» «На темнеющем небе с красной шапкой набекрень всплывал закат». «Серп луны разрезал небо». Эти метафоры очень хорошо оживляют картину происходящего и делают её яркой и выпуклой.

Почему меня зацепило это произведение? Потому что герои повести – молодые люди, за ними стоит наше будущее, и каким оно будет, зависит от нас сейчас. Зависит от того, что именно мы, люди старшего поколения, сможем передать молодежи, чему её научить, как воспитать. Эту повесть стоит прочесть подросткам, и они смогут задуматься о любви к родному краю, о его истории, о любви к матери, об уважении к старшим, о вере в бога. У меня стояли в глазах слёзы, когда я читала сцену о вернувшемся домой Славке. Наблюдая за своей стареющей мамой, он вдруг осознал, как она ему дорога, и как же он любит маму. «Ведь она была всегда рядом, как воздух, которым он дышал…» И потому не замечал этого. А сколько солнечного настроения подарили мне картины жизни Ульяны в наше время вблизи кремлевских храмов! Её дружба с больным и убогим Стёпкой-топтуном, как она защищала его перед хулиганами. Как Ульяна подружилась со старым ясенем, который сама посадила в том далёком ХVII веке у себя дома. И таких пронзительных моментов много в тексте.

Эту повесть стоит прочесть и людям среднего возраста, и людям главного возраста. Ведь темы «Воронки времени» никогда не выйдут из моды. Возможно, кто-то после прочтения сходит в Астраханский кремль, посетит его музеи, Успенский собор и мощи святых, кто-то зайдёт в Краеведческий музей, в картинную галерею. Читателю станет интересна Астрахань, её история, её герои, события давних забытых дней. И в этом заключается воспитательная роль художественного произведения. Так как обычное бульварное чтиво, любовные романы или детективы не дадут читателю начать думать и размышлять на вечные темы. Их прочёл и забыл.

Поэтому я делаю вывод, что повесть «Воронка времени» является произведением художественной литературы. Лично меня повесть заставила задуматься о своих отношениях с богом, о своей вере, о вере в людей. Мне стал еще дороже мой родной город. Я заинтересовалась периодом истории Астрахани во время разинского восстания. Думаю, что любой читатель сможет найти в повести что-то свое и поразмышлять об этом.

Основная мысль произведения заключается в том, что в любом времени и в любых событиях человек всегда должен оставаться человеком. Такие человеческие чувства как любовь, доброта, взаимопомощь, сочувствие, сострадание – свойственны и современным людям, и людям далекой исторической эпохи. Меняются времена, но сущность человека неизменна.

У Наталии Ложниковой много образов в повести. Образ реки Волги, у которой есть своя память, свои законы, свой характер. Четыре века назад это была широкая и полноводная река, её воды прозрачны и чисты, полные разнообразной рыбы. Люди уважают и любят Волгу, свою кормилицу. Они хранят её предания и законы. Ведь мальчишки попадают в её воронку не зря: они забрали горшок с драгоценными монетами у реки. И смогли вернуться тогда, когда отдали Волге её богатство. Это старинная примета, и люди старались её не нарушать.

Образ Кремля, меняющийся со временем. Читателю будет интересно понаблюдать, как Ульяна вспоминает, где стоял её дом, где были подвалы с провизией, какой маленький был у них храм. «Стена кремля, давно не белёная, мощно и прочно стояла на земле, а зубцы словно хотели пронзить небо, устремляясь вверх». Кремль оживает, сочувствует Ульяне, принимает её в свои объятия уже здесь, в современности. Кремль же и помогает ей вернуться.

Образы мальчишек, друзей Славки и Витальки. В первой части они главные персонажи повести, вокруг которых разворачиваются события. Но в самом начале эти образы остались без подробного описания их внешности. Поэтому для меня они были как бы прозрачными, хотя в продолжении есть описания их увлечений и семейного окружения.

А вот образ Ульяны автору очень хорошо удался. Само имя Ульяна льётся, словно могучие воды Волги. Ульяна – главный персонаж повести. Автор сразу дает подробное описание её колоритной внешности, рассказывает о её душевных порывах, о её любовных переживаниях. В этом поэтическом образе я вижу много смыслов. Это и молодость, и любовь, и мать-земля, и Родина. Это женское начало нашей жизни. Именно поэтому Наталья Ложникова показала не только смиренную и набожную Ульяну. Какая бы богобоязненная ни была девушка, но её разбитое от несчастной любви сердце так разрывалось в груди, что позабыла несчастная о страхе самоубийства и кинулась в пучину. Это и говорит о силе её женской натуры. Образ Ульяны близок с образом Родины, земли, на которой мы родились и выросли. Это река, которая радует и кормит людей. Это сила любви, побеждающая течение времени. Ведь из-за любви девушка преодолевает время, попадая в современность. И природа ей сочувствует, помогая в её душевных переживаниях.

Интересны также образы людей из далёкого времени: Степан Разин с его суровым взглядом, мать Ульяны, старушка Авдотья, юродивый Сенька-провидец, преданные люди из войска атамана, порой жестокие, обладающие недюжинной силой и умом.

Автор показывает, что бог разговаривает с героями с помощью снов. Славке является во сне святой и рассказывает, какие дела необходимо сделать, чтобы попасть в своё время. И Ульяне снится сон, где божий угодник подсказывает ей дорогу в своё родное время.

Умелым пером автор рисует современный Астраханский кремль, такой солнечный, с клумбами и дорожками, с храмом и мощами святых. И люди здесь в основном добрые, часто помогают Ульяне. Даже Юлька, подруга Славки, заинтересовалась странной девушкой. А как колоритно показана сцена в тюрьме, где оказались герои. Их сокамерники – пёстрая публика, но в каждом из них автор нашла изюминку и лучик света и добра.

Мне, как читателю, не хватило описания внешности мальчишек в самом начале. И во второй части эти герои как-то быстро и без причин исчезают, без объяснений оставив Ульяну одну. Не хватает, может быть, развития их отношений, их истории. Например, объяснение Ульяны и Славки в современности или объяснение Витальки, влюбившегося в девушку. Вот эти истории любовных отношений, на мой взгляд, можно было бы развить в сюжете. Думаю, что читателю стало бы интереснее.

Делая вывод, хочу посоветовать прочесть повесть, и возможно, прочесть её не раз. Потому что Наталия Ложникова – вдумчивый и внимательный писатель. И её детище потребует от читателя такой же вдумчивости и внимательности. При таком прочтении читателю откроется глубокий, красочный, чувственный мир нашего родного края. Вас сможет увлечь за собой и затянуть её воронка времени. И вы вернетесь из неё уже обновлёнными, с просвётленной душой.

Поделиться:


Екатерина Четверикова. На душе стало светло.: 3 комментария

  1. Большое спасибо, Катерина, за столь подробный и вдумчивый анализ повести. Мне она тоже очень понравилась, кроме увлекательного сюжета затронули описания природы, любимой реки, легко узнаваемых родных берегов. С помощью автора читатель окунается в глубину веков и может проанализировать современные ценности. Задуматься, а так ли уж они ценны?

Добавить комментарий для Анатолий Лиджиев Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *