Екатерина Четверикова. И снова о Родине.

В своих произведениях астраханские поэты, наши современники, воспевают основополагающее для гражданской позиции каждого человека чувство – любовь к Родине. Творчество любого поэта уникально, и тема Родины раскрывается у них при помощи различных литературных приёмов, тропов. Но наряду с этим в произведениях наших авторов прослеживается определённый алгоритм для всестороннего освещения образа Родины. Основными аспектами для полного раскрытия данной темы являются:

1. Определение понятий «Родина – Отечество» и связанных с ними тем.

2. Взаимосвязь истории страны и современности.

3. Ценностная ориентация, чёткая расстановка принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию его поступков.

4. Эмоциональный подход, связанный с личностным отношением к изображаемому.

Когда-то известный поэт Николай Заболоцкий так определил важнейшие составляющие стихотворения: «Мысль – Образ – Музыка». Автору необходимо чётко знать, о чём именно он пишет, какие художественные приёмы при этом использует и все эти мысли и образы, распределив в слова, расставить их в ритмическом точном порядке, определяя размер стиха (ямб, хоррей, дактиль, анфибрахий, анапест). Когда же речь идёт о такой основополагающей теме как Родина, любому поэту вдвойне сложнее, так как грядущее поколение учится на этих строках.

Основу художественной картины мира поэтов образует единство национального пейзажа, образ широкого русского пространства, картины природы малой родины, образы исторического времени и русской культуры как отражения нашего менталитета. Этим обусловлены основные композиционные приемы, которые легли в основу произведений астраханских поэтов. Главные четыре аспекта раскрытия темы Родины наблюдаются в стихотворениях наших земляков. Творчество каждого художника слова оригинально и индивидуально, они все по-разному преподносят читателю эту важную тему.

Первый аспект – это определение понятий «Родина – Отечество».

Юрий Щербаков, рассуждая о любви, постепенно расширяет это понятие от любви к женщине до любви к своей Родине:

…О любви не кричат! Не кричат, а встают

В полный рост за неё, если надо,

Как Матросов в одну из последних минут,

Как отец мой под Сталинградом.

…О любви не кричат! Не кричат – берегут

Маму, Родину, веру, свободу,

И Гагарина старт, и победный салют,

И любимую – вечные годы!

Здесь автор раскрывает основные понятия о том, что есть Родина, за что нужно бороться и кого беречь.

В другом своем стихотворении Ю.Щербаков объясняет самые главные моменты в жизни человека. Это природа родного края, малой родины, которая всегда рядом с нами и радует глаз своими красотами. Главное – это связь со своими предками, со своими корнями. Это основы родного языка. А самое главное, автор хочет вселить в каждого надежду на лучшее будущее для своей Родины.

…А, впрочем, что считать года

В теченье бурном или плавном.

Суть в том, что сам назначил главным

Однажды раз и навсегда.

А главное – вот эта степь

И Волга – аж до окоёма!

А главное, что это – дома

Надёжная родная цепь.

…А главное – вот этот миг,

В который солнышко садится,

И русские родные лица,

И незабытый наш язык.

…Успеть бы главное одно

Так объяснить глухому люду,

Чтоб он сумел поверить в чудо:

Сквозь пепел прорастёт зерно!

В своем стихотворении «Две дороги» Сергей Золотов даёт читателю ещё одну концепцию, необходимую для понимания темы Родины. Существуют всегда и даны каждому две дороги: «дорога от дома, дорога – домой».

… Конечно, горшки обжигают не боги,

Но, как ни играй со своею судьбой,

Вся линия жизни – две главных дороги:

Дорога от дома,

дорога – домой.

Мужчина защищает свою Родину не только с оружием в руках. Если наступает такая необходимость, то и поэт тоже может сражаться. Например, в стихотворении Щербакова звучит призыв к защите родной земли. Оружие поэта – это «горячие слова», которыми поднимали в бой целые армии и громили врага:

ПОКА НАМ ВПОРУ ВАТНИКИ ОТЦОВ

Всё реже – о любви.

Всё чаще злоба дня

В объятиях своих

Приветствует меня

Да так, что рёбер хруст –

В ответ на тот привет.

И для высоких чувств

Как будто мочи нет.

Но слышится: «Донбасс…»,

И понимаешь вдруг,

Что ничего сейчас

Важнее нет вокруг.

Что высота души,

Коль есть ещё она,

Высокое вершить

В бою теперь должна!

И нет любви преград,

И злоба дня права.

Пусть пулями свистят

Горячие слова…

Автор призывает слова идти в бой, «горячие слова», слова о любви к Родине!

Другая наша поэтесса, Александра Жмурова, в своём цикле стихотворений «Молитвы» рассуждает с читателем о силе и мощи слов, о забытых и затёртых смыслах, важных для читателя понятиях, о золотом молчании и о серебре важных слов:

… Речь людская потеряла вес –

Есть слова, а смысла нет – исчез:

Что – Любовь? Где – Родина? Кто – Мать?

Всё избить успели, затрепать…

И в конце стихотворения звучит призыв автора, как бы перекликаясь с произведением о «горячих словах»:

… Время посылать слова на битву:

«Становись! Равняйся! На молитву!»

Здесь звучит чёткий и яростный призыв – «посылать слова на битву», чтобы вновь воссоздавать древние изначальные смыслы слова, и чтобы само Слово, его сила могла воздействовать на умы людей, находя дорогу к их сердцам! Слова автора звучат, как лозунг, как руководство к действию! И многие наши поэты уже действуют, руководствуясь этим призывом.

В своём стихотворении об Астрахани Ю. Щербаков пишет о городе, ставшем родным, давая тем самым ещё одно главное понятие Родины – это «малая родина», без которой не бывает и Родины всеобщей:

* * *

Не молюсь берёзе и осине –

Нету их на родине моей.

Всё равно не как-нибудь – Россией

Испокон зовёмся без затей!

Уважением, любовью, долгом –

Наши чувства как ни назови,

Всё равно они, как Степь и Волга,

Навсегда растворены в крови!

Что-то в этом месте есть такое…

Эх, друзья, да что там объяснять!

Всё равно с Кремлёвскою стеною

Горизонт смыкается опять!

Чаканы, бударки и полои –

Хоть забыты старые слова,

Всё равно не каждою ль весною

Оживает наша родова,

Наша память без румян и глянца,

Рыбою пропахшая насквозь.

Всё равно остаться астраханцем

Каждому ль сегодня довелось?

Новая эпоха – новым людям,

Тем, что здесь достаток обрели.

Всё равно мы были, есть и будем –

Суть и соль неласковой земли!

Кто-то скажет прозой: груз традиций,

Им в веках исчезнуть суждено

Всё равно… Нет, Астрахани длиться!

Это нам совсем не всё равно!

Мы пути в грядущее осилим.

Земляки, глядите веселей!

Всё равно без нас не быть России,

Без любимой родины моей!

Значимой характеристикой «малой Родины» является у автора родимая земля, которая «как степь и Волга, навсегда растворены в крови!» Обзор горизонта очерчен «Кремлёвскою стеною», а сами жители становятся сутью и солью неласковой земли. Такими приёмами достигается полное слияние с родным краем: люди и город, его природа становятся единым целым. Использование «старых слов» («чаканы, бударки и полои») помогает читателю увидеть связь поколений, уже ушедшей жизни и современности. Серьёзный исторический подход здесь соседствует с чувством нежной привязанности к «неласковой земле», которую автор с гордостью вписывает в сердце России и в своё сердце.

Изображая свою Родину, поэт часто рисует образ, связанный в его восприятии со своей землёй. Раскрывая смыслы этого образа, художник слова делится ещё одним из понятий, заложенных в культуре для определения слова Родина. Например, в стихотворении Ирины Ворох «Небо России». В произведении описывается только небесная высь, но читателю становится понятно, что поэтесса проводит параллель между понятиями «Этой бездонной изменчивой сини» и Россией. Они в её глазах неразделимы и вечны:

…Трудно постичь, но нам точно известно,
Что над просторами вечной России
Вволю отмеряно дали небесной…

…Небо России. Оно повидало
Разное: мирное время и войны,
Знает, что больше других нам досталось
Туч грозовых и ветров беспокойных!
Но нам навеки оно подарило
Самую яркую звёздную россыпь,
И отражается светлый Ярило
В наших сверкающих утренних росах…

Весь настрой стихотворения позитивен и наполнен эмоционально-чувственным восприятием родного неба, как символа Родины.

Еще одно из понятий Родины представила в своём стихотворении Александра Жмурова. Она пишет о том, что без людей, без их объединения не станет и самой Родины:

…Сплотились люди в круг, в кольцо –

…Покуда вместе, значит, живы

Страна, традиции, язык,

Душа – загадка, чудо, диво –

…С народом – Правда, он – велик…

Понятие Родины также неразрывно связано и с понятием родного языка. Об этом пишет в своём цикле стихотворений «Слово» Юрий Щербаков:

…Святые братья из глубин столетий

Такой нам заповедали исход:

Пока читают книги наши дети,

Пока храним язык, мы есть народ!

…Над Русью Святой, над родительским кровом

Звучи, золотое славянское слово!..

…Пусть детям и внукам достанется снова,

Как дар, драгоценное Русское Слово!

Тема русского слова, бережного отношения к языку звучит и в стихотворении Николая Загребина:

…Оберегая пушкинское слово, –

Основу корневую языка

Могучего, народного, живого –

Она (Русь) несла через века.

И неизменной наполняет силой

И ясностью, как в пушкинской строке,

Сознание, рождённое в России,

Звучащее на русском языке.

Итак, из этих примеров видно, какие именно понятия, связанные с Родиной, поэты выделяют в своих произведениях. Что же значит для поэтов – астраханцев Родина?

Родина – это прежде всего любовь: к матери, к родной земле, к своему дому. Это вера и свобода, без которых можно потерять себя.

Родина – это природа и красоты родного края, малой родины.

Родина – это связь со своими предками, со своим родом.

Родина – это бережное отношение к родному языку.

Родина – это народ, объединение людей, живущих на родной земле.

Родина – это возвращение домой, к родному порогу, который когда-то покинул.

Родина – это один большой образ, как синее небо над головой.

Вот такие основополагающие понятия дают читателю наши современники. Знакомясь со стихотворениями наших земляков, можно легко, как по учебнику, уяснить для себя все эти важные постулаты для осознания того, что же такое Родина.

Второй аспект – взаимосвязь истории страны и современности.

Существует фраза, гласящая о том, что без истории народа и страны нет будущего. И астраханские поэты согласны с таким утверждением. Если последующие поколения будут помнить славные традиции наших предков, то станет понятным и светлым дальнейший путь.

В стихотворении Юрия Щербакова «Зачем нам знать историю страны?» чётко и ясно даётся ответ на этот вопрос. Он пишет о военных подвигах славных предков и о том, зачем так яростно они боролись за каждую пядь родной земли:

Зачем нам знать историю свою?

Зачем нам помнить подвиги и славу,

Добытые героями в бою

За нашу необъятную державу?

Зачем сражаться за вершок, за пядь,

Благоразумью кроткому не внемля,

Когда не перемерить, не объять

Такую нескончаемую землю?

Не обеднел бы предок на кусок,

Отрезанный соседскому задире!

Зачем не уступил и костью лёг

Упрямый за космические шири?

…И потому не в каждом ли бойце

В сорок втором, жестоком и кровавом,

Как и в моём, наверное, отце

Проснулся дух дружины Святослава!

Проснулась мощь суворовских полков

И поступь грозных земских ополчений,

И боевая удаль казаков,

И Дмитрия Донского ратный гений!..

…История – не в дальнем далеке –

В любом из нас, ты только сердце слушай!

Она и в поэтической строке,

И в старой песне, что ложится в душу!

О, Астрахань моя, судьба моя!

История, которой нету края!

Привольнее и краше есть края,

А вот родней – родней тебя не знаю!

Ответ автора на этот вопрос прост: так поступали все наши предки, кровь которых течёт в жилах современников. Они были мудры и знали, что делали. А нам остаётся лишь не забывать о былом и следовать заветам предков.

У Юрия Николаевича создано множество стихотворений о своих родных предках, о своём роде. Стихотворение о первом его предке, вольном казаке, ставшим на три года галерным рабом, Щербатом. Автор ясно представляет нам судьбу своего предка, как он попал в рабы на галеру, как судно потерпело крушение у берегов Турции. Легко ли было вольному казаку находиться в неволе? Как ему удалось остаться в живых после плена? Перед читателем проходит почти вся история жизни Щербатого с залихватским характером и казацким норовом:

А предок мой по прозвищу Щербатый,

Галерный раб – предание гласит –

Не здесь ли мыкал горюшко когда-то?..

Быть казаку в неволе – тяжкий стыд…

…Злосчастье не сломило казачину:

Когда кнутом надсмотрщик ласкал,

Ему всегда показывал щербину

В усмешке, так похожей на оскал…

…Какие у него случались рати?

Где бедствовал, а где был сыт и пьян?

Одно я знаю точно: что щербатил

Он от души клинок о басурман!..

Безусловно, связь со своими корнями даёт каждому человеку энергию для жизни. Есть ещё одно стихотворение «Сплоховал Щербачок…», где описывается судьба того самого предка, что смог выбраться из плена. Поэт рассказывает историю о том, что из плена спасла Щербатого хозяйка избы, где держали «вороньём недобитого сокола»:

…Сон-травой поросла

Та загадка-былина.

Только в нашем роду

С тех неведомых трав

Достаётся сынам

Щербачкова щербина

Да хозяйки кружала

Стремительный нрав!

В этой истории прослеживается память поколений, которая течёт по венам всех ныне живущих. Автор дает понять, насколько важно знать историю своих предков, чтить свой род, чтобы «не прервалась жизни нить». Ю.Щербаков прекрасно передаёт исторический быт в этих стихотворениях, используя диалектизмы, слова из украинского языка, которые красочно передают настроение и картину того времени.

Стихотворение «Родова» продолжает тему связи с родом:

До чего же мне любо корнями гордиться,

Повторять нараспев дорогие слова:

А моя родова из казачьей станицы,

Из рыбачьей станицы моя родова!

…Пращур мой, ты глядел не из этих ли окон

На степные поля, на речной окоём?

…Прикасаюсь душою к родному истоку,

Чтобы смыть суету бесполезную в нём.

В этих четверостишиях виден взгляд настоящего историка, представляющего, как его пращур жил здесь, где теперь живёт и его потомок. Прикоснуться душой к родным истокам необходимо, чтобы ощутить связь поколений и получить заряд для дальнейших свершений.

«Интерес к судьбе Отечества любых времен – от былин до современности – характерная черта поэзии Ю.Н.Щербакова», – так отметила в своей статье Галина Подольская, преподаватель АГУ. И действительно, этот автор создал множество стихотворений на тему исторических событий, поворотных для России: о Руси – страдалице времен Золотой орды и судьбе русских князей в полоне у татар («О, братие, ужель на Калке мы?…»), об отчаянной рати Мономаха («Бесстрашное сердце десницей медвежьей…»), о том, что Астраханский кремль ни разу не был взят иноземными захватчиками («Пока века за рубежами…»), о князе Святославе, разгромившем Хазарский каганат с его столицей Итиль в устье Волги («Хазарский бек», «Святослав»), о гибели ушкуйников, павших от рук вероломного князя Хаджи-Черкеса, считавшимися впоследствии передовым отрядом Дмитрия Донского до победы на Куликовом поле («Хоть верьте, хоть не верьте – как хотите…»), о славном боярине Севастьяне Авраамове, после царя Иоанна Васильевича, предательски кинутом в земляную яму, но не отрекшимся от своей веры и Отечества («Вера»), о том, как был смещён астраханский хан Ямгурчей с помощью казацких сил («Нахохлился коршуном хан Ямгурчей…»), о судьбе Марины Мнишек в Астрахани («Марина Мнишек»), о Степане Разине, захватившем Астрахань. И заметьте, все эти события происходят в Астрахани, они об истории нашей малой Родины. В этих произведениях герои предстают, как живые, им сочувствуешь, других ненавидишь, но только к ним невозможно остаться равнодушным. Читатель может и познакомиться с историческими событиями давнего времени, и увидеть геройские поступки наших славных предков. Оценивая исторический аспект творчества Юрия Николаевича, поэт Валентин Берестов писал: «Присущий ему историзм даёт поэту возможность передать глубину и масштаб происходящего». Если возможно выразить тематику стихотворений Ю.Н.Щербакова в одном предложении, то можно сказать: «Героическая старина и электроток бьющей современности – таков магистральный мотив его поэзии». (Г.Подольская)

Интересен исторический подход у поэта Николая Загребина в его цикле стихотворений «Русь моя», где автор описывает историческое прошлое наших предков, которое остаётся в памяти народа на генном уровне. Очень необычно здесь выстроена сюжетная линия. Он описывает ту, «изначальную» Русь, где люди жили счастливо и не знали горя. Так жили наши далёкие предки. Автор преподносит свою объёмную работу, больше похожую на поэму, как приснившийся герою странный и прекрасный сон, где он путешествует, наслаждается видами, общается с этими счастливыми людьми и… где светлеет и отогревается его душа, его сердце! Вот такую Русь автор хочет видеть сейчас и жить в такой доброй и светлой стране. Такой он хочет видеть свою Родину. Ведь пока в нас жива память о том, откуда мы пришли и кем мы были, как мы жили, – то народу можно с уверенностью смотреть в будущее. Поэтому важно не забывать о Родине:

…Где лазуритом расцвечены дали,

Ночью горит серебро лунных вод,

Нет ни вражды там, ни чёрной печали,

Нет суеты меркантильных хлопот.

Там бескорыстные, сильные люди

Пашут общиною, сеют и жнут.

Зависть и злоба сердца их не студит,

Греет добро, что нашло в них приют.

В красных углах с рушниками божницы,

В рубленых избах покой и уют.

Свет и привет излучают их лица.

Вечером синим, чуть солнце склонится,

К речке выходят и песни поют…

Герой стихотворения чудесным образом попадает в страну своих предков:

…Огляделся вокруг: лодку заводь качает,

В заревом кушаке царь Ярило встаёт,

Над моей головой – крылья белые чаек,

А над ними – коней златогривых полёт…

Даже в этом маленьком отрывке столько красок и видов, так и хочется самому туда попасть! Героя встречает «приветливый народ», его угощают, велят надеть «рубаху белёного льна». Босыми ногами он идёт по траве, чувствуя родную землю, вдыхая её «заливные луга и раздолье полей», где «всё растёт и цветёт, и щебечет на ней!» Какие краски использует здесь автор, по образованию художник, отлично владеющий кистью? Золото солнца, русый цвет «в косах спелой пшеницы», «молодой краснотал», «бирюза василька».

…Эту ночь не забыть – побывал я в России,

Где моя, наконец, отдышалась душа! …

…И меня никогда не покинет их сила!

Даже там, где прилягу, совсем не дыша,

Стану малой частицей землицы России,

Малой капелькой неба России – душа.

Итак, аспект взаимосвязи истории страны и современности широко представлен в стихотворениях наших земляков. Это подтверждает, что знать историю своей страны и своего рода – значит, уверенно строить своё будущее.

Третьим аспектом являет ценностная ориентация и расстановка принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию его поступков.

Композиционный подход, прозвучавший в новой семантике, даёт систему ценностей в цикле стихотворений нашего земляка Сергея Золотова «Есть для мужчин параграф в книге судеб…» Здесь автор пишет о том, что имеет значение в этой жизни для настоящего мужчины, как нужно служить Отечеству. Можно смело, я думаю, записывать эти правила и следовать им любому нашему мужчине, решившему стать настоящим! Понятия долга перед Родиной, доблести и чести по зову человеческого сердца – вот о чём это стихотворение:

Есть для мужчин параграф в книге Судеб –

забыв про дом, про отдых и уют,

быть там, где так необходимы людям

их верное плечо и щедрый труд…

…Есть для мужчин параграф в книге Судеб –

в суровый час, когда гудит набат,

не ждать повестки: «Будет иль не будет?»

А самому спешить в военкомат.

В поход солдату долго ли собраться?

Винтовка. Скатка. Ложка. Пять гранат.

И из окопа первому подняться.

И выстоять. И одолеть врага…

… А в мирный вечер, встретившись с друзьями,

по кругу фронтовых сто грамм пустить

и вспомнить всех, кто шёл к победе с нами,

но до Победы не успел дожить…

… Есть для мужчин параграф в книге Судеб –

… Всё называть своими именами

и оценить все ценности уметь.

С друзьями – другом быть,

врагом – с врагами.

И никогда не греться,

только – греть,

чтоб взятое тепло в квадрате, в кубе,

сторицей людям возвращать потом.

… Есть для мужчин параграф в книге Судеб.

Досадно, что не каждый с ним знаком!

Действительно, досадно, что не каждый мужчина знает о таком «параграфе». Современное воспитание и образование всё чаще лавирует мимо таких важных и нетленных ценностей! Хотя я лично знаю многих настоящих мужчин, следующих таким правилам.

По-своему даёт читателю свою ценностную ориентацию Николай Загребин. Вот, например, стихотворение, которое можно назвать и патриотическим, и призывающим, и патетическим. Здесь чётко и ясно обозначена жизненная и гражданская позиция поэта:

Спроси меня: кто я?.. и где родился?

Отвечу твёрдо: русский… на Руси,

Её водой живительной крестился

И умывался россыпью росы.

Она во мне – от края и до края!

Не от того ли песни ей пою,

Что суть земли – великая, простая –

Питает душу русскую мою?

И славлю Русь, явившую поэта,

Что первым стал в созвездии имён,

В далёких днях, открывшихся расцвету,

На стыке исторических времён.

Оберегая пушкинское слово, –

Основу корневую языка

Могучего, народного, живого –

Она до нас несла через века.

И неизменной наполняет силой

И ясностью, как в пушкинской строке,

Сознание, рождённое в России,

Звучащее на русском языке.

Что тут можно добавить? Комментарии излишни!

Хотелось бы привести в пример ещё несколько строчек из стихотворения Н.Загребина «Живу по-крестьянски…». В этих строках поэт определяет основной принцип жизни человека, когда каждый новый день дарит нам силы работать, творить и любить:

…И всё, пробуждаясь, становится вдруг
Поющим, искристым, звенящим!
Рождённый вновь день начинает свой круг
Под солнышком животворящим.

И так нестерпимо желание жить,
Стихи сочиняя о солнце,
Вплетая в строку сокровенную нить,
Что жизнью земною зовётся!

Мне бы хотелось показать здесь ещё несколько выдержек из стихотворений поэта, говорящих о его жизненных ориентирах и о светлом чувстве к Родине:

…Я сын России и отсюда

Святая к Родине любовь.

И тем живу, в груди покуда

Стучит мотор, гоняя кровь…

… На своего надеюсь Бога –

Что мне чужие алтари!

И эти «кормчие» с Востока,

И с Запада поводыри, …

… Я сын тебе, моя Расея,

Характер твой во мне и стать.

Могу пахать, умею сеять,

А если кликнешь, — воевать.

И повторю опять: «Я – русский!»

Слов этих нравится союз.

Живу и думаю по-русски,

Да и пишу не по-французски,

Тревожа сон ленивых муз.

***

Пред силами пред тёмными

За Русь, за веру истую,

Не выдав боли стонами,

Переболею, выстою!

Лихой бедою дни грозят,

Бессонны ночи мглистые –

Не отступлю, не сдам назад,

Преодолею, выстою!

С молитвой покаянною –

Пред Девою Пречистою

Душою окаянною

Склонюсь пред ней, не выстою.

И снова у Н.Загребина, как и у Ю.Щербакова, у А.Жмуровой, у С.Золотова, звучит рефреном мысль: «Выстою! Не предам! Не отдам врагу! Верю в тебя!»

У поэтессы Александры Жмуровой есть стихотворение с говорящим названием «Родину не выбирают», где даются обещания не бросать Родину, даже в трудный час, не отдавать её никому. И эти ценности для каждого русского человека неизменны. Строки написаны с такой пронзительной силой и любовью к своей земле, что и обсуждения здесь излишни:

Я знаю, знаю, есть красивей,

И ласковей, наверно, есть…

Но мне Господь судил Россию.

Она мне – Родина и Крест.

Особенное место в мире:

Здесь можно мытарства пройти

Ещё при жизни. Верно лирик

Писал про стати и пути:

Что, мол, аршином не измерить,

Умом нерусским не понять…

Но, слава Богу, можно верить,

Любить, надеяться и ждать!

Родителей не выбирают,

И родину судьба даёт,

И если мать в болезни тает,

Кто от постели отойдёт?

Под Неба терпеливой синью,

Зверьём разодранная в хлам,

Лежит недужная Россия…

Моя! Не брошу! Не отдам!

Основные ценности и мотивацию для читателей даёт наша современница Ирина Ворох. Так в стихотворении – признании в любви к Родине автор с присущим ей оптимизмом утверждает, что Россию ничем не сломать и не победить, несмотря на происки врагов. В произведении названы самые яркие моменты, которыми наши граждане могут гордиться: «широта души, любовь и чистота», музыка, талантливые люди. Сам ритм стихотворения напоминает песню, строки из которой поэтесса взяла для эпиграфа к стихотворению. Почитаем:

«Родина моя, хочу, чтоб услыхала
                Ты ещё одно признание в любви»
                М. Танич.

Родина моя! Не верь, что очерствели
Души и сердца сынов и дочерей…
И в былые дни жестокие метели
Вклинивались в мир и яростней, и злей!

На своём пути ты многое видала.
Восставая вновь из пепла и оков,
Удивляла всех. И всё начав сначала,
Встраивала смысл в мозаику веков.

Бесятся враги. Им так невыносима
Широта души, любовь и чистота.
В музыке твоей пленительная сила –
Неизбывный зов небесного моста!

И не гаснет свет в ладонях поколений,
Ведь зовут стихи и звёзды, и моря…
Родина моя, где каждый пятый – гений,
Где не могут жить, не мысля, не творя.

На круги своя вернётся каждый ветер…
Переменчив мир. Но истина проста:
Не загнать орлицу ни в силки, ни в сети,
Никогда змее не разорить гнезда!

Лилия Вереина, поэтесса, о которой Юрий Щербаков сказал: «За внешней простотой её строк кроется глубокий смысл и сокровенная тайна. Потому что настоящая поэзия – и есть тайна, которая завораживает читателя, исподволь делая его душу лучше и чище». В её стихотворении «Святой стяг» говорится о вере (попрошу не путать с религией):

Когда хочу я сделать шаг,

Свершение какое,

Со мною рядом Веры стяг

С Надеждой и Любовью…

…А вера так душе нужна,

Как нищему одежда.

Любовью полнится она

И доброю надеждой.

Астраханские поэты – современники представляют основные жизненные принципы, которым нужно следовать любому человеку: иметь твёрдую веру, несмотря на религиозную принадлежность, любить свою Родину и быть готовым постоять за неё, ценить каждый новый день и видеть в нём новые возможности, гордиться своей Отчизной и её достижениями, не предавать главные нетленные ценности своей страны и быть примером для других в этом.

Четвёртый аспект – это эмоциональный подход, связанный с личностным отношением к изображаемому.

Освещая данный аспект, возможно привести в пример практически каждого поэта, нашего земляка. Как писал Николай Травушкин: «…слово, тем более поэтическое, не только для того, чтобы уяснить себе смутные чувства, что бродят в душе. Это средство общения, уяснённое, понятое, должно быть передано другим…» Переданное другим чувство любви к Родине несёт мощный эмоциональный заряд в стихотворениях о природе родного края. В своей предыдущей статье я рассказывала о том, как описывают родную природу наши поэты, сколько красок и ярких образов в этих произведениях. Назову нескольких наших современников, о ком не упомянула ранее.

Прочитав одну из подборок стихотворений поэта Олега Куликова, я открыла для себя целый мир поэтического, поистине народного слова. Автор очень точно описывает нашу действительность, подмечая все горести родной земли, её бедственное положение. Он неравнодушен и к чаяниям и ожиданиям сегодняшнего общества, открыто критикуя его недостатки. О.Куликов посвятил несколько стихотворений уходящим деревням («Бывшие деревни»), где с пронзительной тоской описывает стариков, покидающих родные края, столбы, обрывающие связь, умирающие деревья после ухода людей. Эта картина «царапает душу», и читатель чувствует неравнодушие автора и его стремление всё исправить:

…Когда ветшают русские деревни –

Там пал забор, здесь покосился дом –

То умирают первыми деревья

Над озером, над речкой, над прудом…

…Но затревожил, зацарапал душу

Засохшей веткой чёрный сухостой.

Стихотворение Олега Куликова о деревьях наполнено гораздо большим смыслом, чем разговор о дереве как растении. Дерево всегда было символом рода человеческого, с ним особенно хорошо держали связь наши предки, русы. Поэт пишет о корнях наших народных, лишь бы корень не зачах. А весна мне видится здесь олицетворением нового времени, будущего:

…Приречные деревья России!

Прикасаюсь к шершавым стволам.

Сколько лет у вас черпаю силы

И печалью делюсь пополам…

…Улетают года –

не потеря!

Корень жилистый бы не зачах.

Лишь весну удержали б деревья,

На своих искривлённых плечах…

Также много стихотворений у О.Куликова и о природе, о Волге, о баркасах и кораблях. Осенние ветры или зимняя стужа, – всё откликается в чуткой душе поэта и ложится на строчки о нашей Родине.

Апеллирует к эмоциям читателя и стихотворение Сергея Золотова «Осенний мотив». Здесь предстаёт картина облетающей листвы в осеннюю пору, обычное сезонное явление. Но сколько борьбы в этом неизбежном полёте! Листья не сдаются, борются до последнего. И читателю становится понятно: можно и перед лицом неизбежности делать выбор – гореть и не сдаваться!

Печальна красота осенних листьев.

Она, как запоздалый крик души.

Багряный лес под красками неистов,

попробуй, разберись и опиши…

…А листья пламенеют, пламенеют.

Они живут!

Они кричат:

– Держусь!

Они, как вымпела над морем,

реют

сигналом:

«Погибая – не сдаюсь!»

Они и впрямь не думают сдаваться

и, сорванные ветром и дождём,

над всей планетой весело кружатся,

как будто им погибель нипочём…

Ещё одна извечная тема: всё уходит. Посмотрите, как её обыграл автор. Не покидайте близких и друзей, читайте хорошие стихотворения и не забывайте, помните о них!

Всё уходит.

Не вернут «вчера»

даже хитромудрые советы!

Переходят в ночи

вечера,

в утрах

растворяются рассветы.

Всё уходит:

молодость и стать,

женщины,

друзья,

стихи и песни…

Что б от них в дороге не отстать

Надо нам

держаться

с ними вместе.

Не могу пройти мимо стихотворения поэтессы Александры Жмуровой, которое звучит и льётся, словно песня, а эмоции льются через край. Только большая любовь к родной земле способна создавать такие строки:

НОЧЬЮ

Ах, как поётся нынче ночью, как гуляется…

Пыльцой припудрила мой сад луна-красавица,

На ветках август переспел – свисает гроздьями,

Прозрачный воздух загустел и пахнет звёздами…

И повторяет эхо громко даже шорохи,

Сверкает Вега, и в степи мелькают сполохи.

Над Волгой – гуще синева и звёзд мерцание,

Насквозь пронизана вода луны сиянием…

И песня трогает весь мир, всего касается

И эхом лунным, эхом звёздным откликается…

Ах, как поется нынче всласть – до сердца донышка…

Луна бледнеет, звёзды гаснут… Здравствуй, солнышко!

Эмоционально-чувственное восприятие своей Родины представляет читателю и поэт Олег Кашин. Как о нём написал Борис Свердлов: «Читая его стихи, как-то верится в искренность и глубину правды, высказанную поэтом!» Я думаю, что Олег Кашин нашёл Родину и давно зрит в корень своей души!» Мудро и точно сказано.

Я люблю эту ширь, эти млечные дали,

Необъятный простор Прикаспийских степей

И полынных ветров, горький привкус печали

Я люблю без конца всей душою своей…

…Оттого и душа моя здесь нараспашку,

Что с тобой мы когда-то приют здесь нашли.

Признаюсь я в любви желтоглазым ромашкам,

Этой древней красе Астраханской земли!

___________________________________

…И понял я, что нет родней

Земли, которая взрастила.

Она святых икон святей,

И в ней родства таится сила.

У Лилии Вереиной складываются такие нежные поэтические строчки о родной природе, что сразу чувствуешь и шелест травы у реки, и плеск волны, и шорох ветра в листве деревьев, словно солнечный зайчик пригрелся на щеке:

Заплетает лето косы иве

На речном пустынном берегу…

Знаю точно, стать ещё счастливей

Я нигде на свете не смогу…

Потому что, если сердце стонет –

Много в жизни самых разных дней –

Для меня земли родной ладони,

Что объятья матери моей…

_____________________________________

…Знаю одно, если сердцем припал

К этим бескрайним просторам,

То не страшит тебя зноя накал,

Ветер в лицо – до упора.

В шёлковых травах весною поля,

Степи – как море цветное…

Приворожила степная земля,

Стала навеки родною.

В стихотворениях ещё одной нашей поэтессы, Татьяны Дробжевой также звучит мелодия любви к родной земле, к своей малой и большой Родине:

Я на Родине любимой живу.

И пока ещё не пройден рубеж,

Я судьбы своей простую канву

Расшиваю алой нитью надежд…

…Я по улице заветной пройдусь,

И улыбкой земляков одарю.

Здесь берёт начало Древняя Русь,

Я её с поклоном благодарю:

За её прекрасный трепетный лик,

И за щедрость урожайной земли,

И за счастья благодатный родник,

Что с тобою мы когда-то нашли.

________________________________

Я влюблена в рассветы и закаты,

И майский день в разливах ильменя.

А грома голосистые раскаты,

Не испугают, грешную, меня…

…Мне это всё сегодня, как награда,

От Родины ответная любовь,

И вновь меня, как ласковое чадо,

Она качает в пене облаков.

Известный астраханский поэт – песенник Александр Курин создаёт стихотворения, часто сочиняя к ним музыку и исполняет их. В его сборнике «Берегите Россию» собраны стихотворения на различные темы, но автор много пишет о Родине, не боясь рассказать о её бедах и недостатках, иногда с иронией, иногда с болью. Но всегда стихотворения А.Курина пронизаны светлым чувством к родной земле, к матери – природе, к людям, живущим рядом. Так в стихотворении «Люблю я Русь свою» автор признаётся:

Среди дорог и улиц узких,

Где точно знаю адрес свой,

Люблю я Русь свою и русских,

Пока дышу, пока живой!..

…Средь бурь опять мы на пороге,

Конца не видно дней лихих,

Любите нас, Родные Боги,

Не ждём добра мы от чужих!

В этом стихотворении автор перечисляет имена богов наших далёких предков, помогавших им в жизни (Чур, Хват, Ярило, Свентовит, Сварог, Макошь, Лада, Лель). Поэт надеется, что и нам смогут помочь боги наших предков, ведь они и наши тоже.

И такие строки встречаются у А.Курина, что «За Родину сердце дрожит…» В этом и есть основная эмоциональная составляющая, настраивающая читателя на сострадание и сочувствие к своей Родине.

В заключении могу отметить, что все аспекты раскрытия темы Родины в произведениях астраханских поэтов – современников представлены во всём своём многообразии и лиричности. В создании традиционного образа Родины – матери важную роль играют природные образы, образы малой родины, и здесь встречаются эпитеты: «мой родной», «моя родная степь», «мой город», «моя неласковая земля», «родной берег», «милая Родина». Именно такие эпитеты акцентируют чувство родства с родным краем, который связан с мотивом памяти о юности, но чаще всего раскрывается в противопоставлении старой и новой жизни. Авторы находят в современности исторические корни русского патриотизма, апеллируя к славным традициям прошлого. Поэты обращаются к тёмным трагическим сторонам русской истории, осмысливая при этом войну как творимую трудную историю Родины. Часто используется лексема «русский», употребляемая в контексте не просто названия национальности, а определения всех людей, живущих в России. Судьба поэта неотделима от судьбы Родины, так чувствует каждый автор стихотворений о своей стране.

«Для поэзии главное – художественное слово – единственное, внятное, не аморфное, не приблизительное – сущностное», – так отозвалась о слове в поэзии Галина Подольская. Думаю, что у наших поэтов и получается такое единственное слово.

Поделиться:


Екатерина Четверикова. И снова о Родине.: 3 комментария

  1. Молодец, Екатерина!
    Очень хорошо написано и тема раскрыта полностью.

Добавить комментарий для Марина Гурьева Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *